.RU

4. Лица, совершающие богослужения - Литургика


^ 4. Лица, совершающие богослужения
Православное богослужение совершается особыми лицами, поставленными на то через законное рукоположение Самим Господом и составляющими церковную иерархию, или духовенство. Еще в Ветхом Завете, по повелению Божию, св. пророк Моисей избрал и посвятил для совершения богослужения особых лиц первосвященника, священников и левитов. Первым первосвященником был брат Моисея Аарон, а первыми священниками были сыновья Аарона. Лица, дерзнувшие совершать богослужение без законного поставления были наказаны (возмутившиеся с Кореем, Дафаном и Авироном). Первосвященнику и священникам помогали левиты. Таким образом, ветхозаветная иерархия состояла из трех степеней.

В Новом Завете Господь Иисус Христос, совершив Божественное Свое служение на земле, установил таинства и научил людей покланяться Богу духом и истинною, предоставил потом, как дальнейшее устройство Церкви, так и видимое совершение богослужения Своим Апостолам и преподал им благодатную силу и власть священнодействовать, учить верующих вере и благочестию и управлять Церковью. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы, и сия рек, дуну, и глагола им: Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Иоан. 20, 21—23; 17, 18; Мф. 16, 19; 18, 18).

Господь Иисус Христос из всего множества Своих учеников и последователей избрал только 12 Апостолов, которым дал власть учить, совершать богослужение и духовно руководить верующими ко спасению (Матф. 28, 19). Полученную от Господа власть Апостолы постепенно через рукоположение передали своим преемникам. Прежде всего, как видно из 6 гл. кн. Деяний, они учредили в помощь себе низшую степень церковной иерархии — диаконскую. Служение первых диаконов состояло в попечении о бедных и в помощи Апостолам при совершении таинств. Когда число верующих стало разрастаться, Апостолы избрали себе новых помощников, наделив их полномочием проповедовать, совершать богослужение и управлять церковными общинами. Посвященные на это служение чрез возложение апостольских рук с молитвою стали называться «пресвитерами», или «старейшими». Наконец, вследствие все продолжавшегося увеличения числа христиан, Апостолы, не имея возможности сами лично всюду ставить диаконов и пресвитеров, учредили в Церкви еще новый высший сан — «епископов», которым и передали полноту своей власти власть не только учить, священнодействовать и управлять, но и самим посвящать пресвитеров и диаконов и наблюдать за их поведением. Слово «епископ» значит по-гречески «блюститель», или «наблюдатель» (от глагола επισκοπεω «епископео» = «наблюдаю»).

В самом начале и святые Апостолы, а затем их преемники Мужи Апостольские, как указывает архимандрит Гавриил, «преемственно передавали свою власть и полномочия другим искусным в Божественном Писании мужам и требовали того, чтобы верующие повиновались им как надзирателям в своей области... Святый Игнатий Богоносец (107), муж Апостольский, строго обличал тех, кои не слушались епископов, пресвитеров и диаконов... Св. Иреней (202), епископ Лионский, ясно отличает преимущество прав епископа и обилие в нем благодати, говоря, что пресвитеры получают дарование благодати от епископов. Он выводит преемство епископов и их происхождение непосредственно от самих Апостолов. По словам Св. Киприана Карфагенскаго, поставление епископов основано на Божественном законе и передано нам чрез св. Апостолов, которые первые приняли епископство от Господа нашего Иисуса Христа. Апостолы, поставив, по духовном испытании епископов, дали им притом и преемников, дабы, когда они почиют, другие, испытанные мужи, приняли на себя служение для того, чтобы чрез такое учреждение и последовательность в церковном чиноначалии переходило и сохранялось предание Апостольское и проповедание истины, так что все епископы чрез последовательное рукоположение сделались преемниками Апостолов» («Руков. по Литургике», архим. Гавриил, стр. 259).
Священнослужители
Так явились и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: высшая епископ, средняя пресвитер (от греч. слова πρεσβυτης = старик, старший), и низшая диакон. Все эти лица носят общее название священнослужителей.

Каждая из степеней священства имеет еще свои разновидности, в зависимости от заслуг данного священнослужителя и служебного положения, которое он занимает. Так епископы более значительных областей и городов носят наименование архиепископов (от греч. αρχαιος = старый, заслуженный епископ); епископы митрополий, или столичных городов именуются митрополитами (происходит от μητηρ мать+πολις=город), или экзархами (εξαρχω значит начальник). Епископам древних столиц Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, а также впоследствии главам некоторых Поместных Церквей усвоен титул патриархов (от πατηρ =отец, αρχω управляю, начальствую). Помощники епископов, управляющие многолюдными епархиями, носят название викарных (vice = вместо) епископов, или просто викариев, то есть «наместников». Священники, или иереи, стоящие во главе больших приходских общин и соборных храмов, носят званием «протоиереев» (от греч. πρωτος=первый ιερευς священник=«первоиерей») и первенствуют перед другими священниками при богослужении. Священники церквей дворцовых, патриарших и синодальных носят почетное звание «пресвитеров», а первые между ними «протопресвитеров». Монахи, имеющие сан иерея, называются «иеромонахами»; стоящие во главе монастыря «игуменами» (от ηγουμενος=начальствующий), а во главе самых больших и славных монастырей «архимандритами». В настоящее время эти звания даются не только по занимаемому положению, но и по выслуге лет и за особые заслуги, как награда или отличие для ревностных священнослужителей. Точно также и старшие диаконы при соборных храмах называются «протодиаконами». Диаконы-монахи называются «иеродиаконами», а старшие из них «архидиаконами».

Надо твердо знать, что по благодати нет никакой разницы между патриархом, митрополитом, экзархом, архиепископом и епископом: по своим благодатным правам они совершенно равны между собою. Разница между ними только в преимуществе чести и власти управления. Всякого епископа, независимо от носимого им титута, мы называем «архиереем», «иерархом», «святителем», «архипастырем», «владыкою». Точно также и все иереи, независимо от носимого ими почетного титута или звания, по благодати, совершенно равны между собой. Также и диаконы. Степеней священства только три.
Церковнослужители
От священнослужителей надо отличать церковнослужителей, которые присутствуют и помогают при богослужении епископам, пресвитерам и диаконам. Это иподиаконы, и чтецы, называемые также псаломщиками, и пономари. Разница между священнослужителями и церковнослужителями в том, что священнослужители хиротонисаются, или рукополагаются епископом в алтаре за Божественной литургией, получая чрез это рукоположение особую благодать священства, а церковнослужители поставляются на свое служение не через хиротонию — рукоположение, а через хиротесию — возложение руки епископа, имеющее значение лишь простого благословения, вне алтаря, среди храма, перед Божественной литургией, во время чтения часов.

Иподиакон — это помощник диакона при архиерейском служении. Он помогает архиерею облачаться, подает ему умывальницу для умовения рук, дикирий и трикирий, и вообще прислуживает архиерею за богослужением.

Пономарь — искаженное название парамонарий=παραμονη, что значит «пребывающий», то есть приставленный к алтарю церковный служитель, назывался также в древности свещеносцем, подает кадило, возжигает лампады, возжигает и носит свечи, звонит в колокола. В церковном Уставе он именуется также «параэкклисиарх» и «кандило вжигатель», возжигает лампады.

Чтец, или псаломщик, читает и поет на клиросе. В чине хиротесии чтеца степень чтеца именуется «первой степенью священства». При пении на клиросе многих певцов, старший, руководящий всем пением, носит название «головщика». В древности, когда число богослужебных книг, вследствие переписки их от руки, было чрезвычайно ограничено, один певец громко возглашал слова песнопения, а за ним все прочие певцы повторяли. Это называлось канонаршить, а такой певец или чтец назывался «канонархом». В монастырях и некоторых мiрских храмах канонархи существуют до сих пор, ибо это очень украшает богослужение и делает более доступным слышание и понимание текста песнопений для молящихся.

4-mezhdunarodnie-ekologicheskie-organizacii-uchebnik-m-m-brinchuk.html
4-mezhkulturnaya-kommunikaciya-i-izuchenie-inostrannih-yazikov-aktualnost-problem-mezhkulturnoj-kommunikacii-v.html
4-miroustroitelnie-principi-petrov-arkadij-drevo-zhizni-knigi-novogo-mirovozzreniya-i-bioinformacionnih-tehnologij.html
4-modelirovanie-funkcionirovaniya-fitoplanktona-i-fshhsherifitona.html
4-modulyaciya-peredavaemaya-informaciya-obichno-imeet-vid-pervichnogo-elektricheskogo-nizkochastotnogo-signala-eto-mozhet-bit-telefonnij-signal-v-polose-chastot-03.html
4-mormonskaya-bibliya-vsego-lish-bestalannij-vimisel-sostryapannij-po-obrazcu-vethogo-zaveta-i-dopolnennij-skuchnim-pereskazom-evangeliya.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-i-ekonomika-velikobritanii-chast-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/efirnoe-telo-prodolzhenie-vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-17.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-dolzhen-sostoyat-iz.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodi-i-pokazateli-ocenki-effektivnosti-investicij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmet-psihologii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-zarubezhnaya1-evropa.html
  • writing.bystrickaya.ru/bessmertie-dushi-syachu-tomov-russkih-ved-pochemu-ih-ne-publikovali-pitalis.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-n-ivanov-rekviziti-dokumenta-otdelyayut-drug-ot-druga-2-3-mezhstrochnimi-intervalami.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-preodolenie-bolot-orientirovanie-opredelenie-koordinat-obnaruzhennih-obektov-celeukazanie-92.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aciklicheskie-i-aliciklicheskie-soedineniya-rabochaya-programma-po-discipline-organicheskaya-himiya-dlya-napravleniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otvette-na-voprosi-kak-raskrivaetsya-lichnost-veri-pavlovni-v-roditelskom-dome.html
  • urok.bystrickaya.ru/posle-suda-tri-mesyaca-cherez-buhariyu-i-hivu-na-reku-indus-vskore-tridcat-tisyach-kazakov-peresekut-volgu-i-uglubyatsya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-50-slushaniya-po-problemam-bezopasnosti-voennoj-sluzhbi-i-preduprezhdeniya-gibeli-voennosluzhashih-54-rekomendacii-54-stranica-9.html
  • writing.bystrickaya.ru/dermatologiya-venerologiya-svodnij-ukazatel.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/termicheskaya-obrabotka-i-termomehanicheskaya-obrabotka-obsadnih-trub-iz-stali-36g2s-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/fenomen-zabveniya-v-razvitii-kulturi-09-00-13-religiovedenie-filosofskaya-antropologiya-filosofiya-kulturi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrishkolnij-kontrol-plan-raboti-na-2010-2011uchebnij-god-soderzhanie.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-kotoruyu-vi-derzhite-v-rukah-voznikla-blagodarya-telefonnomu-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-po-formirovaniyu-zozh-u-detej-prozhivayushih-v-usloviyah-gorodskoj-i-selskoj-mestnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnij-fond-obyazatelnogo-medicinskogo-strahovaniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozharskij-municipalnij-rajon-plan-meropriyatij-po-profilaktike-terrorizma-i-ekstremizma-provodimih-v-municipalnih.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zapadnoevropejskoe-iskusstvo-ot-dzhotto-do-rembrandta.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/commonwealth-of-independent-states.html
  • spur.bystrickaya.ru/magisterrskaya-programma-kafedra-ekologii-cheloveka-ekologicheskogo-fakulteta-nazvanie-kursa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-4-metodiki-kontrolya-znanij-obuchaemih-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kak-pomoch-raskritsya-muzhchine-kotorogo-vi-lyubite.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-socialnoj-filosofii-filosofiya-istorii-g-gegelya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kormovie-dobavki-kotorie-ispolzuyutsya-v-pticevodstve-ssha-britsman-d-lekcii-po-proizvodstvu-kombikormov-samara-1996-71-s.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-konkursa-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-municipalnoj-sluzhbi-v-administracii-hanti-mansijskogo-rajona.html
  • books.bystrickaya.ru/deracii-ona-nositel-i-hranitel-osoboj-teatralnoj-kulturi-gde-cel-i-zadacha-berezhnoe-posledovatelnoe-sohranenie-bogatogo-tvorcheskogo-naslediya-osnovat-stranica-8.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vozbuzhdenie-grazhdanskogo-dela-chast-6.html
  • klass.bystrickaya.ru/ao-nezavisimoe-agentstvo-independent-marketing-marketing-i-konsalting-consulting-agency-jsc.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-istoriya-bibliografii-v-rossii-i-za-rubezhom-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-o-bilij-d-f-n-institut-filosofii-nanu-voennaya-dominanta-rossijskoj-civilizacii-i-krah-sssr-yu-ya-tereshenko-k-i-n-istoricheskij-fakultet-mgu-istoriya-rossijsko-ukrainskogo-razvoda.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-urok-kadetov-stolipin-otec-russkoj-revolyucii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.