.RU

4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом


^ 4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом

Мы предлагаем Вам при проверке ответов школьников следующую последовательность действий:

1.  Ознакомьтесь с текстом задания и критериями его оценивания.

2.  Уясните, какие элементы ответа, и в каком количестве являются объектом проверки.

3. Обратите внимание на формулировку критериев – открытый или закрытый ряд требований предложен. В первом случае («Правильный ответ может содержать… Могут быть приведены иные правильные позиции») целесообразно спроектировать возможный веер ответов экзаменуемых и в дальнейшем анализировать правильность каждого имеющегося в ответе выпускника варианта. Если предложены закрытые критерии («Правильный ответ должен содержать следующие позиции»), в ответе выпускника необходимо отслеживать только указанные разработчиками заданий позиции.

4. На основе анализа предложенных критериев целесообразно выстроить собственную модель ответа, соблюдая ряд условий: правильно использовать в контексте ответа обществоведческие термины и понятия; аргументировать свои суждения, опираясь на факты общественной жизни или личный социальный опыт; раскрывать многообразие существующих взаимосвязей.

5. В случае несогласия с предложенными разработчиками заданий критериями оценивания или с какими-либо сомнениями обращайтесь к председателю территориальной предметной комиссии экспертов, который, в случае необходимости, свяжется с разработчиками заданий и получит необходимые разъяснения.


Желаем успешной работы!



Вам предстоит оценить несколько ответов учащихся на каждое задание, используя критерии оценивания. Примеры ответов учащихся даны в таблице. В графе оценивание (баллы) проставьте оценку.

^ 4.1. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке выполнения заданий различных типов


Прочтите текст и выполните задания С1-С6



Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

(Барулин В. С.)




С1
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. роль природы в жизни общества

  • природа как источник средств жизни;

  • природа как среда обитания;

  1. особенности воздействия природы на развитие и совершенствование общества;

  2. глобальный характер воздействия природы на общество.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.




Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3






4






5










6






7






8






9






10







С2
Найдите в тексте и выпишите два объяснения глобального характера воздействия природы на развитие общества.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие объяснения:

  1. природные явления универсальны;

  2. природные явления не знают границ государств;

  3. природные явления не знают классовых и иных различий;

  4. природные явления одинаково воздействуют на всех.

Объяснения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.




Приведены два объяснения.

2

Приведено одно объяснение.

1

Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2









3






4






5






6






7









8







9






10







С3
Как природа влияет на развитие общества? Найдите в тексте три направления влияния.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие направления влияния:

  1. природа – источник средств жизни;

  2. природа – источник средств труда;

  3. природа – среда обитания;

  4. природа побуждает человека к развитию и совершенствованию.

Направления влияния могут быть приведены в иных, близких по содержанию формулировках.




Приведены три направления влияния.

2

Приведены два направления влияния.

1

Приведено одно направление влияния ИЛИ ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п

Ответы учащихся

Баллы

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10








С4
В чем проявилось природное влияние на жизнь общества в вашем регионе России? Используя факты общественной жизни и личный опыт, назовите три проявления.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены проявления:

  1. влияния природных условий на хозяйственные занятия людей;

  2. влияния природных условий на быт людей (жилища, одежда, питание и т.п.);

  3. влияния природных условий на возможности профессионального самоопределения, выбор жизненных целей;

  4. влияния природных условий на верования и обычаи.

Могут быть приведены другие проявления.




Приведены три проявления.

3

Приведены два проявления.

2

Приведено одно проявление.

1

Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

3




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10







С5
В стране М мало земли, пригодной для земледелия, и практически отсутствуют минеральные ресурсы. Правитель основал в стране несколько крупных развлекательных центров, жители открыли гостиницы, рестораны, магазины. Все это привлекло множество туристов – государство разбогатело.

Найдите в тексте два объяснения подобной политики правителя.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

С опорой на текст могут быть приведены следующие объяснения:

1) «природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет»;

2) «дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах»;

3) «Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.




С опорой на текст приведены два объяснения.

2

С опорой на текст приведено одно объяснение.

1

Объяснения (-е) даны (-о) без опоры на текст.

ИЛИ Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3









4






5






6






7






8






9






10







С6
Есть мнение, что влияние природы на развитие общества уменьшается в процессе совершенствования науки и техники. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным мнением;

  2. приведены два объяснения (аргумента), например:

в случае согласия может быть указано, что

- наука и техника расширяют возможности человека, помогают преодолеть дефицит природных ресурсов;

- наука и техника позволяют человеку вмешиваться в функционирование природной среды, существенно преобразовывать ее в своих интересах;

в случае несогласия может быть указано, что

  • несмотря на высокий уровень развития науки и техники человеку не удалось полностью подчинить себе природу;

  • глобальные экологические процессы показывают, что воздействие человека на природу вызывает последствия катастрофического характера, эффективно бороться с которыми человек не способен.

Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).




Выражено мнение учащегося, приведены два объяснения (аргумента).

2

Выражено мнение учащегося, приведено одно объяснение (аргумент).

ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два объяснения (аргумента).

1

Выражено мнение учащегося, объяснения не приведены.

ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведено одно объяснение (аргумент).

ИЛИ Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3









4






5






6






7






8






9






10









4-ocenka-gramotnosti-i-fakticheskoj-tochnosti-rechi-s1-s21-ili-s22.html
4-ocenka-rezultatov-proverki-i-utochneniya-pokazanijna-meste-v-processe-rassledovaniya.html
4-oformlenie-bibliograficheskih-spiskov-pravila-i-rekomendacii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelnih.html
4-ognevie-raboti-s-primeneniem-zhidkogo-goryuchego-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-predpriyatij-torfyanoj-promishlennosti.html
4-okonchanie-otkritogo-aukciona-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-rekonstrukciyu-gazovoj-kotelnoj-v.html
4-ontologiya-osnovnie-temi-problemi-i-napravleniya-1-priroda-i-specifika-filosofskogo-znaniya-filosofiya-kak.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/umberto-eko-mayatnik-fuko-stranica-16.html
  • composition.bystrickaya.ru/oficeri-dolzhni-poluchat-horoshuyu-zarplatu-zayavil-medvedev-internet-resurs-erru-11112011.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-6-organizaciya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-rabochaya-programma-disciplina-delovoe-obshenie-naimenovanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot-pyati-do-desyati-mesyacev-izmeneniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/udostovereniya-gruppa-predpriyatij-centr-bezopasnosti-truda.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-vozdejstvie-na-okruzhayushuyu-sredu-transportno-dorozhnogo-kompleksa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vo-vvedenii-formirovanie-psihologicheskoj-gotovnosti-studentov-vuza-k-predprinimatelskoj-deyatelnosti-prediktori-i-tehnologii.html
  • tests.bystrickaya.ru/materialdar-kedergs-pnn-zertteu-shn-metodikali-dstemelk.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravo-sobstvennosti-nekommercheskih-organizacij.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-stranica-24.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5reklamnie-tehnologii-uchebnoe-posobie-rekomendovano-metodicheskoj-komissiej-fakulteta-socialnih-nauk-dlya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/processi-regionalnoj-integracii-v-evrope-i-na-postsovetskom-prostranstve-interesi-rossii-politologicheskij-analiz.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-teorii-i-metodiki-vospitaniya-2010-licenziya-seriya-k-000736-registracionnij-nomer-07-09p-ot-24-sentyabrya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-klassifikaciya-prestuplenij-v-sfere-kompyuternoj-informacii-chast-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/informaciya-o-kompanii--o-kompanii-otchet-oao-silovie-mashini.html
  • universitet.bystrickaya.ru/turistsko-kraevedcheskaya-harakteristika-kaliningradskoj-oblasti-chast-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-gruppi-mion-igu-po-setevomu-proektu-socialno-ekonomicheskoe-i-socialno-politicheskoe-samochuvstvie-regionov-v-situacii-krizisa.html
  • shkola.bystrickaya.ru/povestka-dnya-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/questions-of-theory-soderzhanie-1-44-200-9-voprosi-teorii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-o-rezultatah-provedeniya-nezavisimoj-ekspertizi-proekta-prikaza-upravleniya-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-upravleniya-respubliki-bashkort.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-tv-11-pervij-kanal-novosti-06-04-2005-12-00-00-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poroshkovaya-metallurgiya-i-dalnejshaya-perspektiva-ee-razvitiya-chast-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slovakirpichi-vladimir-dovgan.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-a-kirillov-moris-dyuverzhe-i-ego-kniga-politicheskie-partii-stranica-24.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/realizaciya-prioritetnogo-nacionalnogo-proekta-zdorove-otchet-po-rezultatam-proverki-formirovaniya-i-ispolneniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/53rabochie-programmi-uchebnih-predmetov-kursov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkretizaciya-shpenglerom-svoej-politicheskoj-doktrini-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-pod-red-mapelman.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-stoimost-rub.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-ispitanie-mezhduvitkovoj-izolyacii-obmotok-na-elektricheskuyu-prochnost-gost-11828-86.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ponyatie-trudovih-sporov-i-ih-klassifikaciya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-persi-dzhekson-i-labirint-smerti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rokfeler-svetovniyat-plantator-istoriya-na-golemite-imushestva-rotshild-pette-zlatni-streli.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-26-kniga-grehopadshie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ftd-f-istoriya-muziki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.