4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом
.RU

4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом


^ 4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом

Мы предлагаем Вам при проверке ответов школьников следующую последовательность действий:

1.  Ознакомьтесь с текстом задания и критериями его оценивания.

2.  Уясните, какие элементы ответа, и в каком количестве являются объектом проверки.

3. Обратите внимание на формулировку критериев – открытый или закрытый ряд требований предложен. В первом случае («Правильный ответ может содержать… Могут быть приведены иные правильные позиции») целесообразно спроектировать возможный веер ответов экзаменуемых и в дальнейшем анализировать правильность каждого имеющегося в ответе выпускника варианта. Если предложены закрытые критерии («Правильный ответ должен содержать следующие позиции»), в ответе выпускника необходимо отслеживать только указанные разработчиками заданий позиции.

4. На основе анализа предложенных критериев целесообразно выстроить собственную модель ответа, соблюдая ряд условий: правильно использовать в контексте ответа обществоведческие термины и понятия; аргументировать свои суждения, опираясь на факты общественной жизни или личный социальный опыт; раскрывать многообразие существующих взаимосвязей.

5. В случае несогласия с предложенными разработчиками заданий критериями оценивания или с какими-либо сомнениями обращайтесь к председателю территориальной предметной комиссии экспертов, который, в случае необходимости, свяжется с разработчиками заданий и получит необходимые разъяснения.


Желаем успешной работы!



Вам предстоит оценить несколько ответов учащихся на каждое задание, используя критерии оценивания. Примеры ответов учащихся даны в таблице. В графе оценивание (баллы) проставьте оценку.

^ 4.1. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке выполнения заданий различных типов


Прочтите текст и выполните задания С1-С6



Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

(Барулин В. С.)




С1
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. роль природы в жизни общества

  • природа как источник средств жизни;

  • природа как среда обитания;

  1. особенности воздействия природы на развитие и совершенствование общества;

  2. глобальный характер воздействия природы на общество.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.




Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3






4






5










6






7






8






9






10







С2
Найдите в тексте и выпишите два объяснения глобального характера воздействия природы на развитие общества.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие объяснения:

  1. природные явления универсальны;

  2. природные явления не знают границ государств;

  3. природные явления не знают классовых и иных различий;

  4. природные явления одинаково воздействуют на всех.

Объяснения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.




Приведены два объяснения.

2

Приведено одно объяснение.

1

Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2









3






4






5






6






7









8







9






10







С3
Как природа влияет на развитие общества? Найдите в тексте три направления влияния.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие направления влияния:

  1. природа – источник средств жизни;

  2. природа – источник средств труда;

  3. природа – среда обитания;

  4. природа побуждает человека к развитию и совершенствованию.

Направления влияния могут быть приведены в иных, близких по содержанию формулировках.




Приведены три направления влияния.

2

Приведены два направления влияния.

1

Приведено одно направление влияния ИЛИ ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п

Ответы учащихся

Баллы

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10








С4
В чем проявилось природное влияние на жизнь общества в вашем регионе России? Используя факты общественной жизни и личный опыт, назовите три проявления.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены проявления:

  1. влияния природных условий на хозяйственные занятия людей;

  2. влияния природных условий на быт людей (жилища, одежда, питание и т.п.);

  3. влияния природных условий на возможности профессионального самоопределения, выбор жизненных целей;

  4. влияния природных условий на верования и обычаи.

Могут быть приведены другие проявления.




Приведены три проявления.

3

Приведены два проявления.

2

Приведено одно проявление.

1

Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

3




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10







С5
В стране М мало земли, пригодной для земледелия, и практически отсутствуют минеральные ресурсы. Правитель основал в стране несколько крупных развлекательных центров, жители открыли гостиницы, рестораны, магазины. Все это привлекло множество туристов – государство разбогатело.

Найдите в тексте два объяснения подобной политики правителя.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

С опорой на текст могут быть приведены следующие объяснения:

1) «природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет»;

2) «дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах»;

3) «Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.




С опорой на текст приведены два объяснения.

2

С опорой на текст приведено одно объяснение.

1

Объяснения (-е) даны (-о) без опоры на текст.

ИЛИ Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3









4






5






6






7






8






9






10







С6
Есть мнение, что влияние природы на развитие общества уменьшается в процессе совершенствования науки и техники. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным мнением;

  2. приведены два объяснения (аргумента), например:

в случае согласия может быть указано, что

- наука и техника расширяют возможности человека, помогают преодолеть дефицит природных ресурсов;

- наука и техника позволяют человеку вмешиваться в функционирование природной среды, существенно преобразовывать ее в своих интересах;

в случае несогласия может быть указано, что

  • несмотря на высокий уровень развития науки и техники человеку не удалось полностью подчинить себе природу;

  • глобальные экологические процессы показывают, что воздействие человека на природу вызывает последствия катастрофического характера, эффективно бороться с которыми человек не способен.

Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).




Выражено мнение учащегося, приведены два объяснения (аргумента).

2

Выражено мнение учащегося, приведено одно объяснение (аргумент).

ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два объяснения (аргумента).

1

Выражено мнение учащегося, объяснения не приведены.

ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведено одно объяснение (аргумент).

ИЛИ Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3









4






5






6






7






8






9






10









4-ocenka-gramotnosti-i-fakticheskoj-tochnosti-rechi-s1-s21-ili-s22.html
4-ocenka-rezultatov-proverki-i-utochneniya-pokazanijna-meste-v-processe-rassledovaniya.html
4-oformlenie-bibliograficheskih-spiskov-pravila-i-rekomendacii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelnih.html
4-ognevie-raboti-s-primeneniem-zhidkogo-goryuchego-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-predpriyatij-torfyanoj-promishlennosti.html
4-okonchanie-otkritogo-aukciona-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-rekonstrukciyu-gazovoj-kotelnoj-v.html
4-ontologiya-osnovnie-temi-problemi-i-napravleniya-1-priroda-i-specifika-filosofskogo-znaniya-filosofiya-kak.html
  • predmet.bystrickaya.ru/roboti-2009-zastavka-programmi-tv-novosti-1527-robot.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-1-zadachi-raskrivayutsya-metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovi-psihologii-i-pedagogiki.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-v-tehnologii-realizacii-koncepcii-reformirovaniya-vlastnih-struktur-i-form-sobstvennosti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/43-razmer-i-struktura-kapitala-i-oborotnih-sredstv-emitenta-mesto-nahozhdeniya-novosibirskaya-oblast-g-iskitim.html
  • books.bystrickaya.ru/dosanova-m-m.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/410-primernoe-soderzhanie-i-obshaya-struktura-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-discipline-investicionnaya-politika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1gidromehanicheskie-processi-i-apparati-ekzamen-8-semestri-dif-zachet-kursovoj-proekt-9-semestr-udk-66-0-processi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-52-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-ispolzovaniya-pravovoj-informacii-v-processe-upravleniya-fizkulturno-sportivnimi-organizaciyami.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spravka-o-rabote-kafedri-ekonomiki-issledovanij-i-razrabotok-za-period-2000-2005-gg.html
  • klass.bystrickaya.ru/b311-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shagin-girej-han-oleg-nikolaevich-mihajlov-suvorov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shamrilo-lyudmila-nikolaevna-abramova-liliya-mihajlovna.html
  • klass.bystrickaya.ru/baspasz-habarlamasi-2016-zhildi-alashi-toiz-ajindai-mg-b-operaciyali-ntizheler-astana-25-azan-2016-zh.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipalnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-na-territorii-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prilozhenie-11-22-12-10-g.html
  • desk.bystrickaya.ru/pobedonoscev-petriflinders-petrie-flinders-uilyam-metyu-1853-1942-vidnij-angl-arheolog-issledovatel-pamyatnikov.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriminalisticheskie-problemi-raskritiya-i-rassledovaniya-prestuplenij-svyazannih-s-nezakonnim-oborotom-narkoticheskih-sredstv.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-osobennosti-strukturnoj-organizacii-perednih-otdelov-kori-aleksandr-romanovich-luriya.html
  • control.bystrickaya.ru/binokulyarnie-i-glazodvigatelnie-narusheniya-binocular-and-oculomotor-disorders-9.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-25-676-5-iyulya-2010-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/podgotovka-perepodgotovka-povishenie-kvalifikacii-rabochih-kadrov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-osobennosti-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vrachi-inostranci-na-sluzhbe-u-russkih-carej-xv-xix-vv-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-arhitekturi-i-stroitelnih-konstrukcij-obshaya-trudoemkost-disciplini.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rannyaya-epoha-grecii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnaya-sistema-poligon-kompleks-programmnih-sredstv-dlya-sbora-hraneniya-i-obrabotki-dannih-geofizicheskih-nablyudenij-kopilova-g-n-latipov-e-r-pantyuhin-e-a.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-klassifikacii-specialistov-grazhdanskoj-aviacii-sssr-utverzhdennoe-ministerstvom-grazhdanskoj-aviacii-sssr-19-dekabrya-1988-g-44i-ne-primenyat.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-pravo-kodeksu-rossijskoj-federacii-kommentarii-i-razyasneniya-prakticheskoe-posobie.html
  • books.bystrickaya.ru/dom-zadanie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-vnutriutrobnie-vospominaniya-salvador-dali.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sociologiya-kak-nauka-opredelenie-subekt-obekt-predmet-funkcii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-ob-ispolzovanii-byudzhetnih-sredstv-otchet-ob-ispolzovanii-vnebyudzhetnih-sredstv-vneshnie-svyazi-i-imidzh-dou.html
  • literature.bystrickaya.ru/chem-opredelyaetsya-otchego-zavisit-zdorove.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-01-7-mediko-biologicheskie-problemi-v-sporte-cel-disciplini.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.