.RU

4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом


^ 4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом

Мы предлагаем Вам при проверке ответов школьников следующую последовательность действий:

1.  Ознакомьтесь с текстом задания и критериями его оценивания.

2.  Уясните, какие элементы ответа, и в каком количестве являются объектом проверки.

3. Обратите внимание на формулировку критериев – открытый или закрытый ряд требований предложен. В первом случае («Правильный ответ может содержать… Могут быть приведены иные правильные позиции») целесообразно спроектировать возможный веер ответов экзаменуемых и в дальнейшем анализировать правильность каждого имеющегося в ответе выпускника варианта. Если предложены закрытые критерии («Правильный ответ должен содержать следующие позиции»), в ответе выпускника необходимо отслеживать только указанные разработчиками заданий позиции.

4. На основе анализа предложенных критериев целесообразно выстроить собственную модель ответа, соблюдая ряд условий: правильно использовать в контексте ответа обществоведческие термины и понятия; аргументировать свои суждения, опираясь на факты общественной жизни или личный социальный опыт; раскрывать многообразие существующих взаимосвязей.

5. В случае несогласия с предложенными разработчиками заданий критериями оценивания или с какими-либо сомнениями обращайтесь к председателю территориальной предметной комиссии экспертов, который, в случае необходимости, свяжется с разработчиками заданий и получит необходимые разъяснения.


Желаем успешной работы!



Вам предстоит оценить несколько ответов учащихся на каждое задание, используя критерии оценивания. Примеры ответов учащихся даны в таблице. В графе оценивание (баллы) проставьте оценку.

^ 4.1. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке выполнения заданий различных типов


Прочтите текст и выполните задания С1-С6



Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

(Барулин В. С.)




С1
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. роль природы в жизни общества

  • природа как источник средств жизни;

  • природа как среда обитания;

  1. особенности воздействия природы на развитие и совершенствование общества;

  2. глобальный характер воздействия природы на общество.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.




Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3






4






5










6






7






8






9






10







С2
Найдите в тексте и выпишите два объяснения глобального характера воздействия природы на развитие общества.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие объяснения:

  1. природные явления универсальны;

  2. природные явления не знают границ государств;

  3. природные явления не знают классовых и иных различий;

  4. природные явления одинаково воздействуют на всех.

Объяснения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.




Приведены два объяснения.

2

Приведено одно объяснение.

1

Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2









3






4






5






6






7









8







9






10







С3
Как природа влияет на развитие общества? Найдите в тексте три направления влияния.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие направления влияния:

  1. природа – источник средств жизни;

  2. природа – источник средств труда;

  3. природа – среда обитания;

  4. природа побуждает человека к развитию и совершенствованию.

Направления влияния могут быть приведены в иных, близких по содержанию формулировках.




Приведены три направления влияния.

2

Приведены два направления влияния.

1

Приведено одно направление влияния ИЛИ ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п

Ответы учащихся

Баллы

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10








С4
В чем проявилось природное влияние на жизнь общества в вашем регионе России? Используя факты общественной жизни и личный опыт, назовите три проявления.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены проявления:

  1. влияния природных условий на хозяйственные занятия людей;

  2. влияния природных условий на быт людей (жилища, одежда, питание и т.п.);

  3. влияния природных условий на возможности профессионального самоопределения, выбор жизненных целей;

  4. влияния природных условий на верования и обычаи.

Могут быть приведены другие проявления.




Приведены три проявления.

3

Приведены два проявления.

2

Приведено одно проявление.

1

Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

3




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10







С5
В стране М мало земли, пригодной для земледелия, и практически отсутствуют минеральные ресурсы. Правитель основал в стране несколько крупных развлекательных центров, жители открыли гостиницы, рестораны, магазины. Все это привлекло множество туристов – государство разбогатело.

Найдите в тексте два объяснения подобной политики правителя.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

С опорой на текст могут быть приведены следующие объяснения:

1) «природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет»;

2) «дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах»;

3) «Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.




С опорой на текст приведены два объяснения.

2

С опорой на текст приведено одно объяснение.

1

Объяснения (-е) даны (-о) без опоры на текст.

ИЛИ Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3









4






5






6






7






8






9






10







С6
Есть мнение, что влияние природы на развитие общества уменьшается в процессе совершенствования науки и техники. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным мнением;

  2. приведены два объяснения (аргумента), например:

в случае согласия может быть указано, что

- наука и техника расширяют возможности человека, помогают преодолеть дефицит природных ресурсов;

- наука и техника позволяют человеку вмешиваться в функционирование природной среды, существенно преобразовывать ее в своих интересах;

в случае несогласия может быть указано, что

  • несмотря на высокий уровень развития науки и техники человеку не удалось полностью подчинить себе природу;

  • глобальные экологические процессы показывают, что воздействие человека на природу вызывает последствия катастрофического характера, эффективно бороться с которыми человек не способен.

Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).




Выражено мнение учащегося, приведены два объяснения (аргумента).

2

Выражено мнение учащегося, приведено одно объяснение (аргумент).

ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два объяснения (аргумента).

1

Выражено мнение учащегося, объяснения не приведены.

ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведено одно объяснение (аргумент).

ИЛИ Ответ неверный.

0

^ Максимальный балл

2




№ п/п
^ Ответы учащихся
Баллы

1






2






3









4






5






6






7






8






9






10









4-ocenka-gramotnosti-i-fakticheskoj-tochnosti-rechi-s1-s21-ili-s22.html
4-ocenka-rezultatov-proverki-i-utochneniya-pokazanijna-meste-v-processe-rassledovaniya.html
4-oformlenie-bibliograficheskih-spiskov-pravila-i-rekomendacii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelnih.html
4-ognevie-raboti-s-primeneniem-zhidkogo-goryuchego-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-predpriyatij-torfyanoj-promishlennosti.html
4-okonchanie-otkritogo-aukciona-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-rekonstrukciyu-gazovoj-kotelnoj-v.html
4-ontologiya-osnovnie-temi-problemi-i-napravleniya-1-priroda-i-specifika-filosofskogo-znaniya-filosofiya-kak.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mscev-podatki-zbori-h-rol-u-formuvann-mscevih-byudzhetv.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-web-programmirovanie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/o-knige-d-rikardo-o-nachalah-politicheskoj-ekonomii-97-pechataetsya-po-postanovleniyu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/323-komiteti-soveta-direktorov-1-obrashenie-k-akcioneram-predsedatelya-soveta-direktorov-i-generalnogo-direktora-obshestva.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-o-podache-regionalnoj-zayavki-rukovodstvo-aidspan-k-1.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-nomer-v-sutki-v-rublyah.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xxxv-process-antonio-peresa-ministra-i-pervogo-gosudarstvennogo-sekretarya-korolya-filippa-ii.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vlastelin-kolec-vozvrashenie-korolya-stranica-19.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspredelennaya-informacionnaya-sistemazdravoohraneniya-postanovlenie-kabineta-ministrov-chuvashskoj-respubliki.html
  • institut.bystrickaya.ru/sushnost-i-osobennosti-denezhnokreditnoj-politiki.html
  • report.bystrickaya.ru/imushestvo-i-finansovoe-obespechenie-akademii-usta-v-federalnogo-kazennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vipolneniya-proekta.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-kursa-obshestvoznanie.html
  • bystrickaya.ru/vtoraya-glava-german-gesse.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-22-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-anatomiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-elementi-himicheskoj-termodinamiki-i-himicheskoj-kinetiki-himicheskaya-termodinamika-opredeleniya.html
  • student.bystrickaya.ru/33-izmenenie-dohodov-byudzhetnoj-sistemi-v-rezultate-prinyatiya-predlagaemih-mer-1-makroekonomicheskaya-situ-aciya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eshatologicheskie-ozhidaniya-v-kievskoj-rusi-v-konce-xi-nachale-xii-v-chast-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-1-predmet-regulirovaniya-nastoyashego-zakona-ob-osobennostyah-otchuzhdeniya-nedvizhimogo-imushestva-nahodyashegosya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ria-novosti-13032012-pensionnaya-sistema-horonit-ili-menyat-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-14-marta-2012-goda.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-rekomendacii-dlya-vrachej-sankt-peterburg-2000.html
  • education.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-specialnosti-013100-ekologiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/aza-hali-pedagogikasindai-etnodidaktikali-ideyalardi-zerttelu-tarihi-adatpa.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-4-konceptualnie-urovni-v-poznanii-veshestv-i-himicheskie-sistemi.html
  • studies.bystrickaya.ru/1215-energeticheskie-masla-pravila-tehnchna-ekspluatacya-elektrichnih-stancj-merezh.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sintez-sdvigayushih-registrov-uchebno-metodicheskij-kompleks-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-trebovaniya-k-zashite-informacii-koncepciya-sistemi-gosudarstvennogo-ucheta-i-kontrolya-yadernih-materialov.html
  • report.bystrickaya.ru/kene-encefalitn-zhtirudi-aldin-alu-bojinsha-halia-zhadinama.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4518-analiz-metodov-upravleniya-konkurentosposobnostyu-predpriyatiya-podrazdel-sovremennie-problemi-proizvodstvennogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razmeshenie-proizvoditelnih-sil-ukraini.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obedinennaya-programma-soderzhanie-obshie-svedeniya-programma-konferencii-innovacionnie-bibliotechnie-tehnologii-dlya-obrazovaniya-nauki-i-kulturi-programma-konferencii-mandelshtamovskie-chteniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-burnim-vodam-literaturi-vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohrana-okruzhayushej-sredi-vliyanie-proekta-na-okruzhayushuyu-sredu-prikaz-ot-dekabrya-2008-goda-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1tv-karamisheva-1ma-prohorovich-2ma-lagarkova-13nb-rubcov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.