.RU

4 Методические рекомендации к содержанию - Казахстан Учреждение «Инновационный Евразийский Университет»





^ 4 Методические рекомендации к содержанию, организации и проведению практических занятий


1 Общие положения

Под практическими понимаются занятия, на которых решаются задачи, выполняются расчетные, графические, расчетно-графические работы, упражнения в чтении, переводе разговорной речи при изучении иностранных языков и др.

Целевое назначение практических занятий состоит в углублении и закреплении знаний, приобретенных на лекциях или с помощью учебников, формировании умений и навыков в применении знаний, в выполнении определенных действий и операций. В отдельных случаях на практических занятиях преподавателями сообщаются дополнительные знания.

Практические занятия являются составной частью изучаемых курсов, имеют тесную связь с лекционным материалом; они следуют за лекциями и тем самым наполняют лекционный курс практическим содержанием.


^ 2 Структура практических занятий


Структура практических занятий, как правило, состоит из нескольких этапов:


3 Порядок анализ качества проведения практических занятий


  1. Наличие методическими указаниями к практическим занятиям, их качество.

  2. Согласованность практических занятий с лекционным курсом, соответствие содержания занятия рабочей программе дисциплины.

  3. Конкретная формулировка цели занятия и сопутствующих задач, реализация которых подготавливает студентов к профессиональной деятельности, нацеливает обучаемых на контроль и самоконтроль.

  4. Адекватность методической структуры и содержания занятия его цели и сопутствующим задачам.

  5. Концентричность подачи учебного материала и поэтапная организация деятельности в овладении им.

  6. Рациональное использование методов и приемов обучение, направленных на наиболее эффективное осуществление поставленных целей и задач.

  7. Обеспечение деятельностного, проблемного характера обучения.

  8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной.

  9. Центрированность обучения на личность студента (учет его интересов, склонностей, способностей, т.е. его индивидуальных особенностей).

  10. Дифференцированный подход к обучению (учет уровня обученности студентов).

  11. Создание условий для самостоятельной работы студентов, обучение студентов приемам самостоятельной работы.

  12. Повышение результативности обучения путем создания мотивов учения.

  13. Контроль за качеством знаний, навыков и умений студентов в процессе обучения.

  14. Своевременное домашнее задание и соответствие его объема нормам времени на самостоятельную работу.

  15. Подведение итога занятия: выполнение поставленной цели и сопутствующих задач.

  16. Рейтинговая оценка качества деятельности студентов.


^ 4 Методические указания к практическим занятиям


Методические указания к практическим занятиям - издание, содержащее упражнения или задачи и методические рекомендации по их выполнению в объёме определённого курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний.

Методические указания должны содержать по каждой теме следующие разделы:

  1. Тема занятия.

  2. Цель занятия.

  3. Теоретическое обоснование занятия (включается только тот теоретический материал, который непосредственно используется при выполнении учебных заданий).

  4. Содержание занятия (виды заданий, упражнений, задач и др.).

  5. Контрольные вопросы.

  6. Литература.


5 Методические рекомендации

к содержанию, организации и проведению семинарских занятий

^ 1 Общие положения

Семинарские занятия – это своеобразные практические занятия по общественным и другим общенаучным, гуманитарным и специальным дисциплинам. Их особенность состоит в том, что основной вид учебной деятельности заключается в выступлениях с сообщениями, докладами, рефератами, обсуждении научных и учебных вопросов под руководством преподавателя.

Семинары являются продолжением изучения вопросов, поставленных в лекциях. При этом они не дублируют лекции, а углубляют знания студентов по принципиальным положениям учебного предмета, развивают творческую самостоятельность, интерес к науке и научным исследованиям, помогают связывать научно-теоретические положения с практикой жизни. На семинарских занятиях студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ, умение устного и письменного изложения материала, а также публичной защиты развиваемых научных положений и выводов.

По целевому назначению семинары делятся на несколько групп:

а) семинары, призванные углублять изучение определенных систематических курсов и тематически связанные с ними;

б) семинары, предназначенные для углубленной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курсов;

в) семинары и спецсеминары исследовательского типа по отдельным частным научным проблемам.
^ 2 Формы проведения семинарских занятий

Одним из существенных общепризнанных недостатков большинства традиционных форм проведения семинарских занятий, является ориентация преимущественно, на репродуктивную, воспроизводящую деятельность, а не на активное вовлечение студентов в творческий поисковый процесс. В результате такого подхода у студентов закрепляется склонность к констатирующему изложению учебного материала, а не к логически обоснованным, развернутым и доказательным суждениям.

На современном этапе при проведении семинарских занятий, необходимо использовать нетрадиционные формы обучения. Одной из таких форм может быть семинар-тренинг. При систематическом применении такого семинара-тренинга активизируется работа всей учебной группы, осуществляется контроль знаний по всем темам или разделам программы.

Продуктивными являются те формы семинара, которые предполагают коллективный анализ решения поставленной задачи.

Семинар превращается в коллективное решение поставленной задачи, потому что дополняющему студенту приходится осуществлять сложную мыслительную деятельность:

Более сложной формой семинара является семинар, направленный на формирование мыслительной деятельности. Такой семинар начинается с попытки достигнуть вполне конкретного результата. При этом преподаватель придает особое значение созданию проблемных ситуаций, в которых студент вынужден искать методы достижения цели. При решении проблемных ситуаций студенты проводят большую аналитико-синтетическую работу. Наибольший эффект при проведении семинарских занятий дают метод «малых групп», ролевые имитационные игры, дискуссии. Эта методика несет в себе элемент соревновательности.


^ 3 Критерии оценки качества семинарского занятия



^ 4 Порядок анализа качества проведения семинарского занятия


  1. Наличие плана проведения занятия. Планы семинарских занятий включаются в рабочую программу дисциплины и имеют следующую структуру:

  1. Соответствие темы, содержания семинара рабочей программе дисциплины.

  2. Деятельность преподавателя:

  1. Деятельность студентов:

  1. Обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями, методическими указаниями, текстами лекций, наглядными и другими средствами обучения.

  2. Посещаемость занятий студентами, ее учет, степень организованности, дисциплинированности и ответственности студентов.

  3. Выводы и предложения.



^ 6 Методические рекомендации к содержанию, организации и проведению лабораторных занятий


1 Общие положения

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания, практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Под лабораторными понимаются учебные занятия, на которых студенты ставят самостоятельные эксперименты, воспроизводят, наблюдают и исследуют явления природы, технологические и другие процессы, изучают объекты техники, устройство и принцип действия измерительной и другой аппаратуры.

Лабораторные занятия способствуют формированию умений и навыков индивидуальной самостоятельной и совместной групповой деятельности, активизируют мыслительную деятельность в ходе решения задач, графических работ, упражнений, опытных работ, эксперимента; вооружают методами практической работы.

В задачи лабораторных занятий входит:

  1. способствовать осуществлению связи теории с практикой;

  2. знакомить студентов с устройством и принципом действия приборов, установок и других технических средств, которые применяются в науке, на производстве и в других областях практической деятельности, а также прививать навыки пользования современной техникой;

  3. обучать методам научных экспериментальных исследований, способам измерения величин и приемам обработки экспериментальных данных;

  4. приобретать навыки научно-исследовательской работы, развивать самостоятельность в формировании умений и усвоении знаний, постановке опытов, активизировать творческую деятельность студентов.

Лабораторные занятия проводятся либо фронтально (на одном занятии все студенты группы или подгруппы выполняют задания по одной теме на однотипном оборудовании), либо методом разных работ (на одном занятии студенты выполняют различные работы). В отдельных случаях лабораторные работы выполняются циклами по 2-4 занятия. За время прохождения одного цикла лектор начитывает материал для второго цикла.

По своему назначению лабораторные занятия делятся на несколько категорий:

а) вводные или измерительные, которые проводятся в ряде вузов по физике, химии и другим дисциплинам. Их цель – ознакомить студентов с техникой эксперимента, теорией погрешностей и методами обработки экспериментальных данных, с устройством и принципом работы часто встречающихся измерительных приборов;

б) практикумы по общенаучным курсам, в которых значительное внимание уделяется уяснению студентами сущности изучаемых явлений и законов на основе постановки соответствующих экспериментов;

в) практикумы повышенной сложности, которые являются переходным этапом от накопления знаний и практических навыков, приобретаемых при усвоении общих курсов, к изучению специальных дисциплин и освоению методов научных исследований;

г) практикумы по дисциплинам специализации (специальные практикумы), являющиеся заключительным этапом в практической подготовке специалистов и способствующие формированию навыков экспериментальных научных исследований в определенной области науки или производственной деятельности.


^ 2 Структура лабораторных занятий


Лабораторные занятия, независимо от их назначения, имеют примерно одинаковую структуру:

а) начальный этап – допуск к занятию, в ходе которого преподаватель проверяет готовность студентов к выполнению лабораторных работ: уровень теоретической подготовки, понимание сущности предстоящей работы, наличие подготовленных письменных материалов (таблиц для записи экспериментальных данных, заготовок для графиков и др.);

б) проведение студентами опытов и сбор экспериментальных данных;

в) обработка экспериментальных данных и оформление отчетов;

г) сдача преподавателю отчетов по работе.


^ 3 Порядок анализа качества проведения лабораторных занятий


  1. Обеспечение техники безопасности при выполнении лабораторных работ, проведение инструктажа, гигиеническое и эстетическое состояние лаборатории.

  2. Обеспеченность студентов методическими указаниями по выполнению лабораторных работ, словарями, справочниками и различными учебными пособиями.

  3. Оснащенность учебной лаборатории оборудованием и современными средствами информационных технологий.

  4. Согласованность лабораторных работ с лекционным и практическим курсами, соответствие рабочей программе дисциплины данного курса.

  5. Уровень теоретических знаний и практических умений, навыков студентов, необходимых для выполнения заданий лабораторной работы.

  6. Методы и формы активизации работы студентов, эффективность руководства ходом лабораторного занятия.

  7. Степень самостоятельности и активности студентов, научная организация труда.

  8. Виды научно-исследовательской работы студентов при выполнении лабораторных работ.

  9. Формы контроля за качеством выполнения лабораторной работы.

  10. Учет посещаемости студентов, качество выполнения лабораторных работ.

  11. Выводы и предложения.


4 Методические указания к лабораторным занятиям


Методические указания к лабораторным занятиям – издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ в объёме определённого курса, способствующие усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

Методические указания к лабораторным занятиям должны содержать по каждому занятию следующие разделы:

  1. Тема.

  2. Цель работы.

  3. Теоретическое обоснование работы.

  4. Оборудование и техническое оснащение лабораторной работы.

  5. Содержание и порядок выполнения лабораторной работы.

  6. Требования к отчету по лабораторной работе.

  7. Контрольные вопросы.

  8. Литература.



^ 7 Методические указания по выполнению курсовых проектов (работ)


1Общие положения


Под курсовым проектом понимается инженерная разработка технических или технологических вопросов, изложенная в письменном виде и содержащая технико-экономический анализ инженерных решений, расчеты и чертежи предлагаемых вариантов конструкций, сооружений, машин, станков и пр., материалы исследования их надежности и сроков службы, план организации труда или выполнения определенных видов работ и др.

Курсовое проектирование связано с решением технических и производственных проблем и предусматривает обязательное выполнение конструкторско-технологических разработок. Курсовые проекты выполняются, как правило, по техническим дисциплинам.

Курсовая работа представляет собой письменный отчет о проведенном исследовании каких либо вопросов или проблем и полученных при этом результатах.

Курсовые работы в большей степени связаны с научными исследованиями или решением различных практических задач и выполняются, как правило, по теоретическим дисциплинам.


Выполнение курсовых проектов (работ), являясь неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов, преследует следующие цели:

  1. закрепление, углубление и обобщение приобретенных знаний и применение их к комплексному решению конкретных инженерных, теоретических или других задач;

  2. формирование умений и навыков работы с научной литературой;

  3. привитие умения и навыков в постановке научных экспериментов, проведении расчетов, пользовании справочной литературой, оформлении отчетной и проектной документации, выполнении требований стандартов и др.;

  4. формирование умений самостоятельного, связного и законченного изложения текста и правильного оформления рукописи;

  5. подготовка студентов к самостоятельной работе над повышением своего профессионального уровня в условиях непрерывного образования и самообразования; привитие им умений и навыков творческого труда.

Указанные выше цели предусматривают выполнение следующих задач, стоящих перед студентом при написании курсовой работы:

  1. выбор темы курсовой работы;

  2. ознакомление с научной литературой по выбранной им теме;

  3. анализ и систематизация научных знаний, полученных в ходе ознакомления с литературой по теме исследования;

  4. попытка практического применения приобретенных научных знаний.


2 Требования к структуре и содержанию курсовой работы


Курсовая работа должна состоять из следующих разделов:

  1. План работы (с указанием номеров страниц).

  2. Введение.

  3. Основная часть.

  4. Практическая часть.

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы.

  7. Приложения.


Во введении обосновывается выбор темы работы, ее актуальность, приводятся цели и задачи работы, очерчивается структура работы в целом, упоминаются использованные при ее написании методы.

^ В основной части описываются теоретические предпосылки исследования, дается краткий обзор научной литературы по вопросу, определяются употребляемые в работе термины, приводятся данные о состоянии изучаемой проблемы на сегодняшний день, приводится критический анализ имеющихся на изучаемую проблему точек зрения, обосновывается собственное отношение автора к этим точкам зрения.

^ В практической части делается попытка применения полученных теоретических знаний непосредственно на практике.

В заключении обобщаются приводимые в работе материалы и делаются соответствующие выводы, указывается практическая и теоретическая значимость работы.

^ Список использованной литературы включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

Приложения являются обязательным компонентом курсовой работы. Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, копии договоров, постановлений, копии финансовых документов и т.д.

Курсовые работы по своей структуре более разнообразны, чем курсовые проекты, и могут состоять из нескольких частей в зависимости от характера проведенной работы и содержания учебной дисциплины. Независимо от этого, в них должно отражаться следующее:

  1. обоснование актуальности избранной темы и исследуемых вопросов;

  2. анализ состояния решения в науке и на практике изучаемых вопросов;

  3. формулировка исходных посылок, гипотез и задач исследования или проводимой практической работы;

  4. методика и содержание исследования;

  5. анализ полученных результатов;

  6. формулировка выводов и рекомендаций.

В курсовых работах, выполненных на основе эксперимента, должно быть указано:

  1. цель эксперимента;

  2. его содержание и методика;

  3. условия, в которых проводились опыты;

  4. количество исследуемых объектов, поставленных опытов (или их продолжительность);

  5. способы фиксации измерений или методика определения каких-либо количественных показателей;

  6. степень точности выполненных измерений или обоснование достоверности количественных характеристик;

  7. методика обработки данных с указанием погрешности полученных результатов.

Если в ходе эксперимента были обнаружены новые эффекты или явления, получены результаты, выходящие за пределы общепринятых, должно быть дано объяснение этим фактам или поставлена задача дальнейшего их исследования.

Если курсовая работа выполнена с использование компьютера, она должна содержать:

  1. формулировку математической модели;

  2. выбор, обоснование и исследование корректности алгоритма решения задачи;

  3. описание методической отладки алгоритма с примерами решения контрольных задач и анализом точности;

  4. результаты систематических расчетов.



3 Порядок анализа качества выполнения курсовых работ


  1. Актуальность, содержательность, профессиональная направленность тематики курсовых работ.

  2. Наличие методических указаний по выполнению курсовой работы, отдельных ее заданий или экспериментов с указанием рекомендуемой литературы, учебных пособий и т.д.

  3. Наличие элементов самостоятельного исследования.

  4. Содержание в курсовых работах новых фактов, наблюдений, глубоких обобщений и полезных рекомендаций.

  5. Организация защиты курсовых работ (протоколы защиты курсовых работ).

  6. Выводы и предложения.


4 Методические указания к курсовым работам (проектам)


Методические указания к курсовым работам (проектам) должны включать следующие разделы:

  1. Цели и задачи курсовой работы (проекта).

  2. Выбор темы курсовой работы (проекта).

  3. Структура и содержание курсовой работы (проекта).

  4. Порядок выполнения курсовой работы (проекта).

  5. Оформление курсовой работы (проекта).

  6. Литература.

Темы курсовых проектов должны соответствовать объему программ соответствующих курсов в учебном плане и отвечать учебным целям курсового проектирования.

Наиболее ценными являются реальные (реализуемые) проекты и работы, т.е. такие, которые отвечают современным научно-техническим требованиям и используются или могут быть применены на практике (в производственной или культурной области общественной жизни). Таким направлениям и следует отдавать предпочтение при выборе тем.

При разработке заданий на курсовое проектирование следует учитывать задачи, стоящие перед студентами при дипломном проектировании; однако задание на курсовое проектирование не должно рассматриваться как составная часть предстоящего дипломного задания. Курсовой проект по своему объему и содержанию не должен дублировать дипломный проект.

По трудоемкости задания должны соответствовать времени, отводимому на курсовое проектирование по учебному плану.

В целях приближения курсового проектирования по специальным дисциплинам к реальным условиям производства, задания целесообразно связывать с работой студентов на производственной практике, а для лиц, обучающихся без отрыва от производства, с их работой на производстве.

В задания на курсовое проектирование по предметам общетехнического цикла следует, как правило, включать расчет и проектирование деталей и механизмов производственного оборудования соответствующего специальности, по которой обучаются студенты.

Задания на курсовое проектирование должны быть индивидуальными и разнообразны по содержанию, но примерно одинаковы по степени сложности поставленных перед студентами задач.

^ 8 Методические указания по выполнению, проверкеи рецензированию контрольных работ

1 Общие положения


Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Различают контрольные аудиторные и домашние; текущие и экзаменационные; письменные, графические и практические; фронтальные и индивидуальные.

Домашние контрольные работы часто используются на заочной форме обучения, где учебным планом предусмотрены определенное их количество и сроки выполнения.

^ 2 Методические указания к контрольной работе

Методические указания к контрольной работе должны включать следующие разделы:

  1. Цели и задачи контрольной работы.

  2. Содержание контрольной работы и выбор варианта задания.

  3. Задания и методические указания к теоретическим вопросам.

  4. Задания и методические указания к выполнению практических задач.

  5. Оформление контрольной работы.

  6. Вопросы к зачету, экзамену.

  7. Литература.

Важно, чтобы система заданий письменных контрольных работ выявляла как знания студентов по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умения самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.

Задания на контрольные работы необходимо строить с таким расчетом, чтобы они носили преимущественно обобщающий характер, исключающий возможность выполнения контрольной работы путем механического переписывания соответствующих разделов учебника.

Количество вариантов заданий должно быть не менее 20.

Тема контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки и не должна повторяться в одной академической группе.

Объем контрольной работы не должен превышать 10 печатных страниц.

Категорически запрещается переписывать текст учебника. Цитаты следует брать в кавычки и указывать источники.

^ 3 Рецензирование контрольных работ

Одной из основных форм руководства самостоятельной работой студентов-заочников со стороны преподавателей, средством контроля и оказания им индивидуальной помощи в работе над учебным материалом в течение учебного года является рецензирование контрольных работ.

Рецензирование контрольных работ имеет цель дать студентам правильную направленность в самостоятельной работе над учебным материалом, проверить качество работы студента по данному предмету и умение применять теоретические знания при решении практических вопросов, отметить положительные стороны в его работе, указать на имеющиеся ошибки и недостатки, рекомендовать пути их исправления.

Рецензированию подлежат все выполненные студентами контрольные работы. Каждая контрольная работа проверяется преподавателем в срок не более семи дней, после чего она возвращается студенту.

Рецензирование контрольных работ состоит из:

а) проверки контрольной работы;

б) составления рецензии.

Результаты проверки контрольных работ студентов проставляются в журнал учета рецензирования контрольных работ.

Зачтенные контрольные работы предъявляются студентами экзаменатору перед соответствующим экзаменом.

Контрольные работы студентов, успешно сдавших экзамен по предмету, передаются на кафедру. После просмотра зав.кафедрой контрольные работы уничтожаются, о чем составляется акт, с указанием перечня работ и фамилий выполнивших их студентов.

^ 4 Проверка контрольных работ

При проверке контрольной работы необходимо:

а) исправить и объяснить каждую ошибку и неточность по существу учебного материала или, не исправляя, поставить наводящий вопрос и указать студенту-заочнику, какой раздел учебника он должен изучить, чтобы восполнить пробелы в своих знаниях;

б) обратить внимание на степень самостоятельности выполнения работы, полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической части (чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.п.), указать, если возможно, более рациональный путь решения задач;

в) исправить неправильные формулировки, а также все замеченные грамматические ошибки и стилистические погрешности.

В замечаниях, сделанных по тексту у контрольной работы на полях, не должно быть никаких неясностей, сокращения слов, употребления слов и терминов, значение которых может быть непонятно студентам. Не допускается постановка вопросительных, восклицательных и других знаков без соответствующих разъяснений.

Замечания должны быть сделаны с соблюдением педагогического такта.

Все исправления в тексте и замечания на полях рецензируемой работы пишутся понятным и разборчивым почерком; исправления делаются чернилами, отличными по цвету от чернил, которыми написана контрольная работа.

Контрольная работа, признанная рецензентом удовлетворительной, оценивается словом «зачтено».

Контрольная работа, в которой студентом не раскрыто основное содержание вопросов задания или в которой имеются грубые ошибки в освещении вопроса, в решении задач, в выполнении графической части задания и т.д., не зачитывается и возвращается студенту с подробной рецензией для дальнейшей работы над учебным материалом.

Повторно выполненная контрольная работа должна направляться на рецензирование преподавателю, который проверял работу в первый раз. Рецензирование вторично выполненной контрольной работы проводится в общем порядке.

Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту, возвращается студенту с указанием причин возврата.


^ 5 Составление рецензии


Кроме замечаний и исправлений, сделанных в тексте и на полях контрольной работы, пишется рецензия в тетради, в которой выполнена контрольная работа.

Рецензия составляется на основании анализа содержания выполненной контрольной работы, отмеченных неточностей и ошибок.

Рецензия должна быть строго индивидуальной. Составление стандартных форм рецензии не рекомендуется.

Объем рецензии зависит от качества выполненной контрольной работы, а также от полноты замечаний и исправлений, сделанных в тексте и на полях работы.


При составлении рецензии необходимо:

а) кратко указать достоинства выполненной контрольной работы. Положительная часть может иметь место в рецензии даже в том случае, если контрольная работа возвращается студенту для переработки.

Рецензия на контрольную работу, не имеющую отрицательных замечаний и не требующую поправок, не должна быть лаконичной и не может ограничиваться указанием только на то, что работа зачтена. В ней следует направить внимание учащегося на дальнейшее углубление хорошо усвоенных теоретических положений (вопросов) и на возможность применения их в практической работе;

б) дать анализ и классификацию ошибок, отмеченных в тексте и на полях контрольной работы, перечислить неусвоенные и недостаточно полно изложенные вопросы контрольного задания;

в) дать конкретные указания по устранению обнаруженных недостатков, рекомендовать пути улучшения самостоятельной работы над изучением программного материала, более рациональный способ решения задач и т.п.

В случае неудовлетворительного выполнения контрольной работы и возвращения ее для переработки все требования, которые обязан учесть студент при повторном выполнении работы или ее доработке, формулируются конкретно и ясно.

Рецензия подписывается преподавателем и датируется.


^ 6 Контроль за рецензированием контрольных работ


Осуществляя контроль за качеством проверки и рецензированием контрольных работ, необходимо требовать от преподавателей:

а) тщательной проверки контрольных работ и качественных рецензий на них;

б) изучения и анализа наиболее часто допускаемых студентами ошибок в контрольных работах;

в) разработки дополнительных методических указаний с целью предупреждения часто повторяющихся ошибок.

Замечания по результатам контроля за качеством и сроками рецензирования контрольных работ вносятся в соответствующий журнал и обсуждаются на заседаниях кафедры.

9 Методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов


^ 1 Цель и задачи самостоятельной работы студентов

Под самостоятельной учебной работой понимают любую управляемую и самостоятельно осуществляемую студентами деятельность, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенном для этого времени: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это особый вид учебной деятельности студентов, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия преподавателя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки студентов к самостоятельному пополнению своих знаний.

В процессе СРС формируются учебные умения:

СРС стимулирует мышление, способствует более глубокому и сознательному усвоению материала данной науки. Возбуждая интерес к изучаемым проблемам, СРС ориентирует студентов на последующий более глубокий поиск и работу с литературой, на необходимость сопоставлять точки зрения и формировать свой подход.

Самостоятельная работа способствует становлению личности. Формируя личность, самостоятельная работа способствует привитию студентам навыков организации рабочего и свободного времени, приучает к дисциплине труда.

Цель вузовского обучения – овладеть методикой самообучения, последующего самостоятельного изучения новейших достижений науки.

Цель СРС – обеспечить перевод студентом установок и ориентации, полученных в ходе аудиторных занятий и консультаций преподавателя, через собственные индивидуальные усилия в знания, умения и навыки.

^ Задачи СРС:


^ 2 Организация самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов призвана обеспечить достижение образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения. Правильная организация СРС и контроль за ней являются одним из важных условий успеха обучения студентов.

Организация СРС требует в первую очередь определения ее содержания.

При этом учитываются:


В практике обучения используются следующие формы организации самостоятельной работы:

Современная техника дает возможность по-другому подойти к организации самостоятельной работы. Например, можно предложить студентам (как правило, группе из 2-3 человек) разработать сценарий и снять видеофильм на актуальную тему. Видеофильм можно также создать, используя иллюстративный материал – портреты, документы, рисунки и т.д. Это позволяет сделать близким для студентов труднодоступный материал. Видеоряд обязательно сопровождается соответствующим текстом. Поиск, подбор наглядного материала, составление текста под руководством преподавателя способствуют обогащению знаний студентов, учат выделять главное, существенное. Видеофильмы, используемые в учебном процессе, не только оживляют изучение курса, но позволяют студентам увидеть конкретный способ решения проблемы.

^ 3 Контроль самостоятельной работы студентов


Контроль СРС несет информационную и управляющую функции.

Кафедра, как главное звено в обеспечении, проведении и контроля СРС:

Материал дисциплины, выделяемый в качестве СРС контролируется либо непосредственно, через специальные задания, либо включается в контрольные задания по модулям.

В контроле СРС могут быть использованы как устные так и письменные формы контроля.

Формы контроля направлены на достижение конечного результата.

В устных формах используются следующие виды контроля:

В письменных формах индивидуальные задания различного рода:

Письменные формы контроля обеспечивают индивидуальный подход и индивидуальную ответственность за результаты СРС.

Результаты контроля СРС входят в общий рейтинг по предмету.


^ 4 Порядок анализа организации СРС

  1. Наличие и выполнение утвержденного графика СРС, соответствие его рабочей программе по дисциплине.

  2. Четкая постановка познавательных задач самостоятельной работы, формулирование содержания заданий в контексте специальности, системность СРС.

  3. Методическая обеспеченность выполнения СРС: наличие инструкций, методических указаний, пособий по их выполнению.

  4. Объем и последовательность освоения материала СРС, соответствие учебным возможностям студентов, дифференциация СРС.

  5. Обеспечение контроля и самоконтроля за качеством выполнения самостоятельной работы, организация рейтингового контроля.

  6. Учет бюджета времени при организации СРС.

  7. Выводы и предложения.


^ 5 Реферат – как один из видов самостоятельной работы студентов

Важным этапом развития навыков самостоятельной работы является подготовка студентами рефератов.

Реферат – это результат реферирования одной или нескольких книг по определенной теме, т.е. краткий обзор основного содержания этих книг, передача их референциального содержания.

Реферирование – одно из наиболее эффективных средств переработки информации, сложный творческий процесс, построенный на проникновении в сущность реферируемого источника. Сущность реферирования текста сводится к сжатию, свертыванию общего содержания текста.

Реферирование рассматривается как деятельность, обладающая высоким контролирующим потенциалом. Владение техникой реферирования – это показатель сформированности умений зрелого чтения.

Полученный продукт – реферат также является текстом, так как обладает всеми признаками – цельностью, связанностью, непрерывностью, но в то же время – это вторичный продукт, который составлен из ключевых предложений текста – оригинала.

Обучение студентов реферированию способствует развитию следующих учебных умений:

Обучение реферированию – эффективный способ обучению чтению и извлечению информации из текста.

Овладение основами реферирования должно являться обязательным для каждого студента.

Обучение технике реферирования способствует воспитанию культуры работы с текстом.


^ 6 Цели и задачи подготовки рефератов

Работа над рефератами преследует следующие цели:

Виды рефератов:

Структура реферата: титульный лист, основная часть, выводы, список использованной литературы.

Объем реферата 10-12 машинописных страниц.

Ограничить число рефератов, используемых для текущего контроля, до одного по предмету.

^ VII МЕХАНИЗМ УТВЕРЖДЕНИЯ И ИЗДАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ


Для формирования банка учебно-методической документации на электронных и магнитных носителях, упорядочения документооборота, а также обеспечения качества методических разработок, установлен следующий порядок утверждения учебно-методической документации.

1. Методическая документация утверждается зав.кафедрой, деканом (рабочие программы, методические указания к практическим, лабораторным, контрольным, курсовым, дипломным работам и проектам), информационно-методическим отделом, проректором по УМР.

2. Порядок документооборота представлен следующей схемой.


Рабочий учебный план

Сбор информации по вопросам обеспечения учебными изданиями

Отв.: зав кафедрой, методист ИМО, библиотекарь

Определение необходимости в разработке учебных изданий

Отв.: зав.кафедрой, методист ИМО, библиотекарь


Информация из рабочих учебных планов

План подготовки учебных изданий кафедры на год

Информация об обеспечении учебными изданиями по дисциплинам

Разработка плана подготовки учебных изданий кафедры на год

Отв.: зав. кафедрой

Положение о кафедре

Разработка плана подготовки учебных изданий университета

Отв.: начальник ИМО

Проект плана подготовки учебных изданий университета

Информация об обеспечении учебными изданиями по дисциплинам

Утверждение плана подготовки учебных изданий на УМК факультета

Отв.: зав. кафедрой

Протокол заседания УМК

НЕТ

ДА

Соответствует потребностям в учебных изданиях?

Доработка

Согласование плана подготовки учебных изданий с библиотекой

Отв.: начальник ИМО, директор библиотеки

Утверждение годового плана подготовки учебных изданий университета

Отв.: первый проректор

Годовой план подготовки учебных изданий университета




Обсуждение учебного издания на кафедре

Отв.: зав. кафедрой

Обсуждение учебного издания на заседании УМК факультета

Отв.: председатель УМК, преподаватель

Утвержденный экземпляр учебного издания

НЕТ

ДА

Доработка

Отв.: преподаватель

НЕТ

ДА

Протокол заседания кафедры

Доработка

Отв.: преподаватель

Утверждение учебного издания

Отв.: первый проректор

Разработка учебного издания

Отв.: преподаватель

Индивидуальный план преподавателя

Учебное издание

Представление учебного издания на экспертизу в ИМО

Отв.: начальник ИМО, методист ИМО, лаборант кафедры

Протокол заседания УМК, выписка из протокола

ДА

НЕТ

Доработка

Отв.: преподаватель

Передача электронного варианта учебного издания в медиатеку, ИМО

Отв.: лаборант кафедры



Рисунок 1- Процесс подготовки и утверждения учебных изданий.






4-prochih-konferenciyah-abramov-va-dolgih-g-i-dolgih-s-g-kovalev-s-n-koren-i-a-ovcharenko-v-v.html
4-prodolzhitelnost-uchebnoj-nedeli-publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
4-proekti-funkcionalno-celevogo-bloka-razvitie-territorij-reestr-proektov-pravitelstva-permskogo-kraya-realizuemih.html
4-proektirovanie-vnutrennej-kanalizacii-i-vodostokov-sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve.html
4-profilaktika-diagnostika-i-remont-ngmd-v-pk-kniga-predstavlyaet-soboj-horosho-strukturirovannoe-posobie-spravochnik.html
4-prognozirovanie-chislennosti-detej-invalidov-tehnicheskoe-zadanie-po-proektu-7-metodologiya-ocenki-byudzhetnih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-v-borzenko-institut-prirodnih-resursov-ekologii-i-kriologii-so-ran-chita-rossiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novij-uchebnij-kurs-osnovi-religioznih-kultur-i-svetskoj-etiki-iego-osobennosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/the-jsc-inter-rao-ues-a-legal-entity-duly-incorporated-under-the-laws-of-the-russian-federation-hereinafter-the-transmitting-party-represented-by-the.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pered-tem-kak-pisat-korrespondenciyu-avtor-obyazan-gluboko-osmislit-vse-detali-i-fakti-kotorie-est-v-ego-rasporyazhenii-otobrav-iz-nih-naibolee-tipichnie-i-harakternie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-14-fevralya-2007-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modernizaciya-poperechnostrogalnogo-stanka-s-hodom-polzuna-700-mm-na-baze-modeli-7307.html
  • assessments.bystrickaya.ru/edinie-sposobi-organizacii-i-obrabotki-dannih-plan-provedeniya-i-tematika-uchebno-metodicheskih-seminarov-po-voprosam.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vadim-protasenko-dumaj-ili-supertrening-bez-zabluzhdenij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannih-istochnikov-istoriografiya-genezisa-rinka-i-predprinimatelstva-v-kazahstane-vo-vtoroj-polovine.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-immunizacii-budushee-v-tvoih-rukah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-finansirovaniya-municipalnih-v-interesah-federalnogo-agentstva-po-obrazovaniyu-monitoring-regionalnogo.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-inie-formi-ustrojstva-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-22-statisticheskie-ocenki-pokazatelej-energopotrebleniya-dvigatelej-zil.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-sportivnij-kompleks-petrovskij-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regionalnij-smotr-konkurs-innovacionnih-proektov-po-programme-u-m-n-i-k-tekst-stati.html
  • report.bystrickaya.ru/i-selskohozyajstvennogo-proizvodstva-primernie-programmi-specialnie-disciplini-primernaya-programma-disciplini.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-vpishi-sam-1-stranica-10.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-mou-sosh-im-a-n-arapova-na-2007-2008-uchebnij-god-gorodskoj-okrug-verh-nejvinskij-stranica-14.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-v-gajda-nauchnij-konsultant.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-bibliotechno-informacionnie-znaniya-mladshim-shkolnikam-1-4-klass.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-funkcionirovaniya-lgotnih-tamozhennih-rezhimov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zametki-ob-ivane-petrazhickom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prinimaem-dlya-zashiti-1shra-avtomaticheskij-viklyuchatel-a3716b-3-1-raschyot-chislennosti-rabochih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-razvitiya-turizma-v-kitae.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-vedeniya-i-oformleniya-tetradej-po-russkomu-yaziku-i-literature.html
  • school.bystrickaya.ru/112-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-01022011g-n-43-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-revizionnih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipalnoe-byudzhetnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-s-uglublennim-izucheniem-predmetov-hudozhestvenno-esteticheskogo-cikla-58-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sposobi-reshenij-uravnenij-i-neravenstv-s-parametrom.html
  • studies.bystrickaya.ru/29-poryadok-raskritiya-informacii-o-razmeshenii-i-rezultatah-razmesheniya-emissionnih-cennih-bumag.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernie-bileti-po-russkomu-yaziku-chast-21.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vipusheni-moneti-posvyashennie-perepisi-naseleniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/andrej-belov-kvoprosu-o-vliyanii-tvorchestva-k-kastanedi-na-v-o-pelevina-doklad-chitannij-v-cherepoveckom-gu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-31-03-06-ekonomicheskaya-kibernetika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-kodeks-reklamnoj-praktiki-8-reklama-v-komplekse-marketinga.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-minfina-rf-ot-25-noyabrya-2011-g-n-160n-o-vvedenii-v-dejstvie-mezhdunarodnih-standartov-finansovoj-otchetnosti-i-razyasnenij-mezhdunarodnih-standartov-finansovoj-otchetnosti-na-territorii-rossijskoj-federacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.