4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
.RU

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебного предмета «Педагогика» включает 5 разделов. Первый раздел посвящается рассмотрению вопросов связанных с объектом и предметом изучения данной дисциплины и содержит 4 темы. В первой теме дается функционально-структурная характеристика педагогики, во 2-й - раскрывается методология педагогики, в 3-й - раскрывается содержание основных педагогических категорий, в 4-й теме дается характеристика педагогической деятельности и педагогической культуры руководителя.

Работа над этим разделом предполагает не только знакомство с теоретическим материалом но и формирование практических умений планирования исследовательской деятельности, выбора методов исследования в соответствии с исследовательскими задачами. Работа по данному разделу завершается защитой исследовательского проекта в области педагогики. В процессе теоретической проработки материала студентам необходимо найти ответы на вопросы и выполнить практические задания.

В чем отличие научного педагогического знания от житейского? Как вы понимаете слова В.В.Краевского: «Наук, изучающих образование, много, а наука об образовании одна»? Какие признаки определяют педагогику как самостоятельную науку? Каковы функции педагогики? С какими науками связана педагогика? Что дает педагогике связь с каждой наукой? Каковы формы взаимодействия педагогической науки и педагогической практики? Чем обеспечивается возможность такого взаимодействия? Что может служить основанием для классификации научно-педагогических дисциплин? Зачем науке нужен категориальный аппарат? Чем специфичны педагогические категории?

Исключите из приведенных ниже перечней «лишний» термин. Обоснуйте свой вариант решения:

а) образование, категория, обучение, воспитание;

б) урок, педагогический процесс, система, педагогическое взаимодействие;

в) объект, предмет, категориальный аппарат, понимание.

Какое знание называется методологическим? Что изучает методология педагогики? Каким образом связаны методологическое знание и гуманитарная позиция педагога? Чем отличается исследовательская деятельность от познавательной? Чем она отличается от практической деятельности педагога по воспитанию и обучению учащихся? Кто является субъектом каждого из этих видов деятельности? Какие модели выделяются в процессе педагогического исследования? Как они взаимосвязаны? Как обусловливают гуманитарность педагогической деятельности? Как овладение методологической культурой связано с субъектным характером профессиональной деятельности педагога? Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его этапов. В чем суть методики педагогического исследования? Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического исследования.

Потребность в соответствующем знании выражается в проблеме исследования. Выделите и письменно обоснуйте какую-либо актуальную, на ваш взгляд, проблему в современной педагогической науке. Для этого ответьте на вопросы:

- Какого знания не хватает педагогам?

- Какие противоречия в педагогической деятельности обостряются в связи с его отсутствием?

- Почему наличие этого знания оптимизирует образовательную практику в ее направлении к гуманитарности?

- Какие социальные проблемы будут решаться проще, если педагоги получат и будут применять это знание?

В предшествующем обосновании проблемы выделите объект (часть педагогической действительности) и предмет исследования (аспект рассмотрения объекта).

Составьте список терминов, которыми описывается выделенная вами проблема. С помощью словарно-справочной литературы дайте определение каждого термина. Проверьте список терминов, чтобы он не был противоречивым.

Составьте примерный список методов, которые потребуются для исследования выделенной проблемы, и обоснуйте порядок применения этих методов.

^ Второй раздел посвящается изучению основной педагогической категории «Образование». Этот раздел содержит 7 тем. 1-я тема посвящена рассмотрению образования как социального явления. Для осуществления своей социальной функции образование структурировано в систему. Какова же система образования в Российской Федерации? На этот вопрос студенты должны дать ответ, изучая 2-ю тему. Для эффективного выполнения своих функций система образования нуждается в правовом регулировании. Какие документы регулируют образовательные процессы в мире и в нашей стране? Об этом идет речь в 3-й теме. Для осуществления своих функция образовательная система нуждается в эффективном управлении. Какова структура управления образованием? В чем выражается государственный и общественный характер управления образовательными системами? Ответы на эти и другие вопросы необходимо найти, изучая 4-ю тему второго раздела. Образование можно изучать не только как социальное явление, но и как педагогический процесс, специально организованный людьми, специально подготовленными для этого. Педагогический процесс имеет свою структуру, закономерности, которые необходимо знать не только педагогам, но и руководителю предприятия, который оказывает педагогическое воздействие на свой трудовой коллектив. Вопросам структуры и закономерностям педагогического процесса посвящены 5-я и 6-я темы этого раздела. Педагогический процесс всегда имеет цель, которая конкретизируется в содержании. Как формируется содержание педагогического процесса? В чем оно проявляется? На эти вопросы необходимо ответить, изучая 7-ю тему второго раздела. Изучение второго раздела завершается защитой проекта авторской программы элективного курса, выбранного студентом самостоятельно. Эта работа будет осуществляться на практических занятиях и должна быть представлена в письменном виде преподавателю.

^ Третий раздел посвящен обучению как форме организации педагогического процесса. Он представлен четырьмя темами, три из которых посвящены основным компонентам процесса обучения: целевому компоненту, методам и формам. Одна тема посвящена теоретическим концепциям процесса обучения. Теоретическое осмысление технологических компонентов обучения позволяет обогатить представления студентов о видах и формах обучения. Теории обучения складывались на протяжении нескольких столетий. Такой долгий путь становления педагогической теории дает нам богатый материал для осмысления современных концепций и подходов к осуществлению обучения. Завершается изучение данного раздела написанием эссе или реферата по одной из теоретических концепций или защитой проекта собственной концепции обучения.

^ Четвертый раздел посвящается изучению воспитания как формы организации педагогического процесса. Содержание этого раздела включает 6 тем. Четыре темы содержат: характеристику целевого и содержательного компонентов воспитательного процесса, методов и форм воспитания. Одна тема посвящена рассмотрению теоретических концепций воспитания. Особого внимания требует тема трудового коллектива как основной формы воспитания личности. Завершается изучение данного раздела защитой проекта одной из форм воспитательной работы, указанной в теме 21 программы дисциплины.

^ Пятый раздел посвящается основам семейного воспитания. В этот раздел включены 3 темы для изучения. Первая тема содержит материал, характеризующий семью как малую социальную группу, осуществляющую социальные функции. Во второй теме раскрываются особенности семейного воспитания. Третья тема посвящена вопросу взаимосвязи семьи и общественных институтов воспитания. Без осуществления такой взаимосвязи невозможно говорить об эффективности воспитания личности. Работа над этим разделом предполагает выполнение практических заданий, студентами, направленных на осознание роли семьи в жизни человека, отработки умений конструктивного общения и установления гуманных семейных отношений между всеми членами семьи, в том числе детьми, без чего невозможентпроцесс социализации игармоничного развития ребенка как будущего члена общества.

Завершается изучение данного предмета написанием тестовой контрольной работы. Примерные вопросы теста данны в следующих разделах данного пособия.



4-proshaj-otel-delfin-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
4-provedenie-publichnih-slushanij-v-i-resin-15-oktyabrya-2009g.html
4-provoz-ruchnoj-kladi-i-bagazha-pravila-perevozok-passazhirov-i-bagazha-avtomobilnim-transportom-glava-obshie-polozheniya.html
4-psihologicheskaya-zashita-lichnosti-opredelenie-ponyatiya-grachev-g-v.html
4-psihologiya-truda-i-lichnosti-pedagoga-programma-s-prisvoeniem-dopolnitelnoj-kvalifikacii-prepodavatel.html
4-pust-teksti-piramid-zagovoryat-kniga-tajna-oriona.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodika-swot-analiza-predpriyatiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-dlya-provedeniya-aukciona-osnovanie-postavki-tovara.html
  • letter.bystrickaya.ru/n374-beverli-bekhem-spisok-podarkov-na-rozhdestvo-spisok-veshej-ot-kotorih-nuzhno-izbavitsya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ponyatie-kak-forma-mishleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-strahovanie-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit.html
  • tests.bystrickaya.ru/lukyanov-arkadij-viktorovich-ideya-metakritiki-chistoj-lyubvi-stranica-17.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-istoki-i-proishozhdenie-ya-i-mirovaya-sreda-pervie-dvigateli-mir-aristokraticheskij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-i-druzhinin-rektor-instituta-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-rabotnikov-obrazovaniya-kurganskoj-oblasti-kandidat-pedagogicheskih-nauk-professor-stranica-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnoj-programmi.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-strelku-vniz-ya-zamenil-na-zakrituyu-figurnuyu-skobku-stranica-23.html
  • write.bystrickaya.ru/gematologiya-i-transfuziologiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-mart-aprel-2006-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-utrennika-druzya-mojdodira.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/geroya-sovetskogo-soyuza-arnolda-meri-pohoronyat-v-talline-novosti-9.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-na-osnovanii-programmi-po-oftalmologii-dlya-studentov-visshih-medicinskih-uchebnih-zavedenij.html
  • report.bystrickaya.ru/kadrovoe-obespechenie-mobilnosti-otchet-po-proektu-obobshenie-opita-uchastiya-vuzov-rossijskoj-federacii-v-realizacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mashini-i-oborudovanie-prirodoobustrojstva-i-zashiti-okruzhayushej-sredi.html
  • studies.bystrickaya.ru/6zlaya-sudba-kogda-poyavilas-pervaya-kniga.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-i-kontrolnih-rabot-po-disciplinam-specializacii-sociokulturnij-servis-dlya-studentov-specialnosti-100103-65.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akcentuacii-haraktera.html
  • student.bystrickaya.ru/2-obshie-svedeniya-o-predpriyatii-10.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-iskusstvo-bit-atletom-kniga-posvyashaetsya-nakii-d-parks-yaputeshestvoval-po-vsemu-miru-i-vstrechal-tisyachi.html
  • student.bystrickaya.ru/16-statistika-iii-izuchenie-vzaimosvyazej-mezhdu-neskolkimi-peremennimi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-provedeniya-urokov-anglijskogo-yazika-v-nachalnoj-shkole-mariinskij-posad.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tolstoj-l-n-andrej-bolkonskij-i-ego-doroga-chesti.html
  • institut.bystrickaya.ru/stoimost-dopolnitelnogo-mesta-v-nomerah-lyuks-polulyuks-i-odnomestnij-1-kategorii-250-rubsutki-bez-pitaniya-predostavlyaetsya-raskladushka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rebusi-i-anagrammi-formi-raboti-sposobstvuyushie-sovershenstvovaniyu-yamalo-neneckij-avtonomnij-okrug.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnoe-raskayanie-v-sovershennom-prestuplenii-chast-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anonsi-ii-j-kinofestival-sovremennogo-bolgarskogo-kino-v-odesse.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematicheskaya-statistika-dlya-studentov-specialnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnoe-zadanie-ekonomicheskaya-chast-kurs-antikrizisnoe-upravlenie-nalogooblozhenie-klassifikaciya-zatrat-poyasneniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchitelya-visshej-kategorii.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-kommunikativnih-kompetencij-i-km-na-urokah-literaturi-na-primere-temi-hudozhestvennij-mir-gogolya-5-11-klass-tkachenko-o-a.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-n-k-e-t-a-1-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-v-mezhrajonnoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii-gorodskaya-konferenciya-shkolnikov-pervie-shagi-v-nauku.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-fakultativov-i-predmetnih-kruzhkov-prikaz-130-polozhenie-o-shkolnih-metodicheskih-obedineniyah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.