4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ - Учебно-методический комплекс для студентов направления...
.RU

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ - Учебно-методический комплекс для студентов направления...


^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы включает титульный лист, введение, основную часть (3 главы, каждая из которых делится на 3 - 4 параграфа), заключение, список использованной литературы, приложения (по мере необходимости).

^ Титульный лист. Оформляется в соответствии с принятыми в БАГСУ требованиями.

Введение. Во введении необходимо обосновать актуальность рассматриваемой темы, определить цель и задачи работы, представить аннотацию каждой из трех глав работы.

^ Первая глава носит теоретический характер. В ней рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов по теории и практике анализируемых в курсовой работе проблем и выявляются возможные направления решения, дается их оценка, обосновывается собственная позиция студента. В тексте главы должны содержаться ссылки на используемые источники информации. В этой главе должны быть концентрированно показаны теоретические подходы к рассматриваемой проблеме и выявлен наиболее приемлемый из них, по мнению студента, для исследуемой в работе конкретной организации.

^ Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается характеристика предприятия (организации), по материалам которого выполняется курсовая работа. Студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет проблемы и тенденции развития организации, вскрывает недостатки и анализирует их причины, намечает возможные пути устранения. Проведенный в данной главе анализ исследуемой проблемы на предприятии служит основой для разработки в дальнейшем конкретных предложений. От полноты и качества анализа зависит обоснованность последующих выводов.

^ В третьей главе студент разрабатывает предложения по проблемам совершенствования стратегического развития организации, по улучшению технико-экономических характеристик ее деятельности. Должны быть указаны методы и способы реализации предложенных рекомендаций и определена эффективность выработанных решений. Все предложения и рекомендации должны носить реальный и конкретный характер (что, когда нужно сделать и кто должен реализовывать предложенные мероприятия).

Заключение. В заключении кратко и последовательно излагаются теоретические и прикладные выводы по всей работе. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены.

^ Список используемой литературы. Должен оформляться в соответствии с принятыми для учебных работ стандартами. Литературные источники включают монографии, периодические издания, нормативные материалы, учебники и учебные пособия, ресурсы сети Интернет.

Приложения. Содержат вспомогательный материал, иллюстрирующий отдельные положения курсовой работы (объемные таблицы и рисунки, прайс - листы, рекламные материалы, нормативные документы и их фрагменты и т.п.). Указанный материал включается в приложения с целью сокращения объема основной части курсовой работы, его страницы не входят в общий объем работы. Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок.

Объем курсовой работы должен составлять не менее 35 страниц печатного текста. Особое внимание следует уделять стилю написания курсовой работы. Работу необходимо проиллюстрировать расчетами, графиками, аналитическими таблицами, схемами.

^ Критерии оценки курсовой работы:

  1. Полнота раскрытия темы курсовой работы и решения поставленных задач, наличие связи с проблемами управленческой деятельности отечественных предприятий.

  2. Творческий подход и степень самостоятельности студента на всех этапах выполнения курсовой работы.

  3. Обращение к специализированным информационным источникам, в том числе периодическим.

  4. Уровень овладения методикой и техникой стратегического анализа.

  5. Обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций.

  6. Стиль изложения и соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.

  7. Привлечение программного обеспечения в процессе написания работы.

  8. Использование графических средств при написании работы.

  9. Качество выступления на защите, правильность и полнота ответов на вопросы в процессе защиты.

Оценка качества выполненной курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент» проводится в два этапа.

На первом этапе, на основании анализа пояснительной записки руководитель принимает решение о допуске студента к защите. Допуск осуществляется, если содержание отчета соответствует выданному заданию, представлены все разделы пояснительной записки, оформление соответствует требованиям стандартов. При нарушении этих формальных требований пояснительная записка с замечаниями руководителя возвращается студенту для доработки и устранения недостатков.

На втором этапе (по результатам защиты) оценка курсовой работы осуществляется по традиционной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Студентам, которые не явились на защиту курсовой работы в установленный срок, в ведомости проставляется отметка «неявка». Сдача на проверку и защита курсовой работы позже установленного срока не является причиной снижения оценки работы.

«Отлично». Курсовая работа соответствует 8 - 9 критериям. Работа выполнена самостоятельно, в соответствии с заданием и в полном объеме, результаты правильно интерпретированы, основные положения работы освещены в докладе, ответы на вопросы прозвучали четко, уверенно и полностью удовлетворили членов комиссии, качество оформления пояснительной записки и иллюстративных материалов отвечает предъявляемым требованиям.

«Хорошо». Курсовая работа соответствует 6 - 7 критериям. Студент демонстрирует умение, верно, подойти к оценке полученных результатов, но уровень владения материалом не позволяет ему уверенно ориентироваться в теме. Основанием снижения оценки служит нечеткое представление результатов, затруднения при ответах на вопросы, недостаточное качество оформления пояснительной записки и иллюстративных материалов.

«Удовлетворительно». Курсовая работа соответствует 4 - 5 критериям. Студент демонстрирует умение, в целом, правильно подойти к оценке полученных результатов, анализировать и решать несложные задачи, давать, в основном, верные ответы на вопросы комиссии. Дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы.

«Неудовлетворительно». Курсовая работа соответствует менее 4 критериям. Студент демонстрирует незнание или поверхностное знание результатов и дает их неверную интерпретацию. Не умеет правильно ответить на простые вопросы. Неудовлетворительная оценка также ставится при несамостоятельном выполнении работы, или в случае фальсификации результатов.


№ п/п

Задачи курсовой работы

Форма представления результатов решения задач

^ Затраты времени (час.)

1

Теоретический анализ рассматриваемых в курсовой работе вопросов

Анализ теоретических подходов к рассматриваемой проблеме и выявление наиболее приемлемых из них для исследуемой в работе конкретной организации

12

2

Характеристика предприятия (организации), по материалам которого выполняется курсовая работа

Проблемы и тенденции развития организации, недостатки и анализ их причин

12

3

Разработка предложений по проблемам совершенствования стратегического развития организации

Методы и способы реализации предложенных рекомендаций, эффективность выработанных решений

12


Темы курсовых работ

  1. Анализ внешней и внутренней среды организации.

  2. Анализ и разработка стратегий с помощью портфельных матриц.

  3. Информационные системы в обеспечении стратегического развития организации.

  4. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность организации.

  5. Конкурентный анализ в стратегическом менеджменте.

  6. Основные инструменты стратегического анализа организации.

  7. Особенности стратегического менеджмента в малом бизнесе.

  8. Отраслевой анализ и отраслевые стратегии.

  9. Повышение конкурентоспособности организации на основе нематериальных активов.

  10. Понятие бенчмаркинга и его использование в стратегическом менеджменте.

  11. Понятие и стратегии вертикальной интеграции.

  12. Понятие и стратегии диверсификации.

  13. Процесс разработки и реализации стратегии организации.

  14. Разработка стратегии управления персоналом организации.

  15. Реинжиниринг бизнес-процессов и его роль в выполнении стратегии.

  16. Ресурсы, компетенции и ценностная цепочка организации.

  17. Российская и зарубежная практика стратегического менеджмента.

  18. Рыночная сегментация и стратегические хозяйственные зоны.

  19. Слияния и приобретения организаций.

  20. Современные формы стратегической интеграции и стратегического партнерства.

  21. Сопротивление стратегическим изменениям в организации.

  22. Стратегии концентрированного роста.

  23. Стратегии международного развития организаций.

  24. Стратегический анализ потенциала организации.

  25. Стратегическое партнерство с потребителями на основе системы CRM.

  26. Стратегическое управление организацией в современных условиях.

  27. Стратегия технологического развития организации.

  28. Стратегия управления персоналом организации.

  29. Управление процессом стратегических изменений в организации.

  30. Управление реализацией стратегии организации на основе системы сбалансированных показателей.



^ 5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ



  1. Технократический и предпринимательский стили управления.

  2. Понятие и сущность стратегического менеджмента.

  3. Принципы, преимущества и проблемы стратегического менеджмента.

  4. Система стратегического менеджмента.

  5. Виды стратегического менеджмента.

  6. Анализ макроокружения организации с использованием STEP - анализа.

  7. Направления стратегического отраслевого анализа.

  8. Модель 5 сил конкуренции.

  9. Карта стратегических групп.

  10. Анализ потребителей.

  11. Управленческое обследование внутренней среды организации.

  12. Понятие и виды бенчмаркинга.

  13. SWOT - анализ, SNW - анализ, позиционирование угроз и возможностей.

  14. Видение и миссия организации.

  15. Цели организации и требования к их формулировке.

  16. Характеристика «стратегической пирамиды».

  17. Основные стратегии создания конкурентных преимуществ (стратегическая модель Портера).

  18. Общие стратегические альтернативы.

  19. Наступательные стратегии для сохранения конкурентных преимуществ.

  20. Оборонительные стратегии для сохранения конкурентных преимуществ.

  21. Стратегии концентрированного роста.

  22. Стратегии интегрированного роста.

  23. Стратегии диверсифицированного роста.

  24. Цели и основные этапы портфельного анализа.

  25. Основные портфельные модели анализа.

  26. Стратегии в новых отраслях.

  27. Стратегии в зрелых отраслях.

  28. Стратегии в отраслях в состоянии стагнации или спада.

  29. Стратегии в раздробленных отраслях.

  30. Стратегии фирм - лидеров.

  31. Стратегии фирм, находящихся на вторых ролях.

  32. Стратегии для слабого бизнеса.

  33. Система управления реализацией стратегии.

  34. Организационная структура как область стратегических изменений.

  35. Организационная культура как область стратегических изменений.

  36. Разработка систем поощрения и преодоление сопротивления стратегическим изменениям.



^ 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» предполагает рассмотрение задач и проблем, актуальных для практики управления. С этой целью в процессе обучения следует использовать различные формы работы и отчетности студентов.

Лекции. Начальным элементом учебного процесса является лекция. В ней дается стройное, последовательное и концептуальное изложение определенной проблемы. Основу лекции составляют определенные темы, сущность и содержание предмета исследования. Лекция пробуждает мысль, вырабатывает взгляд на науку, помогает уяснить основные идеи. Студенты могут репликой уточнить или усилить определенный аспект лекции, соответствующей реакцией одобрить или усомниться в том или ином положении. При этом создается атмосфера совместной работы лектора и аудитории. На усмотрение преподавателя лекция может проводиться в виде дискуссии с обсуждением конкретных примеров из российской практики на основе заранее распечатанных лекций, переданных преподавателем студентам в электронном виде. Данная форма проведения лекционных занятий, считается, на наш взгляд, также прогрессивной, т. к. студенты делают только лишь поясняющие для себя записи.

При проведении лекций необходимо обращать внимание на следующие основные моменты.

  1. Вводная часть лекции (организованное начало лекции и установление контакта с аудиторией, правильная постановка темы, формулирование цели занятия, сообщение плана лекции, определение роли и места занятия в изучаемой дисциплине).

  2. Содержание лекции (соответствие лекции утвержденной программе, связь данной темы со специализацией студентов, со смежными дисциплинами и с ранее изученным материалом, использование на лекции фактов из истории данной науки, точность формулировок, оригинальность объяснения, обоснованность аргументов).

  3. Структура занятия (выделение узловых вопросов и проблем, рациональность распределения учебного времени между основными структурными элементами лекции, формы перехода от одного вопроса к другому, обобщения и выводы в конце лекции, постановка задач для самостоятельной работы студентов).

  4. Методика проведения лекции (использование приемов активизации познавательной деятельности студентов на лекции, приемов управления вниманием аудитории, обеспечение наглядности обучения, обеспечение доходчивости изложения, систематичность и последовательность изложения, влияние на процесс конспектирования лекции).

  5. Элементы педагогической техники (культура речи, эмоциональность лектора, приемы работы с наглядными пособиями и у доски, организация рабочего места преподавателя).

^ Практические занятия и активные формы обучения. Практические занятия должны быть основаны на современных методах интерактивных технологий обучения. В качестве методов активных форм обучения предлагается использовать дискуссии, проигрывание ролей, практикующие упражнения, посещение реальных организаций, применение аудиовизуальных средств. На практических занятиях целесообразно периодически проводить тестирование, которое позволит лучше закрепить лекционный материал и подготовиться к зачету или экзамену. Практические занятия должны предусматривать развитие креативного мышления, культуры речевого поведения, языковую грамотность, умение взаимодействовать в командах и проявлять лидерские качества, присущие хорошему менеджеру.

Эффективными методами объединения теоретического и практического подходов при изучении «Стратегического менеджмента» являются анализ конкретных ситуаций и решение ситуационных упражнений. Эти методы позволяют студентам:

^ Текущие консультации и консультации к экзаменам. Консультации по форме проведения бывают групповыми и индивидуальными. Групповая консультация предполагает консультирование всей группы по вопросам общего характера, к которым можно отнести организацию проведения зачета или экзамена, освещение вопросов, не затронутых на лекциях и отведенных на самостоятельное изучение.

Индивидуальная консультация происходит в текущем порядке по разъяснению спорных, непонятных, сложных терминов, формул, примеров, когда преподаватель и студент вступают в дискуссию. Индивидуальная консультация предусмотрена во время написания курсовой или контрольной работы и проводится в установленное преподавателем время. Студент может многократно приходить на индивидуальную консультацию и выяснять для себя противоречивые моменты. Значение индивидуальной консультации многогранно, так как она увеличивает не только прирост знаний студента, но и обогащает опыт взаимодействия преподавателя с современной молодежью.

^ Руководство выполнением курсовой работы. В начале выполнения студентам выдается задание и план выполнения курсовой работы. Проверенная курсовая работа, содержащая рецензию, в которой указываются ее достоинства и недостатки, защищается студентом перед комиссией.

^ Проведение экзамена. Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они подводят итог, как знаниям студентов, так и всей учебной работе по данному предмету. В определенной степени преподаватель-экзаменатор оценивает и себя, результаты своей учебно-педагогической деятельности. Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют большую воспитательную роль: стимулируют трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке, ВУЗу и преподавателям.


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Составитель Рувенный Игорь Ярославович


Издается в авторской редакции


Подписано в печать

Объем п.л. Формат 60х84 1/16

Тираж экз. Заказ №

_________________________________________

ГОУ ВПО «БАГСУ»

450008, г. Уфа, ул. З. Валиди, 40


Отпечатано в издательстве БАГСУ

450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 134, корп.2


4-puti-reshenie-problem-zhidkih-bitovih-othodov-v-moskve-i-moskovskoj-oblasti.html
4-rabota-s-tekstami-elkonin-b-d-nauchnij-rukovoditel-sbornik-programm-dlya-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
4-rama-dvigatelya-uchebnoe-posobie-dlya-letnih-uchilish-grazhdanskoj-aviacii-m-transport-1978-s-illyustraciyami-i-tablicami.html
4-raschet-gazoprovoda-srednego-davleniya-3-opisanie-prinyatoj-shemi-gazosnabzheniya-22.html
4-raschet-obema-realizuemoj-produkcii-i-pribili-finansovij-plan-kak-sostavnaya-chast-biznes-plana.html
4-raschet-upravlyaemogo-tiristornogo-vipryamitelya-uchebnoe-posobie-ivanovo-2007-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oao-drsk-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-19-avgusta-2011-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-ix16-bazelskaya-konvenciya-o-kontrole.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/relejnij-zahist.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obemnie-i-centrobezhnie-gidravlicheskie-mashini-princip-raboti-gidroprivoda.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-voronezhskogo-istorika-s-v-hatunceva.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-nalogovomu-kodeksu-rossijskoj-federacii-stranica-13.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-metodicheskie-rekomendacii-o-poryadke-videleniya-za-schet-byudzhetnih-assignovanij-iz-byudzheta.html
  • university.bystrickaya.ru/g-g-matveeva-aktualizaciya-pragmaticheskogo-aspekta-nauchnogo-teksta-izdatelstvo-rostovskogo-universiteta-1984-132-s.html
  • esse.bystrickaya.ru/pronozirovanie-finansovogo-sostoyaniya-i-diagnostika-bankrotstva.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-1--klassifikaciya-operativnoj-pamyati-ozu-uchebnoe-posobie-po-kursu-organizaciya-evm-kompleksov-i-setej-chast.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obzor-i-analiz-tehnologij-uborki-zernovih-kultur-razlichnimi-sposobami.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-struktura-dannih-na-magnitnih-diskah-plan-konspekt-uroka-prezentaciya-k-uroku-dopolnitelnij-material.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-uchebno-teoreticheskoe-izdanie-sovokupnost-otdelnih-lekcij-polnostyu-osveshayushee-soderzhanie-uchebnoj-disciplini-otrazhaet-material-chitaemij-opredelennim-prepodavatelem-cel-kursa-lekcij.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-municipalnogo-konkursa-socialno-znachimih-proektov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-otvetnie-repliki-s-otricatelnoj-chasticej-zamestitelem-not-p-a-afanasev-strukturno-semanticheskie-tipi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-principi-ocenivaniya-pismennoj-kursovoj-i-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vozdushnij-kodeks-chast-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-sudebnaya-i-arbitrazhnaya-praktika-kurs-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava-obshaya-chast-m-1973-s-11-60-lunc.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroki-angelini-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otnosheniya-mezhdu-ego-i-bessoznatelnim-a-zajcev-zam-zav-psihologicheskoj-redakciej-n-migalovskaya-vedushij-redaktor.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-holodnogo-yadernogo-sinteza-reshena-problema-globalnoj-energetiki-termoyadernij-reaktor-na-sharovoj-molnii-shema-chertezhi-metodika-zapuska-i-raboti-grinev-vladimir-timofeevich-stranica-6.html
  • student.bystrickaya.ru/17-problema-zhanra-i-avtorstva-slova-velichie-rus-zemli-kot-nado-zashishat-drl-sohr-sobitiya-i-imena.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-pena-v-gidrobake-prichina-samohodnih-mashin.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/u-proekt-tverzhden.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-internet-tehnologii-v-formirovanii-uchebno-issledovatelskoj-kulturi-uchashihsya-profilnih-klassov.html
  • desk.bystrickaya.ru/otelnij-institut-v-prage.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-addiktivnoe-povedenie-sotrudnikov-ovd-uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2008-psihologicheskoe-obespechenie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alekseev-sergej-sokrovisha-valkirii-kniga-1-stranica-6.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-matematiki-i-informacionnih-tehnologij.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-protokola-sertifikacionnih-ispitanij-elektricheskoj-energii-po-pokazatelyam-kachestva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/regionalnie-mezhdunarodnie-organizacii-kak-subekti-mezhdunarodnogo-prava.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kompyuternie-tehnologii-napravlenie-podgotovki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-buryatii-gorel-dom-prestarelih-i-invalidov-informacionnoe-agentstvo-interfaks-16022011.html
  • klass.bystrickaya.ru/abandon-otkaz-strahovatelya-ot-svoih-prav-na-zastrahovannoe-imushestvo-v-polzu-strahovshika-pri-obyazatelstve-poslednego-uplatit-strahovatelyu-polnuyu-strahovuyu-stranica-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/kollizionnie-normi-chast-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.