.RU

4. Неофрейдизм 4.1. Первые шаги психоанализа. Фрейдизм - Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и политологии.


^ 4. Неофрейдизм


4.1. Первые шаги психоанализа. Фрейдизм



Первоначально психоанализ являлся одной из разновидностей психиатрии, позднее он стал явлением культуры и философским течением. Его формирование приходится на последние десятилетия XIX – начало ХХ столетия. Это направление представлено таким широким спектром идей и исследовательских программ, что охватить его в полном объеме в учебном пособии невозможно.

Основоположником психоанализа стал австрийский врач-невропатолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). В своих работах «Этюд об истерии» (1895), «Толкование сновидений» (1900) он обосновал психоаналитический метод изучения человека, который впоследствии стал известен как метод свободных ассоциаций. Ассоциации позволяли установить причинно – следственные связи между явлениями. Новизна заключалась в том, что связь выявлялась не разумно – логическим, а бессознательным способом.

Фрейд рассматривал человека как продукт биологической эволюции в зависимости общественно – культурной среды. Интересовала его прежде всего бессознательная сексуальная часть личности, т.к. индивид по Фрейду «эротическое существо». Основные инстинкты, мотивация, влечения определяются этим бессознательным. В структуре психики Фрейд выделяет следующие «области»:

На сознание постоянно воздействуют импульсы бессознательного, как правило не соответствующие нормам цивилизованного поведения с одной стороны и система запретов, не позволяющая их реализовать, с другой. Данная напряженность приводит к возникновению неврозов (и у отдельной личности, и у общества в целом). Различные деструктивные социальные катаклизмы (войны, революции, вспышки насилия) фрейдизм толкует как появление общественных неврозов.

Движущей силой психики является бессознательное сексуальное влечение – либидо, оцениваемое обществом как постыдное и греховное, а потому вытесняемое из области сознания в бессознательное. При этом энергия заменяется, перенаправляется (сублимируется) на цели социальной деятельности или культурного творчества. Фрейд считал религию и искусство специфическими видами сублимациями (кстати, невинные на первый взгляд образы, посещающие нас во время сновидений, он интерпретировал как символы «постыдных», греховных эротических влечений).

Данное открытие, а так же указание на то, что ребенок так же является эротическим существом потрясло общественность. Фрейд считал, что рождение ребенка уже является для него психической травмой, мать как источник удовольствия (пищи, тепла, защиты) становится первым объектом сексуального влечения. В возрасте 3-5 лет у мальчиков формируется «Эдипов комплекс»-желание овладеть матерью и убить отца, который оценивается как «конкурент». (У девочек вырабатывается «комплекс Электры». Эдип и Электра – герои мифов, убившие родителей своего пола, правда Эдип это сделал по незнанию, случайно, а Электра – намеренно, желая отомстить матери за убийство отца. Хотя, если вдуматься ее отец – Агамемнон, сам спровоцировал свою смерть. Он был жесток, сластолюбив, надменен и вспыльчив. Чтобы задобрить богов – Апполона и Артемиду, которых он оскорбил – приносит собственную дочь – Ифигению в жертву. Жена его – Клитемнестра не простила мужу этого жертвоприношения, как не простила и смерти своего первого ребенка, убитого Агамемноном вместе с ее первым супругом. Это не остановило Электру, что подтверждает, что руководствовалась мстительница отнюдь не разумом и моралью, но бессознательными эмоциями). Вернемся однако к рассуждениям Фрейда.

Страх перед наказанием со стороны отца (комплекс кастрации) приводит к вытеснению и частичной замене соответствующего влечения. Мальчик не может избавиться от отца, потому отождествляет себя с ним, перенимая черты мужского поведения, систему моральных норм и предписаний.

По Фрейду, на ранних стадиях развития общества (в человеческом стаде), сыновья действительно убивали отцов, желая отнять власть, и не только ее. Пережив чувства вины и страха, они раскаивались. Фигура реального отца в их сознании заменялась идеалом, который был всесильным, всемогущим, всезнающим, таким образом появилось представление о Боге, т.е. религия. Кроме того, убийцы сталкивались с новой проблемой – они начинали опасаться друг друга. Чтобы обезопасить себя вынуждены были договариваться о системе запретов – табу и сдерживающих норм (запрещался инцест – кровосмешение и убийство кровного родственника). Так возникла мораль.

В человеческой психике Фрейд выделял так же два основных инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Если первый носит конструктивный характер, выражает волю к жизни и любви, ведет к созиданию и развитию, способствует усилению жизни, то второй-деструктивен, выражает волю к смерти, агрессивность, ведет к разрушению, убийству, самоубийству, возвращает людей к неорганическому состоянию. Фрейд пишет: «Отрицание жизни заложено в самой жизни… Жизнь всегда мыслится в отношении к самому непосредственному результату, который постоянно находиться в зародыше – к смерти». Баланс между стремлением к жизни и стремлением к смерти осуществляется через механизм влечения. Оно пытается восстановить нарушенное энергетическое равновесие в организме, когда равновесие достигнуто, влечение может выполнять конструктивную и деструктивную роль. Деструкция проявляется через садизм, он направлен вовне и сопровождается формами активного разрушения. К садизму Фрейд относит мазохизм, каннибализм, некрофилию, убийство. Т.о., бытие человека вслед за Шопенгауэром и Ницше, Фрейд считал драматическим, полным страстей, волнений, переживаний. Но если Шопенгауэр видел смысл жизни в отказе от нее, Ницше утверждал, что жизнь существует ради жизни, то Фрейд определял смысл через борьбу жизни и смерти.

Фрейд по новому подошел к проблеме человека, акцентировав внимание на внутриличностные конфликты и коллизии, на бессознательное содержание психики. Его учение способствовало развитию не только современной психологии, но и философии и культуры Запада в целом. Идеи Фрейда нашли отражения в исследованиях экзистенциалистов, постструктуралистов, постмодернисмов, породили целые направления в психологии, оказали влияние на искусство, социологию, этнографию и психиатрию первой половине ХХ века.

Васказывания:

«Нельзя обойтись без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность».

«Намерение насильственно и одним ударом опрокинуть религию – несомненно, абсурдное предприятие. Прежде всего потому, что оно бесперспективно. Верующий не позволит отнять у себя свою веру ни доводами разума, ни запретами».

«Истина сделает вас свободными».

«В школе мы слышали политическое изречение древних римлян, гласившее: «Хочешь мира – готовься к войне». Мы можем изменить его сообразно нашим нынешним потребностям: если хочешь вынести жизнь, готовься к смерти».

«Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен».

«Задача – сделать человека счастливым – не входила в план сотворения мира».

«Любовь – самый проверенный способ преодолеть чувство стыда».

Весьма показательны и оценки учения Фрейда. Кароль Ижиковский писал: «Фрейд из души сделал второе тело, здоровенный кусок плоти». А создатель теории относительности Альберт Эйнштейн отмечал: «У старика был беспощадный взгляд; не было в мире такой иллюзии, которая могла бы его убаюкать – за исключением веры в его собственные идеи». Комментарии, как говорится излишни.




4-trebovaniya-k-regulirovaniyu-rezhima-raboti-po-chastote-i-peretokam-moshnosti-regulirovaniyu-chastoti.html
4-trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-sostavu-zayavki-na-uchastie-v-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme.html
4-trebovaniya-k-vidache-svidetelstv-o-dopuske-k-rabotam-kotorie-okazivayut-vliyanie-na-bezopasnost-osobo-opasnih-i-tehnicheski-slozhnih-obektov-kapitalnogo-stroitelstva.html
4-trebovaniya-predyavlyaemie-k-razrabotke-sovmestnij-prikaz-ministra-ekonomiki-i-byudzhetnogo-planirovaniya.html
4-trudovoe-pravo-praktikum-sankt-peterburg-2006-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe.html
4-uchastie-v-nauchno-prakticheskih-konferenciyah-individualnij-plan-prohozhdeniya-internaturi-svodnij-otchet-o-prodelannoj.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-okruzhayushij-mir.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-platezhej-za-prirodnie-resursi.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-n-tolstoj-i-orenburgskij-kraj-nikishova-t-p.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipisat-v-receptah-vvedenie-v-farmakologiyu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-rezhim-obucheniya-i-vospitaniya-kadrovoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-rezultati-vospitatelno-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/ntv-segodnya-19062006-hrekov-anton-i-belova-olga-1900-pervij-kanal-novosti-19-06-2006-neroznak-vsevolod-09-00-14.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-konstitucii-ssha-i-ee-sravnenie-s-konstituciej-rf-1993-goda-chast-2.html
  • college.bystrickaya.ru/342-rezultati-gosudarstvennoj-kadastrovoj-ocenki-zemel-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-respublike.html
  • control.bystrickaya.ru/den-sostradaniya-tatyana-slavskaya-t-i-slavina.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-nenavistnie-garnishi-i-lishennaya-razuma-obolochka-garri-garrison-zvezdnie-pohozhdeniya-galakticheskih-rejndzherov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vladimir-solodin-programma-vostok-vostok-iii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-17-ot-10-02-2012-g-oprovedenii-repeticionnih-ekzamenov-v-9-h-klassah-v-2012-g.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sankt-peterburga-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-21-672-7-iyunya-2010-g.html
  • write.bystrickaya.ru/franchajzing-chast-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/should-we-abolish-the-criminal-law-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-anglijskij-yazik-kurs.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-evropejskoj-valyutnoj-integracii-chast-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evropejskij-investicionnij-bank.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-na-celevata-grupa.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-3-odezhda-nevinnosti-urok-odeyanie-sotkannoe-na-nebesah-3-urok-kommentarii-dlya-uchitelej-7.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrumentalnie-materiali.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-23-etapi-i-formi-poznaniya-rodstva-i-svojstvennih-svyazej-kulturnie-faktori-dinamiki-narodonaseleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inzhenernaya-geodeziya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-glavi-vengerovskogo-rajona-stranica-13.html
  • composition.bystrickaya.ru/oznakomitelnij-byudzhetnij-tur-v-ispaniyu-oznakomitelnij-byudzhetnij-tur-v-ispaniyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-polozhitelnogo-podkrepleniya-kak-dejstvuet-polozhitelnoe-podkreplenie-kak-primenyat-polozhitelnoe-podkreplenie-metodika-otricatelnogo-podkrepleniya-chast-11-pozitivnij-podhod-k-problemam-povedeniya-stranica-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-dolzhna-imet.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-analiz-finansovih-otchetov-otchet-ob-ocenke-stoimosti-dejstvuyushego-predpriyatiya-oao-mashinostroitelnij-zavod.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-zadanie-na-proektirovanie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-promishlennost-regiona-sovremennoe-sostoyanie-naselenie-812-tis-chel-plotnost-naseleniyaodna-iz-samih.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-mechta-na-porazhenie-aleksej-kalugin.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektrovoz-postoyannogo-toka-s-sinhronnimi-dvigatelyami-poyasnitelnaya-zapiska-190303-54-pd-00-pz-oboznachenie-dokumenta-razrabotal.html
  • write.bystrickaya.ru/generiruyut-bolshie-dozi-toksicheskih-veshestv-vizivaya-tem-samim-bolezn-v-techenie-vsego-lish-neskolkih-dnej-ili-nedel-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-tehnologiya-lesovirashivaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-stranica-22.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10-zaklyuchitelnie-polozheniya-i-vstuplenie-v-silu-kommentarij-k-federalnomu-zakonu-ot-26-iyulya-2006-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.