.RU

4. Преобразование системы духовного образования - Пути русского богословия


^ 4. Преобразование системы духовного образования.
В первые же годы Александровского царствования было начато преобразование духовных школ. Это было связано и с общим переустройством всей школьной системы, с открытием нового ведомства или министерства “народного просвещения” (в 1802 г.); и в 1804-м году, 5 ноября, было опубликовано и введено в действие новое “учреждение” Университетов и прочих гражданских учи­лищ. Первое “предначертание” нового устройства духов­ных училищ было составлено в 1805-м году Евгением Болховитиновым (1767-1837), тогда викарным епископом Старорусским (в 1822 г. митрополит Киевский). Ему были переданы и отзывы, полученные с мест на вопрос желательных усовершениях. Вполне отрицательно к самой мысли о преобразовании отнесся, кажется, только Пла­тон Московский. Впрочем, и никто из спрошенных преосвященных не предложил большего, чем только отдельные поправки и изменения в пределах привычного порядка. Единственным исключением было мнение московскаго викария Августина (Виноградского), епископа Дмитровского, который предлагал разделить ступени преподавания и построить Академию, как школу одних только “вышних наук,” хотя и не только богословских. Он же предла­гал перенести Московскую академию в Троицкую лавру...

И сам Евгений был очень нетребователен в своих предложениях. Он предлагал освежить программу, осла­бить засилие латыни в преподавании, оставив ее только для богословия и философии (“да и оные лучше преподавать с переводом, как у нас всегда и поступали”). В том же смысле высказывалось тогда и правление Невской академии...

Евгений внес в свое начертание только одну интересную под­робность, — впрочем, тоже скорее в старом вкусе. Он предложил образовать в окружных Академиях особое ученое (точнее, учено-административное) отделение, или “уче­ное общество,” с довольно смешанными обязанностями и компетенцией, — “поощрять богословскую ученость,” издавать и цензуровать книги, следить за прочими духовными школами, заботиться об учебных пособиях. Эта мысль перешла и в позднейший проект (срв. устав Московского общества истории и древностей Российских, открытого именно в 1804-м году)...

Евгений был и остался вполне человеком предыдущего века. По личным вкусам это был человек мирской. Он и не скрывал, что монашество принял ради служебного движения, и постриг свой описывал (правда, в дружеских письмах) с какой-то неопрятной развязностью (“монахи, как пауки, опутали меня в черную рясу, мантию и клобук”)...

Евгений учился в свое время в Москве, был отчасти связан тогда и с “Дружеским обществом,” — во всяком случае, лекции Штадена он предпочитал урокам Академии. Богословием и тогда он мало интересовался, — его предмет была история. В истории он оставался тоже только собирателем, — “ум регистратурный,” по отзыву Иннокентия Борисова; “статистик истории,” назвал его Погодин; “в Евгении сколько изумляет собою обширность сведений, столько же поражает бездействие размышляющей силы,” замечает Филарет Чер­ниговский...

Евгений не был силен даже в критике. Он не пошел дальше любознательности, — он был антиквар и библиограф. И в этих областях у него много бесспорных заслуг, но не в истории богословия. Не случайно впоследствии Евгений оказался в рядах ревнителей “обратного хода.” Богословия он не любил и богословских интересов у студентов Киевской академии, в бытность там митрополитом, не поощрял. Он считал более надежным отвлечь лучшие силы в архивную работу и в библиографию. В свое время он увлекался новой литературой, читал Шефтсбери,44 Дидро и Даламбера, Руссо, лю­бил Расина и Вольтеровы трагедии, любил трогательные романы и чувствительные повести, сам переводил Попа. Но к философии всегда относился с враждебной сдержанностью...

Понятно, что он не мог быть достаточно подвижен и изобретателен в своих преобразовательных “предначертаниях.” В дальнейшей работе по пере­устройству школьного дела Евгений уже не участвовал...

В 1807-м году, ноября 29, был образован, по Высочай­шему повелению, особый “Комитета о усовершении духовных училищ.” В него вошли митр. Амвросий (Подобедов), епископ Феофилакт (тогда Калужский), князь А. Н. Голицын, Сперанский, и два протоиерея, государев духовник и военный обер-священник. Решающую и руководящую роль в этом Комитете сыграл именно Сперанский...

Комитет закончил свои работы очень скоро, — уже через полгода общий план реформ получил Высочайшее утверждение, под именем “Начертания правил о образовании духовных училищ.” 26 июня 1808-го года Комитет был распущен и учреждена была, в прежнем составе, уже постоянная “Комиссия духовных училищ,” высший и почти независимый главный орган духовно-школьного управления...

В этой стремительности уже чувствуется настойчивость Сперанского. Его влияние так явно в систематическом размахе и строгой геометричности всего плана духовно-школь­ной сети...

Вводится система ступеней и они обособляются в раздельные учебные заведения. Это было прямой проти­воположностью старому порядку. Ступеней установлено было четыре, — считая снизу: приходские училища, уездные учи­лища, (епархиальные) семинарии, академии, — за одно из оснований деления взят здесь территориальный признак. Последовательные ступени сомкнуты в единство отношением подчинения. Вся школьная сеть разделена была на округа с Академией во главе или в центре. Таким образом, местные учебные заведения высвобождались от местной власти...

Весь этот план очень напоминает общую систему “народного просвещения” по уставу 1803-1804 года. И всего вернее, что в образец была принята Наполеоновская реформа (организация Universite de France, — закон 10 марта 1806 г.). Это очень подходит ко вкусам Сперанского (срв. впрочем об академических округах уже и в “предначертании” Евгения)...

Прежде всего, нужно было обосновать неза­висимое существование второй и параллельной сети школ. Главный довод был взят от особой цели духовных учи­лищ. Сам “род просвещения” в соответствии с иной целью здесь особый. Эта школа должна готовить на служение Церкви, а не государству. Практически не меньшую убедительность имел уже сам факт долголетнего существования очень развитой духовно-школьной сети, тогда как гражданские училища еще только предстояло заводить вновь...

Одна неожиданная оговорка была сделана уже в первоначальном “Начертании” — семинарии должны подготовлять не только к священству, но и для медико-хирургической академии (если бы то понадобилось)...

“Цель просвещения ду­ховенства есть без сомнения твердое и основательное изучение Религиии. К познанию Религии, основанной в догматах ее на Священном Писании и преданиях древних, нужно знать са­мые сии древние источники и части наук, непосредственно к ним принадлежащие. Части сии суть: изучение древних языков, и наипаче греческого и латинского, основательное познание языка славянского и славяно-российского, познание древней истории и особливо священной и церковной, познание лучших образцов духовной словесности, и, наконец, учение богословское во всех его отделениях. Из сего от­крывается, что главной целью духовного просвещения должна быть ученость (eruditio), собственно так называемая. Cиe есть первое начало, на коем должны быть основаны Духовные училища...”

Высшие ступени старой школы пре­вращались в отдельную среднюю школу, под именем семинарий. Курс семинарский распадался на три двухгодичных класса или “отделения,” — низшее словесное, среднее философское, высшее богословское Программа восполня­лась введением наук исторических и математических...

Академия надстраивалась над всей старой системой совсем заново. По новому плану Академия есть очень сложное учреждение. Во-первых, — высшая школа. Во-вторых, — уче­ная корпорация или коллегия, — для этой задачи организовывалась особая “Конференция” с участием внешних членов, из числа любителей и покровителей просвещения. В-третьих, — административный центр, и для целого учебного округа (Правление, внутреннее и внешнее)...

Высшая школа теперь впервые выделяется в самостоятельную учебную единицу. “По разделению сему Духовные академии, не препинаясь в поприще, им предназначенном, первоначальным и так сказать стихийным обучением наук грамматических и исторических, займут в науках философских и богословских пространство, им приличное, и станут на чреде просвещения, высшему духовному образованию свойственной.”

В составленном затем уставе в связи с этим было увеличено число преподавателей: по штату положено было 6 профессоров и к ним 12 бакалавров...

Комитет разработал только план преобра­зования, установил для него принципы и задания. Вновь учрежденная Комиссия, прежде всего, и должна была разра­ботать Устав. В работах комиссии духовных училищ действительное участие Сперанский принимал недолго; за это время он успел обработать только часть Академического устава, раздел о ее учебной организации и управлении. Очень скоро он отстранился от работы в Комиссии. Академический Устав был докончен и разработан Феофилактом, человеком умным и влиятельным (и “не по сану отважным,” как отозвался о нем Платон), — он внес в работу Комиссии свою жизненную опытность, но вместе и не очень строгий, скорее светский дух. От­части он напоминает Евгения, только его увлекала не история, а красноречие и эстетика, в духе того же предыду­щего века...

Устав Академий был принят, как проб­ный, и с 1809-го года введен для испытания в Санкт-Петербургской Академии. Одна только Академия и была открыта в первую очередь. Еще Сперанский заметил: “сколь тща­тельно собираемы и соображаемы были все предметы к делу сему принадлежащие, но один опыт может поло­жить на них печать достоверности.” На основании опыта первого курса Санкт-Петербургской Академии (1809-1814) и замечаний ее тогдашнего ректора Филарета пробный Устав был еще раз исправлен, в 1814-м году утвержден и распубликован, и тогда же введен для второй, в этом году открытой Академии, Московской, помещенной теперь в Лавре. Киевская Академия была открыта еще позже, только в 1819-м году. Открытие Казанской Академии за­держалось еще больше, она была открыта уже только в 1842-м году. Главная причина такого постепенного устроения Академических центров была в недостатке учителей и профессоров. Предупреждение Платона сбывалось, — людей не хватало. Учившие в дореформенной школе в редких случаях могли быть употреблены для новых: учить приходилось тому, чему сами не учились, — в Киеве и в Казани подходящих лиц вообще не нашли...

При всех своих невязках и пробелах новый Академический Устав был несомненным успехом Вместо служилой идеологии XVIII-го века вся система построена теперь на подлинной пе­дагогической основе. И задача преподавания определяется теперь не в том, чтобы сообщить учащимся и заставить их запомнить или усвоить определенный объем сведений или познаний. “Добрая метода учении заключается в том, чтобы способствовать к раскрытию собственных сил и деятельности разума воспитанников: а посему пространные изъяснения, где профессоры тщатся более показать свой ум, нежели возбуждать ум слушателей, доброй методе противны. По сей же самой причине противно доброй методе диктование уроков в классе.” Поэтому новый устав осо­бое значение придавал частым сочинениям и вообще письменным упражнениям учащихся, на всех ступенях учебного плана. Вместе с тем поощрялось возможно обильное чтение внеучебных источников. От этого постулата при­ходилось отступать довольно часто — в виду недостаточ­ности книг и учебных пособий. Это был общий и самый худший изъян нового устава, — законодатель не посчитался в достаточной мере с состоянием средств, наличных для воплощения его идеала...

Очень важно было и то, что принципиально было осуждено засилие латыни. “Введение в училищах латинской словесности, хотя в некотором отношении принесло им великую пользу, но исключительное в ней упражнение было причиною того, что во многих из них учение письмен словенских и еллинских, толико для Церкви нашей необходимых, мало по малу ослабевало.” Впрочем, латинский все еще оставался языком преподавания, переходить на русский дерзали немногие и позже. Греческий оставался только предметом преподавания в ряду многих...

“Классические книги” еще долгое время пo не­обходимости оставались прежние, а из вновь составленных не все бывали лучше бывших. Между тем, новый Устав бесстрашно требовал, чтобы преподаватели и учебники “всегда держались на одной линии с последними открытиями и успехами каждой науки...”

Кроме этих трудностей встретились сразу и друие. В 1809-м году была открыта по новому уставу Санкт-Петербургская Академия и история первого в ней академического курса (1809-1814) была жизненным комментарием в отвлеченной программе преобразовате­лей...

“То была особая милость Провидения, что первый курс академии окончился благополучно,” говорил впоследствии Филарет, ректор с 1812 г. Он имел в виду дело Фесслера, больше всего. Фесслер (1756-1839) преподавал в Академии достаточно, чтобы произвести впечатление и завязать связи, тем более, что был он оратор вдохновенный и умелый, говорил “языком пламенного, восторженного одушевления,” вводил студентов в таин­ства современной немецкой философии, проповедовал “о блаженном ясновидении истины чрез внутреннее око ума.” В своих позднейших воспоминаниях Фесслер причи­сляет сам к своему кругу из своих академических слушателей Павского (связь уже и по-еврейскому языку) и Иродиона Ветринского45...

“Фесслер прельщал студентов ученостью,” вспоминал Филарет; “но должно почитать благодеянием Провидения, что вскоре, по случаю некоторых распрей и запутанностей, удален от академии, потому что, как дознано после, был человек опасного образа мыслей...”

Не менее опасным было и мистическое веяние или поветрие...

Латинский плен мог смениться немецким или даже английским, вместо схоластики угрожало теперь засилие немецкой философии и пиетизма. Тень немецкой уче­ности с этих пор надолго ложится на русское богословие, к соблазну многих. Тем не менее, духовно-школь­ная реформа этих смутных лет внесла подлинное ожи­вление в богословскую работу. Начинается творческое беспокойство и возбуждение. Болезнь была к жизни и ро­сту, не к смерти или вырождению, — хотя и было то действительная болезнь, и из опасных...

Но среди крайно­стей мистических и философских увлечен и, с одной стороны, и опасений или подозрений, с другой, постепенно обозначается узкий и горный путь церковного богословия...

То было время споров, столкновений, борьбы. И борьбы за богословие, — против тех, кто его боялся и не любил, кто боялся мысли и творчества...

Первое действие этой борьбы был спор о русской Библии...


46-metodicheskie-rekomendacii-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-dnevnoj-formi-obucheniya-yuridicheskogo-fakulteta.html
46-molodezhnaya-politika-sport-i-turizm-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo.html
46-muzej-mvd-kazahskoj-ssr-v-techenie-30-let-zanimavshego-rukovodyashie-posti-v-organah-gosudarstvennoj-bezopasnosti.html
46-nezavisimost-direktorov-po-amerikanskim-korporativnim-standartam.html
46-oformlenie-dela-numeraciya-listov-instrukciya-po-arhivu-v-administracii-prezidenta-i-pravitelstva-chechenskoj-respubliki-i.html
46-organizaciya-raboti-s-otpravlyaemimi-dokumentami-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-federalnoj-sluzhbe-sudebnih-pristavov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/376-vznos-v-ustavnij-kapital-otkritogo-akcionernogo-obshestva-prikaz-25-12-2008-145n-ob-utverzhdenii-ukazanij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/london-1872-verlen-i-rembo.html
  • student.bystrickaya.ru/10-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • school.bystrickaya.ru/internet-resursi-mayak-novosti-22-11-2005-bejlin-boris-21-00-12.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-ponyatie-trudovogo-stazha-i-ego-klassifikaciya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nacionalnij-plan-protivodejstviya-korrupcii-na-2010-2011-godi-v-red-ukazov-prezidenta-rf-ot-13-04-2010-n-460.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vedomstvennie-normativnie-dokumenti-vipusk-10-oktyabr-2006g-stranica-45.html
  • lesson.bystrickaya.ru/upravlenie-oborotnimi-stredstvami-predpriyatiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-ixnevesta-istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki-istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki-112-predislovie-112.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-11-stadii-soversheniya-prestupleniya-metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-k-seminarskim-i-prakticheskim.html
  • report.bystrickaya.ru/institut-nesostoyatelnosti-bankrotstva-yuridicheskih-lic-v-rf-chast-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/francuzskij-yazik-programmi-vstupitelnih-ispitanij-na-fakulteti-yuzhnogo-federalnogo-universiteta-yufu-v-2008-godu.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-filosofiya-na-temu-rol-filosofii-v-zhizni-obshestva.html
  • essay.bystrickaya.ru/e3-opitnaya-ekspluataciya-asu-tp-obshie-tehnicheskie-trebovaniya-k-programmno-tehnicheskim-kompleksam-dlya-asu-tp-teplovih.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-i-funkcii-i-grafikia-uroki-obyazatelnogo-izucheniya-matematiki-18-chasov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-organizaciya-uchebnogo-processa-s-ispolzovaniem-sistemi-ects-na-ekonomicheskom-fakultete.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-9-klass-uchitel-geografii-visshej-kv-kategorii-golovanova-e-n.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-uchenogo-soveta-nf-gu-vshe-za-vtoroe-polugodie-2009-goda-utverzhdenie-plana-raboti-uchenogo-soveta-nf-gu-vshe-na-pervoe-polugodie-2010-goda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bratya-grimm-zolotoj-klyuchik.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trudoustrojstvo-vipusknikov-uchebnih-zavedenij-v-perehodnoj-ekonomike-rossii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nlo-zagadka-nashego-vremeni-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/oficerskaya-etika.html
  • student.bystrickaya.ru/1303-disciplina-b3v03-fizika-elektronnih-i-ionnih-processov-normativnij-srok-osvoeniya-programmi-4-goda-fgos.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vserossijskom-konkurse-liderov-i-rukovoditelej-detskih-i-molodyozhnih-obshestvennih-obedinenij-lider-xxi-veka-obshie-polozheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-razmishleniya-o-zhizni-i-smerti-osnovnaya-misl-teksta-elektivnie-kursi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-yanvarya-1923-aerofotogrammetricheskaya-shkola-stala-visshej-237135-stranica-15.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udk-3037-d-r-tehn-nauk-prof-novikov-a-n.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-ohrani-truda.html
  • letter.bystrickaya.ru/model-okumura-hata-na-zare-razvitiya-mobilnoj-svyazi-a-bilo-eto-ne-tak-davno-v-nachale-vosmidesyatih-evropa-pokrivalas.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-mirovaya-politika-i-mezhdunarodnie-otnosheniya-dlya-studentov-specialnosti-020200-030201-politologiya-surgut-2009.html
  • abstract.bystrickaya.ru/214-sibirskaya-mifologiya-uchebnik-istorii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teatr-a-kamyu-mif-o-sizife-esse-ob-absurde-absurdnoe-rassuzhdenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-a-dobrolyubov-luch-sveta-v-temnom-carstve-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnaya-duma-zakonodatelnogo-sobraniya-sverdlovskoj-oblasti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.