.RU

4. Возрождение старчества во 2-й половине XVIII в. и Оптина пустынь - Лекция религиозное обоснование культуры 4


^ 4. Возрождение старчества во 2-й половине XVIII в. и Оптина пустынь.
28 октября 1910 г. 82-летний Л.Н. Толстой ушел из своего дома в Ясной Поляне. Куда он направился? В одну из церковных твердынь – Оптину пустынь. По-видимому, перед 82-летним писателем открывалась какая-то новая перспектива и начиналась трудная душевная работа. Почему же Толстой ушел именно в Оптину?

Оптина пустынь основана еще в монгольские времена, в XIII или XIV веке. Она создавалась верой в спасение и волей к покаянию, ибо, по преданию, ее основателем был раскаявшийся разбойник Опта, имя которого связывают с татарским выражением «башими обду» – притеснитель, злодей. Еще благоразумный разбойник, распятый вместе с Христом, покаялся на кресте и был спасен. Раскаявшийся разбойник – нередкий персонаж русских песен и легенд. Вспомним знаменитое:

Было 12 разбойников,

Был Кудеяр-атаман.

Много разбойники пролили

Крови честных христиан



Вдруг у разбойника лютого

Совесть Господь пробудил.

Бросил в лесу он разбойничать,

Бросил набеги творить.

Сам Кудеяр в монастырь ушел

Богу и людям служить.

Господу Богу помолимся,

Древнюю быль возвестим.

Так в Соловках нам рассказывал

Инок честной Питирим.

Опта основал монастырь на высоком берегу р.Жиздры, близ г.Козельска Калужской области. В XVII в. монастырь пришел в упадок и был упразднен, но в XVIII в. его деятельность оживилась. Именно в нем и происходит возрождение особой формы духовного руководства монашествующими и мирянами – старчество. Сущность старчества заключается в том, что из среды монашествующих выделяется опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения; он становится руководителем всей монашеской общины. Подвиг старчества требует особой благодати Божией, обычно монах после многолетних трудов достигает состояния, близкого к бесстрастию, и открывает дверь своей келии для тех, кто нуждается в духовном наставлении и утешении. При этом он должен не оставлять внутренней молитвы и среди людей чувствовать себя как в пустыне. Старчество – это подвиг.

Старчество особенно утвердилось на Афоне. Со времени Крещения Руси оно процветало и в русских монастырях, но в XV веке из-за ослабления духовной жизни оскудело. Возрождение старчества во 2-й половине XVIII в. связано с прп. Паисием Величковским, подвизавшимся на Афоне и настоятелем молдавских монастырей. Сам прп. Паисий жил вне пределов России, но его влияние распространилось на ее территорию через его учеников, которые после смерти настоятеля вернулись в Россию. Прп. Паисий в основание монашеской жизни положило забытое на Руси умное делание (постоянную молитву), а также старческое руководство. Крупнейшим центром старчества стала Оптина пустынь.

^ Преподобный Амвросий Оптинский. Великий старец 2-й половины XIX в. – ныне прославленный прп. Амвросий Оптинский, в миру Александр Михайлович Гренков (1812 – 1891). В детстве он был личностью, не соответствующей каноническим образам праведников. Против обыкновенного детства будущих подвижников, Александр был очень озорным, бойким, шаловливым, живым, смышленым ребенком. Он родился в Тамбовской губернии, в семье пономаря, и получил обычное для того времени духовное образование в Тамбове: сначала в духовном училище, затем в духовной семинарии. Учился он легко и прекрасно, освоил кроме церковно-славянского древнегреческий, еврейский, французский, татарский языки. В юношестве Александр любил дружеские кампании, слыл остроумным рассказчиком, балагуром, увлекался музыкой, пением, стихами, в общем, был душой кампании. Но нередко после веселого времяпровождения его угнетали угрызения совести, свидетельствующие об ином призвании. За год до окончания семинарии он тяжело заболел; находясь в состоянии, близком к смерти, он дал обет, если выживет постричься в монахи. Но, выздоровев, выполнить обет не спешил. Другим важным событием его духовной жизни стала встреча с известным в Лебедянском уезде подвижником – затворником Иларионом Троекуровским, сказавшим ему: «Иди в Оптину, ты там нужен». Но и после этого продолжалась мучительная душевная борьба. После окончания семинарии Александр работал домашним учителем, преподавал в Липецком духовном училище. В 1840 г. тайком, внезапно, никому не сказавшись, он ушел в Оптину пустынь, где и пробыл до скончания дней.

В 33 года прп. Амвросий серьезно заболел, с тех пор он болел до конца жизни, а в старости почти не вставал с постели.

В провидческом подвижничестве прп. Амвросия есть вселенская христианская универсальность, область его действия полный круг человеческой жизни. Православие прп. Амвросия возвращает нас к первохристианству, стремившемуся объять весь мир и соединить «раздранные части естества» любовью. Ведь что такое любовь? Это вовсе не наслаждение друг другом, а взаимное, в интересах друг друга служение. Глубочайшее определение любви дал ап. Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 4-8, 13). Именно такая любовь понуждает прп. Амвросия заботиться о каждой христианской душе, какой бы она ни была – скорбящей, озлобленной, заблудшей, сомневающейся… Подвиг его любви изумлял и захватывал.

К нему приезжали скептик-интеллигент, раздраженный и намеренный «поставить старика на место», старуха-крестьянка, у которой дохнут индюшата и барыня грозится ее выгнать, городская барышня, увлекшаяся спиритизмом, кабатчик, забывший обо всем, кроме наживы, порочная женщина, целомудренный литератор, француженка-католичка, великий князь, бывший обер-прокурор Синода, провинциальный учитель-пьяница… С ним беседовали крупнейший мыслитель, писатель мирового значения, философ… Каждого прп. Амвросий умел подвигнуть к Христу, возбудить импульс движения в сторону высшего, спасительного, всякого подвигал в его меру. Его педагогика мудра, как Евангельское учение.

В.В. Розанов рассказывал о мужике-кабатчике, возвращавшемся от старца в поезде: тот, жадный и хищный, находился под сильным впечатлением от «старца дивного разума», который ему сказал: «Вот когда-нибудь, может быть, и взглянешь: тихий вечер, мир у тебя на душе, и ты вместо привычного скверного ругательства возьмешь и перекрестишься». По толкованию В.В.Розанова, прп. Амвросий, не переучивая посетителя, как бы встал рядом с ним по соседству, пристроил свою келью к его кабаку, «вошел в его грубый мир своей святой статуей». Мужик переживал новое чувство.

Прп. Амвросий любил простоту, говоря: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Он поучал, как надо жить, используя незатейливые рифмы:


Нужно жить не лицемерно

и вести себя примерно.

Тогда дело наше будет верно,

а иначе будет скверно.



Жить – не тужить,

никого не осуждать,

никому не досаждать,

и всем мое почтение.


Смотри, Мелитона,

держись среднего тона;

возьмешь высоко – будет нелегко,

возьмешь низко – будет склизко.

А ты, Мелитона,

держись среднего тона.

Не будь, как докучливая муха,

которая иногда без толку летает,

а иногда и кусает,

тем и другим надоедает.

А будь как мудрая пчела,

которая весной усердно дело свое начала,

и к осени кончила медовые соты,

которые так хороши,

как правильно изложенные ноты.

Кто нас корит, тот нам дарит;

а кто хвалит, у нас крáдет.


Терпел Моисей, терпел Елисей,

терпел Илия, буду терпеть и я.




«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится – чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем, в землю, так и встать не можем».

Словом – вот чем служил миру старец Амвросий. Он звал всех к жизни небесной, каждого призывал стяжать нетленное богатство богосыновства. По слову П. Флоренского, «великие оптинцы собирают в себя, как в огненный фокус, святыню народную». Но сам старец как будто не видел ни своих постоянных трудов, ни молитвенных подвигов и постоянно укорял себя в ничегонеделании, в «неделательном глаголании».

Помимо того, что старец принимал народ, он вел обширную переписку, руководил издательской деятельностью Оптиной Пустыни. Его учение о спасении человеческой души исходит из того, что душа может сделаться храмом Духа Божия на любом месте и во всяком состоянии: Ева и в раю пала, Лот сохранился от вреда и в Содоме. Человек свободен, поэтому он по собственному произволению может стать на сторону добра или зла, необходимо усилие с его стороны. Путь к спасению – заповеди Христа, на исполнение которых должно понуждать себя.

Многие хотят получить спасение безболезненным путем. «По человеческому мнению, путь спасения должен быть гладкий, тихий и мирный, – писал старец; – а по евангельскому слову, – прискорбный, тесный и узкий». А мы хотим и Царства Небесного, и временного счастья и благополучия на земле. А это невозможно, без скорбей спасение не дается, ибо, по слову прп. Амвросия, «как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца», т.е. крест исправляет человека, если он терпеливо несет его. Ведь, прибегает старец к простым и всем понятным примерам, «если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, То все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра не достаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив».

Большое значение старец придавал смирению и терпению: христианин должен пройти через досаждения, обиды, неприятности и одержать победу над страстями, ведь Царствие Божие «нудится». Кто уступает, тот больше приобретает. «В монастыре надо терпения не воз, – говаривал прп. Амвросий, – а целый обоз». Но и в миру, особенно в супружестве, терпение и труд имеют огромное значение: «Супруги должны нести тяготы, как впряженные волы ровно несут свое ярмо: если один будет отставать, то другому будет труднее. Но супруги часто бывают упруги…»

Прп. Амвросий был не только великим проповедником Царства Божия, но и его живым носителем. Всякий уходил от него жизнерадостным и утешенным. Многие мудрые мужи приходили к нему поучиться умению жить по-христиански. Глубочайший знаток человеческих душ, опытный врачеватель духовных недугов, стяжавший святой жизнью дар пророчества, старец умел найти ко всякой человеческой душе. Вот еще один его образ: «Человек как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: все мои леса, все мои луга, все мои поля. А как солнце скроется, дохнет холодом, и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: не спихни».

Литература


5rassmotrenie-zayavok-na-uchastie-v-aukcione-postavka-uchebnoj-literaturi-dlya-nuzhd-yagu.html
5razdel-5-rinochnie-pokazateli-tekst-lekcij-mirovoj-i-rossijskij-membrannij-rinok-soderzhanie-razdel-vvedenie.html
5razrabotka-proekta-oblastnoj-celevoj-programmi-protivodejstviya-korrupcii-v-ispolnitelnih-organah-gosudarstvennoj-vlasti-novosibirskoj-oblasti-na-2009-2012-godi.html
5razvitie-obrazovaniya-i-effektivnoe-ispolzovanie-kadrovogo-potenciala-novosibirskoj-oblasti.html
5resursnoe-obespechenie-programmi-programma-razvitiya-gou-vpo-moskovskoj-oblasti-mezhdunarodnij-universitet-prirodi.html
5shiase-ackan-ruslannibzhegufi-posobie-prednaznacheno-dlya-ispolzovaniya-v-kachestve-metodicheskogo-posobiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-godovomu-otchetu-2009-goda-oao-hk-novotrans.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-18--svarka-davleniem-specialnie-termicheskie-processi-v-svarochnom-proizvodstve-pajka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-razvitie-kadetskogo-obrazovaniya-v-tomskoj-oblasti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-geofizika-uchebnij-kurs-geofizika.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhelannie-dlya-podlih-i-tupih-ubijstva-etih-sovetskih-evreev-ochen-ne-prosta-poskolku-dlya-ee-raskritiya-trebuetsya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-11-socialnie-tehnologii-sekciya-12-znachimie-voprosi-istorii-psihologii-i-sociologii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-hudozhestvennoj-detali-v-rasskaze-chehova-hameleon.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-1-semestr-voprosi-k-ekzamenu-na-kakie-periodi-mozhno-razbit-grecheskuyu-i-rimskuyu-literaturi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-uchebnikov-izdatelstva-prosveshenie-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vserossijskoj-nauchno-prakt-icheskoj-konferencii-problemi-sovremennoj-ekonomiki-investicii-ekonomika-stroitelstva-innovacii-logistika-trud-nedvizhimost-shifr-meropriyatiya-vk-210410-21-aprelya.html
  • school.bystrickaya.ru/a-v-mironov-p-p-bazhov-i-socialisticheskij-realizm-s-18-26.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-skazochnij-kalejdoskop-cel-privivat-interes-k-ustnomu-narodnomu-tvorchestvu-zainteresovannost-detej-k-chteniyu-hudozhestvennoj-literaturi-razvivat-tvorcheskie-sposobnosti-uchashihsya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prognozirovanie-pokazatelej-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-moskovskoj-oblasti.html
  • education.bystrickaya.ru/111-ponyatie-trudovoj-disciplini-i-metodi-ee-obespecheniya-kurs-lekcij-trudovoe-pravo-ukraini-chast.html
  • klass.bystrickaya.ru/62tok-v-razlichnih-sredah-v-elektrichestvo.html
  • books.bystrickaya.ru/ekzamen-esol-anglijskij-dlya-govoryashih-na-drugih-yazikah-kembridzhskij-universitet-velikobritaniya-poluchen.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-municipalnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • student.bystrickaya.ru/1-skazka-ob-ocharovatelnoj-markize-lenor-kavalere-gardger-i-yunom-oruzhenosce-hrabrogo-ricarya-fonkurc-mavre-gassane.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-080100-62-ekonomika-iizuchayushih-disciplinu-mezhdunarodnie-standarti-finansovoj-otchetnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/obyazan-a-ne-sdelal-labirinti-obsheniya-ili-kak-nauchitsya-ladit-s-lyudmi.html
  • urok.bystrickaya.ru/postavka-specialnoj-literaturi-dlya-bibliotechnogo-fonda-gou-dpo-piuv-roszdrava-v-2009godu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-grazhdansko-pravovoj-dogovor-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-na-postavku.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-analiz-finansovoj-sredi-muz-crb-chitinskogo-rajona-analiz-literaturnih-istochnikov-o-probleme-kachestva-sestrinskoj.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-nemeckaya-politika-v-otnoshenii-evreev-posle-nachala-vojni-po-150-dollarov-v-chas-plyus-rashodi-na-aviabileti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-perechen-tem-dlya-podgotovki-vipusknikami-ekzamenacionnih-referatov-po-informatike-i-ikt-predlozhennij-nizhe-nosit-primernij-harakter-ne-yavlyaetsya-ischerpivayushim-soderzhit.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nastoyashee-uchebnoe-posobie-koncentriruet-vnimanie-na-odnom-iz-vazhnejshih-aspektov-missii-biologii-v-sovremennom-mire-na-ee-socialno-politicheskih-prilozheniyah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-perechen-programmnih-meropriyatij-programmi-ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-promishlennosti-i-torgovli.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-13-dokazivanie-i-dokazatelstva-v-grazhdanskom-processe-rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-grazhdanskij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-12-kniga-vtoraya-gnev-drakona.html
  • essay.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-po-anglijskomu-yaziku-5a-5b-pustovarova-o-v.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-teatralizovannoj-deyatelnosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-mordovskaya-narodnaya-skazka-kak-sobaka-druga-iskala.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1620aprelya-2011g-upravlenie-gosudarstvo-i-pravo-novosibirsk-2011-poryadok-raboti-konferencii.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhosh-makdauell-stranica-17.html
  • student.bystrickaya.ru/253-finansovie-riski-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-territorialnaya-generiruyushaya-kompaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celi-osvoeniya-disciplini-polozhenie-po-razrabotke-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.