.RU

4.2. ГИПНОСУГГЕСТИВНЫЕ МЕТОДЫ - Тесты телепатической перцептивности 103


^ 4.2. ГИПНОСУГГЕСТИВНЫЕ МЕТОДЫ
В результате гипносуггестивного воздействия достигается .особое состояние суггеренда, в котором последний наиболее ус­пешно осуществляет восприятие поступающей извне информа­ции,

^ 4.2.1. Основные определения гипносуггестии
Гипнология, гипнотизм (от греч. hypnos — сон, logos — уче­ние, наука) — учение о явлениях искусственно вызываемого своеобразного сноподобного состояния (временного особого сотояния сознания), называемого гипнозом.

1-е определение гипноза:

Гипноз (от греч. hypnos — сон) — искусственно вызываемое при помощи специальных приемов своеобразное сноподобное состояние (частичный порциальный сон), при котором, в отли­чие от естественного сна, не все клетки коры головного мозга заторможены, а остается часть бодрствующих клеток, образую­щих т.н. «сторожевой очаг возбуждения» или «сторожевой пункт бодрствования», благодаря которому сохраняется раппорт ~ изолированный или распространенный селективный контакт (связь) загипнотизированного с усыпившим его лицом. Кон­такт избирателен по значимости.

2-е определение гипноза:

Гипноз (от греч. hypnos — сон) — временное особое состоя­ние сознания, характеризующееся сужением его объема и рез­кой фокусировкой на содержании суггестии, что связано с изме­нением функций индивидуального контроля и самосознания.

Гипнобильность — суггестабильность в отношении к гипно-суггестивному воздействию.

Гипнотизирование, гипнотизация — ряд действий или спо­собов, при посредстве которых человека погружают в гипноз или гипнотическое состояние (т.н. специальные воздействия

гипнотизера).

Загипнотизированный, гипнотик, спящий гипнотическим сном, медиум — субъект, находящийся в гипнозе.

Гипнотизер, гипнотизатор — лицо, производящее усыпле­ние.

Гипнотарий — специально оборудование помещение, где

проводится гипнотизация.

Дегипнотизация, пробуждение — выведение из гипнотиче­ского состояния.

Необходимо различать спонтанно проявляющиеся особенно­сти состояния гипноза и суггестированные гипнотизером.

Специфические характеристики самого состояния гипноза:

1. гиперсуггестабильности (от греч. hyper — над, сверх);

2. наличие постгипнотической амнезии (непроизвольное за­бывание содержания сеанса гипноза, а также самого эффекта гипнотизации);

3. Наличие постгипнотической инерции мыслей, эмоций, актов — после гипнотических сеансов у испытуемых на некото­рое время сохраняется заданный гипнотизером уровень творче­ской активности (вдохновение, интуиция, образное мышление).

В состоянии гипноза у субъекта могут возникать физиологи­ческие и психологические реакции, не свойственные ему при обычном состоянии сознания. Последние могут затрагивать следующие сферы:

1. сферу восприятия (позитивные, негативные и ретроактив­ные иллюзии);

2. сферу памяти (забывание или припоминание определен­ных событий и фактов предшествующей жизни, активизация процессов запоминания нового материала);

3. сферу внимания (повышение концентрации и распределе­ния внимания);

4. сферу мышления (нарушение нормальной логики или возрастание творческого характера);

5. сферу личности (изменение мотивации1 , привычек, настроения2 , отдельных личностных характеристик3 , суггестия образа другого человека, манипулирование субъективным вре­менем).

Наличие данных изменений подтверждается специальными физиологическими пробами и психологическими тестами.

Факторы, играющие важную роль в процессе гипнотизации:

1. личность гипнотизера, проводящего гипносуггестию;

2. выразительность интонаций;

3. целенаправленность суггестирующего влияния;

4. стройность и последовательность его смыслового содержания;

5. значимость установок испытуемого на конкретную ситуа-1ю и данную процедуру гипносуггестии.

Преимущества гипноза:

1. у человека снимается критический контроль;

2. нет никаких мешающих факторов (контрастирующих мыслей, переживаний);

3. внимание максимально сужено;

4. почти полностью отсутствуют конкурирующие влияния других функциональных систем, находящихся на субдоминант­ном уровне;

5. возможно программирование лечебных и творческих сно­видений.

Недостатки гипноза:

1. разная степень гипнобильности различных категорий ис­пытуемых (пол, возраст, личностные характеристики);

2. гипнозофобия некоторых людей;

3. высокий уровень критичности некоторых людей. Условия эффективного погружения в гипноз. Способность

человека впадать в гипнотическое состояние или восприимчи­вость к гипнозу (гипнабельность) зависит от трех факторов.

Во-первых, от обстановки, в которой проводится гипнотиза­ция. Чем эта обстановка благоприятнее, тем лучше получаются результаты. В обстановке массового или коллективного сеанса, где много шума, света, запахов и т.д., когда у слушателей повы­шенный интерес к сеансу, удается загипнотизировать не более 25-30 слушателей. В условиях же гипнотария, при полной ти­шине и затемнении, удобном положении испытуемого на ку­шетке, заинтересованности последнего в успехе гипнотизации, наличии специальной аппаратуры, удается загипнотизировать подавляющее большинство испытуемых.

Во-вторых, успех гипнотизации зависит от личности испы­туемого. Все люди условно делятся на три основных нервных типа: художественный, мыслительный и средний. Люди художе­ственного типа — это люди впечатлительные, мыслящие конк­ретными, зрительными образами, часто эмоциональные и мни­тельные. Среди таких людей часто бывают художники, музы­канты, врачи. Этот тип людей хорошо поддается гипнотизации. Мыслительный тип — это люди, мыслящие абстрактно, отвле­ченно, склонные к анализу (иногда чрезмерному), критике, са­мокритике. Среди этих людей часто бывают математики, физи­ки, люди точных наук. Этот тип людей плохо поддается гипнозу. Наконец, средний тип является как бы сплавом двух перечис­ленных типов. В зависимости от того, черты какого из перечис­ленных типов преобладают в этом «среднем типе», и будет зави­сеть способность этого человека впадать в гипнотическое состо­яние.

В-третьих, от личности гипнотизера. Чем большими способ­ностями и техникой гипноза обладает данный гипнолог, чем больше мастерства и сноровки он применяет, чем большими знаниями как теоретического, так и практического порядка владеет гипнотизер, тем лучше получаются результаты. Конечно, никаких «черных глаз», никакого «магнетизма», никаких особых качеств и свойств гипнотизер иметь не обязан. Удивительно упорно укоренилась в сознании людей навязчивая идея о том, что гипнотизер обязательно должен обладать «особыми сила­ми». Только опыт, знания и, главное, техника гипноза — вот те основы, которые необходимы гипнологу.

Психологическими предпосылками успешного гипносуггестивного воздействия являются также реклама и импозантная внешность гипнотизера ("черные глаза", высокий рост, аскети­ческий вид).

Два врага успеха. Чтобы научиться гипнотизировать и, глав­ное, достигать этим различных эффектов, необходимо предва­рительно вооружиться большим терпением, воодушевлением, стойкостью, уверенностью и изобретательностью в области раз­ных приемов и выдумок. В силе остается старое правило: «при­ветливо, последовательно, энергично!»

Далее, необходимо научиться точно психологически наблю­дать и индивидуализировать. Наконец, предварительно должно ставить правильный психодиагноз. Впрочем, сама суггестия за­частую представляет и превосходнейшее психодиагностическое средство, которым безусловно целесообразно возможно чаще пользоваться как таковым. Из успеха или неуспеха его примене­ния неоднократно выясняется и сам психодиагноз.

Из вышеизложенного явствует, что не всякий человек приго­ден для роли гипнотизера. Правда, считавшийся прежде необхо­димым личный магнетический флюид — не более как миф, но не всякий обладает вышеуказанными свойствами и способно­стями.

Наиболее сильный враг успеха — недостаток интереса, лич­ной инициативы; под влянием инертности, присущей большин­ству человеческого рода, собственная духовная деятельность, ес­ли ее не оживлять новыми толчками, медленно засыпает вслед­ствие неизбежных трений жизни. Гипнотизирующий автомати­чески, по шаблону, вскоре, как только пройдет действие новиз­ны, не будет иметь успеха, особенно если он не будет делать ни­каких умственных усилий. Он сам все больше будет засыпать и все меньше будет влиять на своих испытуемых.

Другой враг — недоверие, боязливость, страх перед насмеш­кою других людей, перед симуляцией загипнотизированного, со­мнения и опасения всякого рода. Но этот второй враг, сначала на­ибольший, вскоре, по приобретении некоторого опыта, стуше­вывается, и тогда в полной силе проявляется первый враг, с которым всегда приходится бороться. Зачастую можно даже на­блюдать, что в состоянии уныния или усталости не достигаешь надлежащего успеха, ибо эта слабость гипнотизера бессознательно воспринимается мозговым динамизмом загипнотизиро­ванного.

Основные условия, необходимые для формирования гипнотического состояния, и нервные механизмы, участвующие в этом процессе:

1. дезактивирующее действие монотонных раздражителей (фиксация взора, монотонность речи гипнотизирующего, пас­сы, различные тепловые воздействия и другие слабые повторя­ющиеся раздражения); неверный механизм — снижение уровня бодрствования и развитие разлитого торможения в результате утомления соответствующих органов чувств;

2. релаксация, расслабление мышц; нервный механизм — снижение тонуса скелетных мышц позволяет перейти от бодрст­вования ко сну, от состояния активности к пассивному покою;

3. восприятие звуковых сигналов во сне; нервный механизм — формирование раппорта, т.е. своеобразного контакта в гипнозе, характеризующегося особенностями психологической установ­ки и мотивации гипнотизируемого;

4. филогенетически закрепившаяся охранительная роль суггестабильности; нервный механизм — ослабление нервной системы и снижение уровня бодрствования приводит к развитию г.н. парадоксальной фазы ("фазы суггестии"), в которой сильные раздражения реального мира воспринимаются хуже, чем слабые словесные воздействия.

Два теоретических обоснования гипноза (ТОГ):

1-е ТОГ:

Гипноз — разлитое торможение коры мозга с ограниченным очагом бодрствования ("зона раппорта" — канал связи гипнотика с гипнотизером).

2-е ТОГ:

Гипноз — качественно особое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся и от сна, и от бодрствования. Значительное повыше­ние восприимчивости к психологическим факторам сочетается } гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других природных факторов.

Оба ТОГа правомерны. Картина биотоков мозга — электро-жцефалограмма (ЭЭГ) у человека, погруженного в гипноз, являет собой два варианта:

1-й вариант — ЭЭГ показывает, что человек находится в со­стоянии сна или полусна (близок ко сну); в этом случае гипноз необходимо рассматривать как сноподобное состояние.

2-й вариант — ЭЭГ показывает, что человек вовсе не спит (спит наяву). В этом случае гипноз необходимо рассматривать как особое состояние сознания.

Вариантность ЭЭГ зависит от того, как ввести человека в гип­ноз.

В первом случае гипнотизер методично и последовательно действует на клетки коры испытуемого, побуждая их все более затормаживаться, и лишь затем приступает к суггестии.

Во втором случае испытуемый «влетает» в гипноидное состо­яние (не в сонливость) в результате гипнотической подготовки или дрессировки последнего. Она заключается в том, что испы­туемый приучается от одного взгляда, жеста, особого тона гип­нотизера «влетать» в состояние повышенной суггестабильности.

Гипноз и естественный сон.

1. Сходства гипноза и естественного сна.

а) Загипнотизированный человек внешним видом напоми­нает сонного: закрытые глаза, пониженная деятельность мышц и внутренних органов.

б) Приготовления ко сну напоминают процедуру гипнотиза­ции.

в) Наличие при обычном сне слабых контактов со средой, «сторожевых пунктов» позволяет, используя этот слуховой «по­водок», перевести естественный сон в гипнотический.

г) Наступление гипнотического состояния сопровождается изменениями, сходными с картиной естественного сна: падение кровяного давления, замедление частоты пульса на 4-12 ударов в минуту, урежение ритма дыхания на 3-5 дыханий в минуту, отсутствие движений век.

2. Отличия гипноза от естественного сна.

а) Непрерывная словесная связь гипнотизера с гипнотизиру­емым.

б) Гипноз — искусственный сон, вызываемый раздражителя­ми (слуховыми, зрительными, тактильными); однообразное раздражение органов чувств (фиксация взгляда, однообразные звуки, словесная суггестия, мерные потоки тепла) вызывают гипноз.

в) Человек полностью забывает все, что с ним было во время гипноза.


7-kontrol-71-struktura-i-balnaya-ocenka-kazhdogo-modulya-po-rejtingovoj-sisteme.html
7-kontrol-znanij-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-strategicheskij-menedzhment.html
7-korporativnost-pod-pokrovom-idej-2-zakonomernosti-astrologii-i-duhovnost-lyudej-11.html
7-kriterii-ocenivaniya-otvetov-na-zachete-kurs-i-ozo-programma-sostavlena-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri.html
7-kulturologiya-programma-disciplini-kulturologiya.html
7-legenda-o-rasputine-jen-vorres-poslednyaya-velikaya-knyaginya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-demografiya-i-socialnaya-statistika-dlya-specialnosti-040201-65-sociologiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/nikolaj-kostomarov-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grigorij-belih-i-aleksej-panteleev-respublika-shkid-stranica-26.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-deti-dolzhni-delat-chtobi-eto-proizoshlo-metodicheskoe-posobie-k-iumk-novaya-nachalnaya-shkola.html
  • lecture.bystrickaya.ru/astahovavi-na-shlyahu-do-stvorennya-novo-modeli-fahivcya-viastahova-ekonomika-i-upr-2005-1-s107110.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vladimir-levi-stranica-10.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-otnoshenij-voznikshih-pri-okazanii-uslug.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-repeticionnogo-ekzamena-po-inostrannomu-yaziku-v-9-klasse-pp.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-sobranie-chelyabinskoj-oblasti-postanovlyaet.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-konferencii-vzaimodejstvie-yazikov-i-yazikovih-edinic.html
  • crib.bystrickaya.ru/investicionnaya-politika-respubliki-belarus-na-sovremennom-etape.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-generacii-raspisaniya-zanyatij-fakulteta-visokih-tehnologij-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-sovremennie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-osnovnie-harakteristiki-form-i-vidov-autsorsinga-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-autsorsing-i.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-grafik-uchebnogo-processa-dlya-studentov-zo-na-baze-srednego-specialnogo-i-visshego-obrazovaniya080115-tamozhennoe-delo-3-kurs-5-j-semestr-2012-2013-uch-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-tamozhennogo-brokera.html
  • exam.bystrickaya.ru/vse-pro-chai-chast-7.html
  • thescience.bystrickaya.ru/granici-biologicheskoj-modeli-model-literaturnogo-vimisla-summa-tehnologii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennie-kondensacionnie-parovie-turbini.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-ekonomika-otrasli.html
  • desk.bystrickaya.ru/polnij-konspekt-uroka-geografii-6-klassa-mezhgrivnenskoj-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
  • spur.bystrickaya.ru/listochki-kalendarya-l-m-krol-nauchnij-konsultant-serii.html
  • letter.bystrickaya.ru/moshennichestvo-kak-imushestvennoe-narushenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/russkaya-shkola-i-pravoslavnaya-kultura.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-o-torgovoj-seti-okej-roznichnaya-torgovlya-produktami-pitaniya-i-torgovie-seti-fmcg-poluchatel.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16-informacionno-metodicheskoe-obespechenie-umk-kompyuternie-programmi-elektronnie-uchebniki-internet-resursi.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursa-uchitel-goda-2011.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-zadaniya-na-kontrolnie-raboti-fakultet-ekonomiko-gumanitarnij-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/velikie-geograficheskie-otkritiya-vstrecha-mirov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/ksenikal-orlistat-faleev-aleksej-valentinovich.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-organizaciya-uchebnogo-processa-po-fizicheskoj-kulture-v-a-sobina-nach-kafedri-fizicheskoj-podgotovki-i-sporta.html
  • student.bystrickaya.ru/12-harakteristika-mestorozhdeniya-harakteristika-rajona-i-mestorozhdeniya-11.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-upravleniya-obrazovaniya-administracii-yuzhnouralskogo-gorodskogo-okruga-na-2010-2011-uchebnij-god-stranica-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/2-propoved-apostola-andreya-pervozvannogo-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-po-matematiki-7-kl-dobrinina-e-v.html
  • essay.bystrickaya.ru/bezimenskij-l-a-gitler-i-stalin-pered-shvatkoj-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.