4.3. Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников
.RU

4.3. Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников


^ 4.3. Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников
      1. Условия формирования ИКТ- компетентности обучающихся: требования к
^ ресурсному обеспечению образовательного процесса

Современная школа – это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс, учителя и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы.

В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Это значит, что в информационной среде размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипемедийные иллюстрации и справочный материал. В информационной среде размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т. д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в Информационной среде, текущие и итоговые оценки учащихся.

Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ, используемые в различных элементах образовательного процесса и процесса управления школой, не находящиеся постоянно в том или ином кабинете. В минимальном варианте это оснащение обеспечивает в любом помещении школы, где идет образовательный процесс, работу с компьютером, распечатывание текстовых файлов, размножение больших объемов текстовых и графических материалов (учебных, информационных, детских работ и т.д.), выступление с компьютерной поддержкой, оцифровку изображений (сканер), фото-аудио-видео фиксацию хода образовательного процесса. Это может быть достигнуто за счет использования мобильного компьютера (например, ноутбука), переносного проектора и экрана, фотоаппарата, видеокамеры, цифрового диктофона, шумопоглащающих наушников закрытого типа, микрофона, преносного звукоусилвающего комплекта оборудования, соответствующих цифровых образовательных ресурсов и необходимых расходных материалов (запасных картриджей для принтеров и копировального устройства, ламп для мультимедийного проектора, батареек для фото и видеокамер, диктофонов, микрофонов и т.д., устройства для хранения, записи и передачи информации – флеш-память, CD, DVD-диски). Дополнительными компонентами мобильной среды может быть мобильный сканер для доски, позволяющий использовать любую белую доску как интерактивную с комплектом дополнительных расходных материалов, устройство для хранения цифрового архива и устройство для копирования материалов на CD и DVD-носители.

Модель школы информатизации предполагает также наличие информационной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, их взаимодействие. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера и рабочего места администрации школы.

Необходимость информатизации всего образовательного процесса, формирования ИКТ-компетентности педагогов и учащихся и требования оптимизации ресурсов приводит к конфигурации, в которой в дополнение к предыдущему оснащению, формируются рабочие места (мобильные или стационарные) учителей различных предметов, увеличивается число проекторов и экранов (предпочтительна стационарная их установка в помещениях регулярного частого использования), цифровых фото- и видеокамер, добавляются мобильные классы с беспроводным доступом к локальной сети, оснащаются помещения для самостоятельной работы учащихся после уроков (читальный зал библиотеки и др.).

Помимо общешкольного оборудования и оснащения преподавания информатики в преподавании предметов используется на ряду с вышеописанным так же и специализированное оборудование, в том числе – цифровые измерительные приборы и цифровые микроскопы для естественно-научных дисциплин, системы глобального позиционирования для уроков географии, устройства синтеза и ввода музыкальной информации для уроков музыки, конструкторы с компьютерным управлением, графопостроители для уроков технологии, графические планшеты. Для всех предметов предусмотрены соответствующие цифровые инструменты информационной деятельности и цифровые информационные источники (в том числе – виртуальные лаборатории и инструменты анализа и визуализации данных для естественно-математических дисциплин, геоинформационные системы для географии, они же, ленты времени, среды для построения семейных деревьев – для истории, редакторы фото-аудио-видео-информации, музыкальные редакторы, инструменты создания и обработки графики). Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.

Соответственно сказанному выше, меняется и роль кабинета информатики. Помимо его естественного назначения, как помещения, где идет изучение информатики там, где нужно, поддержанное компьютерной средой, он становится центром информационной культуры и информационных сервисов школы (наряду с библиотекой – медиатекой), центром формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.

Кабинет информатики должен быть оснащен оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащение должно обеспечивать, в частности, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинет информатики может быть использован вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработка информации, подготовка и демонстрация мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты и др. Число кабинетов информатики в школе определяется исходя из их загрузки в рамках всего образовательного процесса.

В кабинете информатики необходимо наличие не менее одного рабочего места преподавателя, включающего мобильный или стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся (включающих, помимо стационарного или мобильного компьютера, наушники с микрофоном, веб-камеру, графическую панель). В кабинете должны иметься основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе – проектор с потолочным креплением, интерактивная доска или маркерная доска с мобильным сканером для доски, камеры, графические панели. Необходима также комбинация принтеров и сканеров, позволяющая сканировать страницы А4, распечатывать цветные страницы А4, копировать страницы А3 (возможно использование соответствующих многофункциональных устройств), конструкторы с возможностью создания моделей с компьютерным управлением и обратной свзью). Первоначальное освоение этих устройств может проходить под руководством учителя информатики в кабинете информатики. Компьютер учителя также имеет наушники с микрофоном, веб-камеру и графическую панель. Желательно также иметь там образцы оборудования ИКТ, используемого в других предметах:

Специализированное оснащение для изучения информатики включает:

Все программные средства, установленные на компьютерах, должны быть лицензированы, в том числе операционная система (Windows, Linux, Mac OS, или др.); должны иметься файловый менеджер в составе операционной системы или иной; антивирусная программа; программа-архиватор; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, динамические (электронные) таблицы, система управления базами данных; система оптического распознавания текста; звуковой редактор; мультимедиа проигрыватель. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Желательно, чтобы была установлена программа интерактивного общения, простой редактор web-страниц и пр.

Фонд библиотеки и цифровых образовательных ресурсов кабинета информатики должен удовлетворять общим требованиям в применении к кабинету информатики, то есть включать необходимые нормативные, методические и учебные документы (в том числе – учебники, включая альтернативные к основным, используемым в курсе, образцы аттестационных заданий), справочную литературу, периодические издания. Могут быть использованы плакаты, относящиеся к истории развития информатики и информационных технологий (включая портреты), основным понятиям информатики.

Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и пр., могут быть представлены не только на полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Рекомендуется использовать разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики. Можно создать каталог выставленных в Интернете электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Страница курса информатики и кабинета информатики в школьной информационной среде должна содержать точную и полную информацию об оснащении кабинета, режиме его работы, обеспечивать интерфейс между учителем информатики, техническими службами и участниками образовательного процесса, заинтересованными в использовании помещения и оснащения кабинета.


9-osnovnie-harakteristiki-gts91-naznachenie-klass-i-vid-gts-srok-ekspluatacii-gts.html
9-osnovnimi-polozheniyami-politiki-novogo-kursa-bili-kontrolnaya-rabota-2.html
9-otdelenie-predostavleniya-mer-socialnoj-podderzhki-pravitelstvo-nizhegorodskoj-oblasti-postanovlenie-ot-8-avgusta.html
9-otveti-na-testovie-zadaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-v-02-mezhdunarodnie-standarti-buhgalterskogo.html
9-ozhidaemie-rezultati-i-ocenka-effektivnosti-realizacii-programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
9-parovoz-vospominanij-fedor-berezin.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-personalom-chast-20.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-sorevnovanij-14-aprelya-sorevnovaniya-na-distancii-peshehodnaya-3-klassa-1-etap-kubok-novosibirska-zaezd-komand-rabota-mandatnoj-komissii-do-10-00-chas-10-30-pokaz-distancii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogo-po-i-kursu-sostoyanie-kachestva-podgotovki-rabochih-kadrov-v-gbou-npo-po-pu-12-g-nikolska-i-vzaimodejstvie.html
  • reading.bystrickaya.ru/kodeks-informacionnogo-povedeniya-operatora-interneta-intellektualnaya-nasledstvennost-intellektualnaya-missiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/za-period-01-09-2009-g-25-06-2010-g-stranica-6.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dnya-otkritih-dverej-13-maya-2012-goda-pp-vremya-meropriyatie-mesto-provedeniya-1.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-bozhestvennost-cvetov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-107076-rossiya-gorod-moskva-ulica-strominka-27.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-13-00-02-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/gendenshtejn-dik-fizika-10-11-baza-planirovanie-11-klass-str-iz.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-inostrannih-investicij-v-rossii-chast-8.html
  • college.bystrickaya.ru/3-14-formirovanie-obsheuchebnih-umenij-i-navikov-shkolnikov-obuchenie-shkolnikov-sposobam-uchebnoj-deyatelnosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vpoiskah-chudesnogo-fragmenti-neizvestnogo-ucheniya-perevod-n-v-fon-boka-c-izdatelstvo-chernisheva-spb-1992-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-18-fevralya-2010-g-tarifi-komissionnogo-voznagrazhdeniya-ooo-bank-zenit-sochi-vzimaemie-za-osushestvlenie-operacij-fizicheskih-lic-v-rublyah-i-inostrannoj-valyute-vvedeni-v-dejstvie-s-01.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svodno-tematicheskij-plan-predmeta-delovaya-kultura-tema-kolichestvo-chasov-1.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-doklad-podgotovlen-konsultantom-fias.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/modul-4-metricheskie-zadachi-uchebnoe-posobie-po-kursu-nachertatelnaya-geometriya-metodicheskie-ukazaniya-po-resheniyu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vedomstvennie-normativnie-dokumenti-vipusk-10-oktyabr-2006g-stranica-16.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proekt-kontrakta-rossijskaya-federaciya-administraciya-goroda-norilska-krasnoyarskij-kraj-mu-upravlenie-municipalnogo-zakaza.html
  • assessments.bystrickaya.ru/devolyuciya-cheloveka-vedicheskaya-alternativa-teorii-darvina-stranica-36.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-4-realizaciya-federalnih-i-regionalnih-celevih-programm-v-oblasti-zdravoohraneniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/linii-svyazi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-123242-rossiya-g-moskva-ul-barrikadnaya-19-korp-str-1-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neopravdannij-optimizm-social-psychology.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-ot-14-10-2010g-648-stranica-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-11-tehnologiya-realizacii-socialnim-pedagogom-diagnosticheskoj-i-prognosticheskoj-funkcij.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-pererabotki-zolotonosnogo-trudnoobogatimogo-glinistogo-sirya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-grafik-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-istoriya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnosti-260301-65-tehnologiya-myasa-i-myasnih-produktov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-dokladov-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-subektov-byudzhetnogo-planirovaniya-obshie-polozheniya-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/abakumova-svetlana-ivanovna-byulleten-novih-postuplenij-2009-god.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-v-poiskah-bespredmetnogo-eto.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/projdet-mnogo-let-i-polkovnik-aureliano-buendia-stoya-u-steni-v-ozhidanii-rasstrela-vspomnit-tot-dalekij-vecher-kogda-otec-vzyal-ego-s-soboj-posmotret-na-led-stranica-15.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-predvaritelno-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-vniist-18-maya-2007-g-protokol-zasedaniya-soveta-direktorov-307-polozhenie-oao-vniist-v-otrasli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.