.RU

4.3. Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников


^ 4.3. Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников
      1. Условия формирования ИКТ- компетентности обучающихся: требования к
^ ресурсному обеспечению образовательного процесса

Современная школа – это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс, учителя и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы.

В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Это значит, что в информационной среде размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипемедийные иллюстрации и справочный материал. В информационной среде размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т. д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в Информационной среде, текущие и итоговые оценки учащихся.

Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ, используемые в различных элементах образовательного процесса и процесса управления школой, не находящиеся постоянно в том или ином кабинете. В минимальном варианте это оснащение обеспечивает в любом помещении школы, где идет образовательный процесс, работу с компьютером, распечатывание текстовых файлов, размножение больших объемов текстовых и графических материалов (учебных, информационных, детских работ и т.д.), выступление с компьютерной поддержкой, оцифровку изображений (сканер), фото-аудио-видео фиксацию хода образовательного процесса. Это может быть достигнуто за счет использования мобильного компьютера (например, ноутбука), переносного проектора и экрана, фотоаппарата, видеокамеры, цифрового диктофона, шумопоглащающих наушников закрытого типа, микрофона, преносного звукоусилвающего комплекта оборудования, соответствующих цифровых образовательных ресурсов и необходимых расходных материалов (запасных картриджей для принтеров и копировального устройства, ламп для мультимедийного проектора, батареек для фото и видеокамер, диктофонов, микрофонов и т.д., устройства для хранения, записи и передачи информации – флеш-память, CD, DVD-диски). Дополнительными компонентами мобильной среды может быть мобильный сканер для доски, позволяющий использовать любую белую доску как интерактивную с комплектом дополнительных расходных материалов, устройство для хранения цифрового архива и устройство для копирования материалов на CD и DVD-носители.

Модель школы информатизации предполагает также наличие информационной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, их взаимодействие. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера и рабочего места администрации школы.

Необходимость информатизации всего образовательного процесса, формирования ИКТ-компетентности педагогов и учащихся и требования оптимизации ресурсов приводит к конфигурации, в которой в дополнение к предыдущему оснащению, формируются рабочие места (мобильные или стационарные) учителей различных предметов, увеличивается число проекторов и экранов (предпочтительна стационарная их установка в помещениях регулярного частого использования), цифровых фото- и видеокамер, добавляются мобильные классы с беспроводным доступом к локальной сети, оснащаются помещения для самостоятельной работы учащихся после уроков (читальный зал библиотеки и др.).

Помимо общешкольного оборудования и оснащения преподавания информатики в преподавании предметов используется на ряду с вышеописанным так же и специализированное оборудование, в том числе – цифровые измерительные приборы и цифровые микроскопы для естественно-научных дисциплин, системы глобального позиционирования для уроков географии, устройства синтеза и ввода музыкальной информации для уроков музыки, конструкторы с компьютерным управлением, графопостроители для уроков технологии, графические планшеты. Для всех предметов предусмотрены соответствующие цифровые инструменты информационной деятельности и цифровые информационные источники (в том числе – виртуальные лаборатории и инструменты анализа и визуализации данных для естественно-математических дисциплин, геоинформационные системы для географии, они же, ленты времени, среды для построения семейных деревьев – для истории, редакторы фото-аудио-видео-информации, музыкальные редакторы, инструменты создания и обработки графики). Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.

Соответственно сказанному выше, меняется и роль кабинета информатики. Помимо его естественного назначения, как помещения, где идет изучение информатики там, где нужно, поддержанное компьютерной средой, он становится центром информационной культуры и информационных сервисов школы (наряду с библиотекой – медиатекой), центром формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.

Кабинет информатики должен быть оснащен оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащение должно обеспечивать, в частности, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинет информатики может быть использован вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработка информации, подготовка и демонстрация мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты и др. Число кабинетов информатики в школе определяется исходя из их загрузки в рамках всего образовательного процесса.

В кабинете информатики необходимо наличие не менее одного рабочего места преподавателя, включающего мобильный или стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся (включающих, помимо стационарного или мобильного компьютера, наушники с микрофоном, веб-камеру, графическую панель). В кабинете должны иметься основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе – проектор с потолочным креплением, интерактивная доска или маркерная доска с мобильным сканером для доски, камеры, графические панели. Необходима также комбинация принтеров и сканеров, позволяющая сканировать страницы А4, распечатывать цветные страницы А4, копировать страницы А3 (возможно использование соответствующих многофункциональных устройств), конструкторы с возможностью создания моделей с компьютерным управлением и обратной свзью). Первоначальное освоение этих устройств может проходить под руководством учителя информатики в кабинете информатики. Компьютер учителя также имеет наушники с микрофоном, веб-камеру и графическую панель. Желательно также иметь там образцы оборудования ИКТ, используемого в других предметах:

Специализированное оснащение для изучения информатики включает:

Все программные средства, установленные на компьютерах, должны быть лицензированы, в том числе операционная система (Windows, Linux, Mac OS, или др.); должны иметься файловый менеджер в составе операционной системы или иной; антивирусная программа; программа-архиватор; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, динамические (электронные) таблицы, система управления базами данных; система оптического распознавания текста; звуковой редактор; мультимедиа проигрыватель. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Желательно, чтобы была установлена программа интерактивного общения, простой редактор web-страниц и пр.

Фонд библиотеки и цифровых образовательных ресурсов кабинета информатики должен удовлетворять общим требованиям в применении к кабинету информатики, то есть включать необходимые нормативные, методические и учебные документы (в том числе – учебники, включая альтернативные к основным, используемым в курсе, образцы аттестационных заданий), справочную литературу, периодические издания. Могут быть использованы плакаты, относящиеся к истории развития информатики и информационных технологий (включая портреты), основным понятиям информатики.

Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и пр., могут быть представлены не только на полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Рекомендуется использовать разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики. Можно создать каталог выставленных в Интернете электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Страница курса информатики и кабинета информатики в школьной информационной среде должна содержать точную и полную информацию об оснащении кабинета, режиме его работы, обеспечивать интерфейс между учителем информатики, техническими службами и участниками образовательного процесса, заинтересованными в использовании помещения и оснащения кабинета.


9-osnovnie-harakteristiki-gts91-naznachenie-klass-i-vid-gts-srok-ekspluatacii-gts.html
9-osnovnimi-polozheniyami-politiki-novogo-kursa-bili-kontrolnaya-rabota-2.html
9-otdelenie-predostavleniya-mer-socialnoj-podderzhki-pravitelstvo-nizhegorodskoj-oblasti-postanovlenie-ot-8-avgusta.html
9-otveti-na-testovie-zadaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-v-02-mezhdunarodnie-standarti-buhgalterskogo.html
9-ozhidaemie-rezultati-i-ocenka-effektivnosti-realizacii-programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
9-parovoz-vospominanij-fedor-berezin.html
  • turn.bystrickaya.ru/otnoshenie-k-trudu-trudovaya-etika-gurevich-p-filosofiya-kulturi.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-prinyala-vo-vtorom-chtenii-proekt-zakona-o-sobraniyah-mitingah-demonstraciyah-shestviyah-i-piketirovaniyah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnimanie-teoretich-osnovi-nejropsihologii-detskogo-vozrasta-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdousobici-sredi-pap-leo-taksil-svyashennij-vertep.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-oao-ver.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmator-ot-som-porta-rs-na-plate-ustanovlen-promezhutochnij-razem-s-raspajkoj-vivodov-1.html
  • control.bystrickaya.ru/chleni-soveta-obshestvennosti-kuzbassa-otmechayut-neobektivnost-pri-raspredelenii-federalnih-grantov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-9-ischislenie-viskazivanij-proverka-vivodimosti-pravilnih-umozaklyuchenij-algoritm-kvajna-pravilo-rezolyucij-algoritm-vonga.html
  • university.bystrickaya.ru/g-plazmenno-dugovie-tehnologii-doklad-o-vipolnenii-reshenij-prinyatih.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-metodicheskie-rekomendacii-i-ukazaniya-povipolneniyu-kursovoj-raboti-20-6-oformlenie-kursovoj-raboti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-proekt-uchebnogo-plana-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6-imeni-k-minina.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-zamestitelya-rukovoditelya-ispolnitelnogo-komiteta-g-kazani-po-voprosam-podgotovki-i-provedeniya-universiadi-2013-r-r-shakirova.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-38-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipovaya-instrukciya-po-ekspluatacii-generatorov-na-elektrostanciyah-rd-34-45-501-88.html
  • composition.bystrickaya.ru/odin-chelovek-pogib-troe-raneni-v-rezultate-zhestkoj-posadki-samoleta-an-2-v-todzhinskom-rajone-tuvi-mchs-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-22082011.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/religioznost-harakteristika-razvitiya-rebenka-ot-rozhdeniya-do-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostoyanie-kallikrein-kininovoj-sistemi-krovi-i-sistemi-gemostaza-v-processe-adaptacii-k-fizicheskim-nagruzkam.html
  • education.bystrickaya.ru/1-ponyatie-i-klassifikaciya-ekonomicheskih-prognozov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-k-ezhekvartalnomu-otchetu-po-cennim-bumagam-oaosobinbank-za-3-kvartal-2010-goda.html
  • textbook.bystrickaya.ru/h-antipsihologizmt-na-dvete-dimitr-cacov-klasicheska-nemska-filosofiya-chast-prva-imanuel-kant-faber.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-10.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modeli-i-algoritmi-processov-funkcionirovaniya-aerodromnih-kvazidoplerovskih-avtomaticheskih-radiopelengatorov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-gosduma-rf-monitoring-smi-4-iyunya-2008-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zanyatie-metodicheskoe-posobie-dlya-seminarskih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti-studentov-ochnoj-i-zaochnoj.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya10-mihael-lajtman-lestnica-v-nebo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravka-3-ob-obespechennosti-literaturoj-disciplin-kafedri-municipalnij-passazhirskij-transport-razdel-1-nalichie-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-dengi-kredit-banki-dlya-studentov-2-kursa-dnevnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-finansi-i-kredit.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konchino-konchini-xvi-vek-igor-muromov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-vipusknikov-instruktivno-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-russkogo-yazika-v-obsheobrazovatelnih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-3-transport-i-sklad-v-logistike-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-vseh-specialnostej-2010.html
  • literature.bystrickaya.ru/dorozhniki-raschishayut-snezhnie-zavali-na-transkame-internet-resurs-region15ru-14042011.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-slushatelej-zachislennih-na-distancionnie-kursi-cpkp-mikroekonomika.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yii-programma-formirovaniya-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni.html
  • student.bystrickaya.ru/159-moral-pravo-politika-zadachi-i-uprazhneniya-moskva-2005-balashov-l-e-filosofiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-15-novickij-andrej-4-kl-krutomajdanskaya-selskaya-biblioteka-vadskogo-rajona-stihotvorenie-mechtavshij-nebo-obnyat.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.