.RU

7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки магистра



^ 7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки магистра


Итоговая государственная аттестация (ИГА) является наиболее действенным инструментом контроля качества подготовки выпускников вузов. Как оценочная квалиметрическая процедура, ИГА направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников по основной образовательной программе конкретного направления подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

«Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» определяет, что «к видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся: государственный экзамен; защита выпускная магистерская диссертация. Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается высшим учебным заведением на основании настоящего Положения и доводится до сведения студентов всех форм получения образования не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Согласно макету ФГОС–3, итоговая государственная аттестация включает выпускную, а также (по решению вуза) государственный экзамен.

Защита выпускной магистерской диссертации (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Процедура приема государственных экзаменов устанавливается высшим учебным заведением (кроме случаев, где это устанавливается федеральным органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение)».


7.2.1. Государственный экзамен по направлению подготовки

Целью проведения итогового государственного экзамена является проверка знаний, умений, навыков и личностных компетенций, приобретенных выпускником при изучении учебных циклов ООП, в соответствии с требованиями ФГОС, ПрООП ВПО и требованиями к результатам освоения ООП вуза по соответствующему направлению подготовки.

В соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» «программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки и т.п.) и критерии оценки выпускных магистерских диссертаций утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов».

В связи с необходимостью объективной оценки степени сформированности компетенций выпускника, тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Например, в экзаменационное задание (вопрос) могут входить элементы нескольких дисциплин (модулей) гуманитарного, естественнонаучного и профессионального циклов. Выбор модулей и дисциплин возлагается на вуз (выпускающую кафедру). На государственных экзаменах могут контролироваться как отдельные компетенции, так и элементы различных компетенций. Так, при ответе на вопрос экзаменационного билета студент может продемонстрировать совокупное владение следующими компетенциями или их элементами:

универсальные компетенции – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания естественных наук, математики, информатики, гуманитарных наук, основ философии, социологии, психологии, экономики и права; способность приобретать новые знания, необходимые для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам; способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке; способность создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет; способность к саморазвитию и самосовершенствованию; способность и готовность работать самостоятельно и в коллективе, критически переосмыслять социальный опыт;

общепрофессиональные компетенции – владение профессиональной и общенаучной терминологией; оригинальность или новизна полученных результатов, ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения, способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза информации; способность пользоваться нормативными документами; степень полноты обзора совокупности знаний

по поставленному вопросу (использование отечественной и зарубежной научной литературы); корректность формулирования ответа; степень комплексности ответа (применение знаний математических и естественнонаучных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин); использование современных информационных технологий и ресурсов (применение современных пакетов компьютерных программ, использование Интернет и т.д.); умение грамотно представить выполненную работу с использованием современных текстовых редакторов (качество иллюстраций; оформление рисунков и таблиц, использование редактора формул), объем и качество выполнения графического материала.

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен может проводиться в письменной, устной и смешанной форме. Экзаменационные билеты включают несколько вопросов из представленного перечня математических, естественнонаучных и профессиональных дисциплин. Один из вопросов рекомендуется делать комплексным, ситуационным или представляющим задание практического характера. Индивидуальное экзаменационное задание (экзаменационный билет) может содержать три вопроса – по одному из каждого учебного цикла ООП. Каждый вопрос может оцениваться по 5-ти балльной системе. 1-й вопрос можно оценивать с позиции «иметь представление»; 2-й вопрос – «знать или уметь». 3-й вопрос может быть комплексным, творческим или адаптационным и оцениваться в компетентностном формате.

Перед государственным экзаменом предполагается консультация или цикл консультаций и выделение времени на подготовку к экзамену не менее 7 – 10 дней. Варианты экзаменационных заданий (билетов) составляются члены ГАК, хранятся в запечатанном виде и выдаются студентам непосредственно на экзамене. Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, также (с разрешения ГАК) справочной литературой и другими пособиями. Время, отводимое на подготовку студента к ответу на поставленные в экзаменационном билете вопросы, должно быть не менее 1 часа (но не более 3-х часов) после получения билета. Продолжительность опроса студента, в котором участвует не менее двух членов ГАК, не должна превышать 45 минут. Продолжительность заседания (работы) государственной аттестационной комиссии не должна превышать 6 часов в день. Ответ может сопровождаться иллюстрациями, выполненными в виде эскизов на бумаге или электронных презентаций.

После окончания экзамена на каждого студента каждым членом ГАК заполняется протокол государственного экзамена с предложениями по оценке ответа на каждое экзаменационное задание, а также оценке степени соответствия подготовленности выпускника требованиям ФГОС и ПрООП ВПО по данному направлению подготовки. Решение о соответствии компетенций студента требованиям ФГОС и ПрООП ВПО по данному направлению принимается членами ГАК персонально на основании балльной оценки каждого вопроса. Несоответствие констатируется в случае оценки какого-либо из вопросов ниже 3 баллов. Соответствие отмечается в случае оценок ответов на отдельные вопросы не менее 4 баллов. В остальных случаях принимается решение «в основном соответствует». Окончательное решение по оценкам определяется открытым голосованием присутствующих на экзамене членов ГАК (а при равенстве голосов решение остается за председателем ГАК) и результаты обсуждения заносятся в протокол. Результаты сдачи государственного экзамена объявляются в день его проведения.


7.2.2 Выпускная магистерская диссертация

Согласно «Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» «выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) магистр – в форме магистерской диссертации.

Темы и объём выпускных магистерских диссертаций определяются вузом. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной магистерской диссертации, установленном вузом, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной магистерской диссертации студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Требования к выпускной квалификационной работе отражаются в ПрООП ВПО. В соответствии с ООП магистратуры, магистерская диссертация выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследо-вательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершённую выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструк-торской, технологической).

Темы ВКР определяются выпускающей кафедрой и утверждаются ректором вуза.

Тематика ВКР должна быть направлена на решение профессиональных задач:

анализ получаемой лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники;

проектирование и проведение производственных работ;

обработка и анализ получаемой информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии;

разработка нормативных методических и производственных документов.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ (ВКР) устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений вузов.

При выполнении выпускных квалификационных работ студент должен показать полученные углублённые знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Цель защиты выпускной квалификационной работы – установление уровня подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к квалификационной характеристике и уровню подготовки выпускника по конкретному направлению подготовки (специальности). В части контроля результатов образования и компетенций выпускников ВКР предоставляет значительно большие возможности, чем госэкзамен.

Защита ВКР проводится в сроки, установленными графиком учебного процесса высшего учебного заведения. Защита ВКР проводится на открытых заседаниях государственных аттестационных комиссий (ГАК) с участием не менее 2/3 членов от полного списочного состава комиссии, утвержденного руководством вуза.

ГАК присваивает квалификацию и выставляет итоговую оценку ВКР по результатам выступления претендента. ГАК оценивает грамотность построения речи, степень владения профессиональной терминологией, умение квалифицированно отвечать на вопросы, полноту представления иллюстративных материалов выступления и уровень представления материалов в пояснительной записке, уровень знания претендента. При формировании заключения об уровне представленной работы и подготовке специалиста ГАК ориентируется на мнения экспертов ГАК, учитывая мнения руководителя и рецензента. При выставлении итоговой оценки качества работы и защиты, в отличие от руководителя и рецензента, ГАК более жестко регламентирован по времени. В соответствии с этим критерии ГАК при выставлении итоговой оценки, должны быть более формализованы и согласованы с оценками руководителя работы, рецензента и данными аннотации.

Форма публичного выступления устанавливается выпускающей кафедрой по согласованию с Председателем ГАК. Представление иллюстративного материала к публичной защите возможно в виде:

– плакатов и чертежей;

– раздаточного материала с иллюстрациями;

– использованием проекционной техники;

– использованием компьютерной презентации.


  1. ^ Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.


При подготовке данной ООП направления 140400.68 Электроэнергетика использованы следующие нормативные документы:


Разработчики:


доктор техн. наук,

профессор, зав.каф. ЭТКиС __________ Пантелеев Василий Иванович


доцент кафедры ЭТКиС __________ Синенко Людмила Соломоновна


СОГЛАСОВАНО:

генеральный директор

ООО «КрасКом»,

доктор техн. наук,______________________ Матюшенко Анатолий Иванович


^ ПРИЛОЖЕНИЕ А





ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Структура ООП


Коды учебных циклов, разделов, дисциплин (модулей), практик

Название учебных циклов, разделов, дисциплин (модулей), практик, проектируемые результаты освоения

Трудоем­кость

Структурно-логические связи

содержания

Коды формируемых компетенций

6-razvitie-proizvodstvennoj-infrastrukturi-i-ishodnie-faktori-i-usloviya-ekonomicheskogo-i-6-socialnogo-razvitiya.html
6-reabilitaciya-pri-virusnih-gepatitah-primernaya-programma-professionalnogo-modulya-mediko-socialnaya-deyatelnost-2010-g.html
6-rebenkom-buduchi-pushkin-izbrannie-raboti-1960-h1990-h-gg-t-i-poeziya-i-sudba.html
6-reka-lyambirka-fakultet-geograficheskij-kafedra-geoekologii-i-landshaftnogo-planirovaniya-uchebno-metodicheskij.html
6-rekomenduemaya-literatura-innovacionnij-evrazijskij-universitet.html
6-reshenie-o-sozdanii-reorganizacii-i-likvidacii-filiala-prinimaet-uchreditel-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/informacionnaya-karta-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-prohodyashego-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-stranica-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5etapi-realizacii-koncepcii-otchet-o-nir-listov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotirovannij-katalog-izdanij-chipkro-sost-l-e-gajnanova-a-k-dzasohova-a-i-cherepahin-v-b-lhasaranova-chita-chipkro-2004-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mmknshlkter-shekteul-balalarmen-ojin-arili-zhrgzletn-tzete-damitu-zhmistari-karimova-ajnur-erbolatnovna-balani-intasin-tartu-shn-oilatin-nrsede-br-zhaali-bolu-kerek.html
  • writing.bystrickaya.ru/graal-i-otkrovenie-apostola-ioanna-konspekt-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/gornij-altaj-turisticheskie-bazi-oteli-gostinici-turkompleksi-leto-2007-g-stranica-29.html
  • books.bystrickaya.ru/chernobil-kak-eto-bilo.html
  • letter.bystrickaya.ru/obespecheniya-lekciya-vvedenie-osnovnie-ponyatiya-svyazannie-s-informacionnimi-sistemami-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-byudzhete-udmurtskoj-respubliki-na-2011-god-i-na-planovij-period-2012-2013-godov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zahod-i-raschet-na-posadku-s-pryamoj-metodom-otvorota-na-raschetnij-ugol.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vocerkovlenie-glavi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obzor-zakonodatelstva-za-1207-12082004-goda-obzor-zakonodatelstva-za-09-26-11-2004-goda.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psevdogallyucinacii-principi-postroeniya-patopsihologicheskogo-issledovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sredstva-mirnogo-razresheniya-sporov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-23-noyabrya-2011-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-postupleniya-rebenka-rannego-vozrasta-v-dou-moskovskij-gumanitarnij-pedagogicheskij-institut-fakultet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ih-stati-zemlya-i-vselennaya-22002-proishozhdenie-planet-i-sputnikov-e-l-ruskol-doktor-fiziko-matematicheskih-nauk-obedinennij-institut-fiziki-zemli-im-oyu-shmidta-ran.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-7-9-klassi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-itogovogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-140205-100200-elektroenergeticheskie-sistemi-i-seti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-kumikskom-yazike.html
  • school.bystrickaya.ru/cocialnaya-stratifikaciya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-lat-terminalis-otnosyashijsya-k-koncu-pogranichnij-sostoyaniya-pogranichnie-mezhdu-zhiznyu-i-smertyu-kriticheskij-uroven-rasstrojstva-zhiznedeyatelnosti-s-kata.html
  • literature.bystrickaya.ru/effektivnost-deyatelnosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/niya-federalnogo-podchineniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-struktura-slova-i-ego-slovoform-na-zemnom-share-sushestvuyut-tisyachi-razlichnih-yazikov-ivse-zhe-mi-govorim-ne.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-rpud-menedzhment-napravlenie-podgotovki-151600-62-prikladnaya-mehanika-profil-podgotovki-matematicheskoe-i-kompyuternoe-modelirovanie-mehanicheskih-sistem-i-processov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-dorozhnogo-dvizheniya-nu-a-vmeste-s-chippolino-pravila-viuchat-i-malenkie-slushateli.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-slozhnie-modifikatori-plan-lekciya-tema-modelirovanie-s-pomoshyu-bulevih-operacij.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-08-modelirovanie-i-optimizaciya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/segezhskij-municipalnij-rajon.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vyacheslav-vladimirovich-shaligin.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-po-podgotovke-dokumenta-territorialnogo-planirovaniya-shema-territorialnogo-planirovaniya-pereslavskogo-municipalnogo-rajona-yaroslavskoj-oblasti-stranica-15.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-po-napravleniyu-151900-konstruktorsko-tehnologicheskoe-obespechenie-mashinostroitelnih-proizvodstv.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-nastavleniya-po-organizacii-professionalnoj-podgotovki-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/erih-fon-shtrogejm-kniga-iz-serii-100-velikih-rasskazivaet-o-samih-znamenitih-v-mire-rezhisserah-teatra-i-kino.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.