.RU

8. Список использованной литературы стр13


Волгоградский Государственный

Экономико-Технический Колледж


Реферат


“БИОЛОГИЯ КАК НАУКА”


Выполнили: студенты 1 курса гр. 101-ЭЛ


Галич Александр Сергеевич

Климанов Денис Викторович


Проверил: преподаватель


Черкасова Наталья Николаевна


Волгоград 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ


7. Заключение……………………………………………………………….стр12

8. Список использованной литературы………………………………....стр13


1. ПРЕДИСЛОВИЕ


Биология (от био... и ...логия), совокуп­ность паук о живой природе. Предмет изу­чения биологии — все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природ­ных сообществ, их распространение, проис­хождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи биологии состоят в изучении всех биол. закономерностей, раскрытии сущности жизни и её прояв­лений с целью познания и управления ими. Термин «биология» предложен в 1802 г. не­зависимо друг от друга двумя учёными — французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом. Иногда термин «биология» упо­требляют в узком смысле, аналогичном понятиям экология и биономия.


2. ВВЕДЕНИЕ

Основные методы биологии: 1.НАБЛЮДЕНИЕ, позволяющее описать биологические явление 2. СРАВНЕНИЕ, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений (например, особей одного вила, разных видов пли для всех живых су­ществ); 3.ЭКСПЕРИМЕНТ, или ОПЫТ, в ходе которого исследователь искусствен­но создаёт ситуацию, помогающую выя­вить глубже лежащие свойства биол. объектов; 4. ИСТОРИЧЕСКИЙ метод, позволяющий па основе данных о современном органическом мире и его прошлом по­знавать процессы развития живой при­роды. В современной биологии между этими основными методами исследования нельзя провести строгой границы; когда-то оправданное разделение биологии па описательный и экспериментальный разделы теперь утратило своё значение.

Биология тесно связана со многими науками и с практически деятельностью человека. Для описания и исследования биологических процес­сов биология привлекает химию, физику, мате­матику, многие технические науки и науки о Земле — геологию, географию, геохимию. Так возникают биологические дисциплины, смеж­ные с другими науками,— биохимия, биофизи­ка и пр., и науки, в которые биология входит как составная часть, например почвоведение, включающее изучение процессов, про­текающих в почве под влиянием почвен­ных организмов, океанология и лимноло­гия, включающие изучение жизни в океанах, морях и пресных водах.

В связи с выходом биологии на передовые рубежи естествознания, ростом значения и относительной роли биологии среди других наук, в част­ности в качестве производительности силы обще­ства, 2-ю половину 20 века часто называют < веком биологи». Огромно значение биологии для форми­рования последовательно материалистического мировоззрения, для доказательства естественноисторического. происхождения всех жи­вых существ и человека с присущими ему высшими формами разумной деятельно­сти, для искоренения веры в сверхъестест­венное и изначальную целесообразность (теология и телеология). Важную роль играет биология в познании человека и его месте в природе. По словам К. Маркса, биология и разработанное в её недрах эволюционное учение дают естественноисторическую основу материалистическим взглядам на развитие общества. Победа эволюционной идеи в 19 веке покончила в науке с верой в божественное сотворение живых существ и че­ловека (креационизм). Биология доказывает, что в основе жизненных процессов лежат явления, подчиняющиеся законам физи­ки и химии. Это не исключает наличия в живой природе особых биологических закономерностей, которые, однако, не имеют ничего общего с представлением о существова­нии непознаваемой «жизненной силы» — vis vitalis. Бла­годаря прогрессу биологии рушатся главные опоры религиозного мировоззрения и философского идеализма. Методологической основой современной биологии является диалектический мате­риализм. Даже исследователи, далёкие от утверждения материализма в философских кон­цепциях, своими работами подтверждают принципиальную познаваемость живой природы, вскрывают объективно сущест­вующие закономерности и проверяют правильность познания опытом, практикой, т. е. стихийно стоят на материалистических позициях.

Вскрываемые биологические закономерности — важная составная часть современного естество­знания. Они служат основой медицины, сельскохозяйственных наук. Данные биологии, относящиеся к ископаемым организмам, имеют значение для геоло­гии. Многие биологические принципы применяют в технике. Использование атомной энер­гии, а также космические исследования потребовали создания и усиленного раз­вития радиобиологии и космической биологии. Только на основе биологических исследований возможно решение одной из самых грандиозных и насущных задач, вставших перед человечеством,— планомерной рекон­струкции биосферы Земли с целью соз­дания оптимальных условий для жизни увеличивающегося населения планеты.


^ 3. СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Система биол. наук чрезвычайно многопланова, что обусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целей исследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организа­ции. Всё это определяет условность лю­бой системы биол. наук. Одними из пер­вых в Б. сложились науки о живот­ных — зоология и растениях — ботани­ка, а также анатомия и физиология чело­века — основа медицины. Другие круп­ные разделы биологии, выделяемые по объектам исследования, — микробиология — наука о микроорганизмах, гидробиология — наука об организмах, населяющих водную среду, и т. д. Внутри биологии сформиро­вались более узкие дисциплины: в преде­лах зоологии — изучающие млекопитаю­щих — териология, птиц — орнитоло­гия, пресмыкающихся и земноводных — герпетология, рыб и рыбообразных — ихтиология, насекомых — энтомология, клещей — акарология, моллюсков — ма­лакология, простейших — протозоология; внутри ботаники — изучающие водорос­ли — альгология, грибы — микология, лишайники — лихенология, мхи — брио­логия, деревья и кустарники — дендро­логия и т. д. Подразделение дисциплин иногда идёт ещё глубже. Многообразие организмов и распределение их по груп­пам изучают систематика животныхи систематика растений. Биологию можно под­разделить на неонтологию, изучающую современный органический мир, и палеонтологию — науку о вымерших животных (палеозоо­логия) и растениях (палеоботаника).

Другой аспект классификации биологических дис­циплин — по исследуемым свойствам и проявлениям живого. Форму и строение организмов изучают морфологические дисцип­лины; образ жизни животных и растений и их взаимоотношения с условиями внеш­ней среды — экология; изучение разных функций живых существ — область ис­следований физиологии животных и фи­зиологии растений; предмет исследований генетики — закономерности наследст­венности и изменчивости; этологии — закономерности поведения животных; за­кономерности индивидуального развития изучает эмбриология или в более широком современном понимании — биология развития; закономерности исторического развития — эволюционное учение. Каждая из названных дисциплин делится на ряд более частных (напр., морфология — на функциональ­ную, сравнительную и др.). Одновремен­но происходит взаимопроникновение и слияние разных отраслей биологии с образова­нием сложных сочетаний, например, гисто-, цито- или эмбриофизиология, цитогенети-ка, эволюционная и экологическая гене­тика и др. Анатомия изучает строе­ние органов и их систем макроскопи­чески; микроструктуру тканей изучает гистология, клеток — цитология, а строение клеточного ядра — кариология. В то же время и гистология, и цитология, и кариология исследуют не только строе­ние соответствующих структур, но и их функции и биохимических свойства.

Можно выделить в биологии дисциплины, связанные с использованием определён­ных методов исследования, например биохимию, изучающую основные жизненные процессы химическими методами и подразде­ляемую на ряд разделов (биохимия жи­вотных, растений и т. п.), биофизику, вскрывающую значение физич. законо­мерностей в процессах жизнедеятельности и также подразделяемую на ряд отрас­лей. Биохимич. и биофизич. направления исследований зачастую тесно переплетают­ся как между собой (например, в радиацион­ной биохимии), так и с др. биол. дисцип­линами (напр., в радиобиологии). Важ­ное значение имеет биометрия, в основе которой лежат математич. обработка биол. данных с целью вскрытия зависимостей, ускользающих при описании единичных явлений и процессов, планирование экс­перимента и др.; теоретическая и математическая биология позволяют, применяя логические построе­ния и математические методы, устанавливать более общие биологические закономерности.

В связи с изучением живого на разных уровнях его организации выделяют молекулярную биологию, исследующую жизненные проявления на субклеточном, молекулярном уровне; цитологию и ги­стологию, изучающие клетки и ткани живых организмов; популяционно-видовую биологию (систематику, биогеографию, популяционные направления в генетике и экологии), связанную с изучением по­пуляций как составных частей любого вида организмов; биогеоценологию, изу­чающую высшие структурные уровни ор­ганизации жизни на Земле, вплоть до биосферы в целом. Важное место в биологии занимают как теоретические, так и практические направления исследований, резкую гра­ницу между которыми трудно провести, т. к. любое теоретическое направление неизбежно связано (прямо или косвенно, данный момент или в будущем) с выход ми в практику. Теоретически исследования делают возможными открытия, революционизирующие многие отрасли практической деятельности, они обеспечивают успешное развитие прикладных дисциплин, направленных. промышленной микробиологии и технической биохимии, защиты растений, растениеводства и животноводства, охраны природы, дисциплин медико-биологический комплекс (паразитология, иммунология и т. д.) В свою очередь, отрасли прикладной биологии обогащают теорию новыми фактами и ставят перед ней задачи, определяемые потребностями общества. Из практически важных дисциплин быстро развиваются бионика (изучение технических приложений биологических закономерностей), космиче­ская биология (изучение биол. действия факторов мирового пространства и проблем освоения космоса), астробиоло­гия или экзобиология (исследование жиз­ни вне Земли). Изучением человека как продукта и объекта биол. эволюции за­нимается ряд биол. дисциплин — антро­пология, генетика и экология человека, мед. генетика, психология,— тесно свя­занных с социальными науками.

Особо следует выделить несколько фунда­ментальных областей биологии исследующих наиболее общие, присущие всем живым существам закономерности и составляю­щих основу современной общей биологии. Это наука об основных структурно-функциональной еди­нице организма — клетке, т. е. ци­тология; наука о явлениях воспроизве­дения и преемственности морфо-физиологических организации живых форм — гене­тика; наука об онтогенезе — биология развития; наука о законах исторического раз­вития органического мира — эволюционная теория, а также физико-химической биологии(био­химия и биофизика) и физиология, изу­чающие функциональные проявления, обмен веществ и энергии в живых организ­мах. Из приведённого далеко не полного перечня биол. дисциплин видно, как велико и сложно здание современной биологии и как прочно вместе с соседними науками, изу­чающими закономерности неживой при­роды, оно связано с практикой.


^ 4. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИЗУЧЕНИЕ

ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ

Для живой природы характерно слож­ное, иерархическое соподчинение уровней организации её структур. Вся совокупность органического мира Земли вместе с окружающей средой образует биосфе­ру, которая складывается из биогеоценозов — областей с характерными природными условиями, заселённых определёнными комплексами (биоценозами) организмов. Биоценозы состоят из популяций — сово­купностей животных или растительных организ­мов одного вида, живущих на одной тер­ритории; популяции состоят из особей; особи многоклеточных организмов со­стоят из органов и тканей, образованных различными клетками; клетки, как и одноклеточные организмы, состоят из внутриклеточных структур, которые строят­ся из молекул. Для каждого из выделен­ных уровней характерны свои закономерности, связанные с различными масшта­бами явлений, принципами организации, особенностями взаимоотношения с выше и нижележащими уровнями. Каждый из уровней организации жизни изучается соответственно отраслями современной биологии.

На молекулярном уровне биохимией, биофизикой, молекулярной биологией, молекулярной генетикой, цитохимией, многими разделами вирусологии, микробиологии изучаются физико-химические процессы, осуществляющиеся в живом организме. Исследования живых систем на этом уровне показывают, что они состоят из низко и высокомолекулярных органических соединений, практически не встречающихся в неживой природе. Наи­более специфичны для жизни такие биополимеры, как белки, нуклеиновые кислоты и полисахариды,, а также липиды (жироподобные соединения) и состав­ные части их молекул (аминокислоты, нуклеотиды, простые углеводы, жирные кислоты и др.). На молекулярном уровне изучают синтез и репродукцию, распад и взаимные превращения этих соединений в клетке, происходящий при этом обмен веществом, энергией и информацией, регуляцию этих процессов. Уже выяснены основные пути обмена, важнейшая особенность которых — участие биологических катализаторов— белков-ферментов, строго избирательно осуществляющих определённые хим. реакции. Изучено строение ряда белков и некоторых нуклеиновых кислот, а также множество простых органических соединений. Показано, что хим. энергия, освобождающаяся в ходе биол. окисления (гликолиз, дыхание), запасается в виде богатых энергией (макроэргических) соединений, в основ­ном аденозинфосфорных кислот (АТФ и др.), и в дальнейшем используется в требующих притока энергии процессах (синтез и транспорт веществ, мышечное сокращение и др.). Крупный успех биологии— открытие генетического кода. Наслед­ственные свойства организма «записаны» в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) четырьмя видами че­редующихся в определённой последова­тельности мономеров-нуклеотидов. Спо­собность молекул ДНК удваиваться (самокопироваться) обеспечивает их воспро­изведение в клетках организма и наслед­ственную передачу от родителей к потом­кам. Реализация наследственной инфор­мации происходит при участии синтези­руемых на матричных молекулах ДНК молекул рибонуклеиновой кислоты — РНК, которые переносятся от хромосом ядра на специальные внутриклеточные частицы — рибосомы, где и осуществляет­ся биосинтез белка.


^ 5. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ

Современная биология изобилует узловыми пробле­мами, решение которых может оказать ре­волюционизирующее влияние на естест­вознание в целом и прогресс человечества. Это многие. вопросы молекулярной биологии и генетики, физиологии и биохимий мышц, желез, нервной системы и органов чувств (память, возбуждение, торможение и др.); фото- и хемосинтез, энергетика и продук­тивность природных сообществ и биосфе­ры в целом; коренные философско-методологические проблемы (форма и содержание, целостность и целесообразность,' про­гресс) и др. Более детально рассмотрены лишь некоторые из них.

Строение и функции макромолекул. Важные в биологии от­ношении макромолекулы обычно име­ют полимерную структуру, т. е. состоят из мн. однородных, но не одинаковых мономеров. Так, белки образованы 20 ви­дами аминокислот, нуклеиновые кисло­ты — 4 видами нуклеотидов, полисахариды состоят из моносахаридов. Последо­вательность мономеров в биополимерах наз. их первичной структурой. Установ­ление первичной структуры — началь­ный этап изучения строения макромо­лекул. Уже определена первичная структура множества белков, некоторых видов РНК. Разработка методов определения последовательности нуклеотидов в длин­ных цепях РНК и, особенно, ДНК — важнейшая задача молекулярной биологии. Цепочка биополимеров обычно свёрнута в спираль (вторичная структура); моле­кулы белков ещё и сложены определён­ным образом (третичная структура) и часто соединяются в макромолекулярные комплексы (четвертичная структура). Каким образом первичная структура белка определяет вторичную и третичную структуры, как третичная и четвертичная структуры белков-ферментов опреде­ляют их каталич. активность и спе­цифичность действия — ещё недостаточ­но выяснено.

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ КЛЕТКИ. Характерные черты процессов, проис­ходящих в живой системе,— их взаим­ная согласованность и зависимость от регуляторных механизмов, обеспечиваю­щих поддержание относительно стабильно­сти системы даже при меняющихся ус­ловиях среды. Регуляция внутриклеточ­ных процессов может достигаться изменением набора и Интенсивности синтеза ферментных и структурных белков, влиянием на ферментативную активность, изменением скорости транспорта ве­ществ через оболочку клетки и др. биол. мембраны. Синтез белка зависит от синтеза молекул 'РНК, переносящих информацию с соответствующего гена — участка ДНК. Пока только для бактерий вскрыта одна из схем регуляции усвоения питательных ве­ществ из среды, достигаемая включени­ем и выключением генов, определяющих синтез необходимых ферментов. Моле­кулярный механизм включения генов (в особенности у многоклеточных организ­мов) не выяснен, и это остаётся первооче­редной задачей молекулярной бологии. Скорость синтеза белка может, по-видимому, регулироваться и непосредственно на месте синтеза — на рибосомах. В связи с отсутствием полного представления о регуляции внутрикле­точных процессов над этой проблемой работают многие исследователи.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА. У организмов, размножающихся половым путём, жизнь каждой новой особи начинается с одной клетки — оплодотворённого яйца, которое многократно делится и образует множест­во клеток; в каждой из них находится ядро с полным набором хромосом, т. е. содержатся гены, ответственные за раз­витие всех признаков и свойств организма. Между тем пути развития клеток различны. Это означает, что в процессе развития каждой клетки в ней работают только те гены, функция которых необходи­ма для развития данной ткани (органа). Выявление механизма «включения» ге­нов в процессе клеточной дифференцировки — одна из основных проблем биологического разви­тия. Уже известны некоторые факторы, оп­ределяющие такое включение (неодно­родность цитоплазмы яйца, влияние одних эмбриональных тканей на др., действие гормонов и т. д.). Синтез белков осуществ­ляется под контролем генов. Но свойства и признаки многоклеточного организма не сводятся к особенностям его белков; они определяются дифференцировки клеток, различающихся по строению и функции, связям их друг с другом, по образованию разных органов и тканей. Важная и до сих пор не решённая про­блема — выяснение механизма дифференцировки на стадии от синтеза белков до появления свойств клеток и их характер­ных перемещений, приводящих к форми­рованию органов.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. Более чем за 100 лет, прошедших со времени появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов...», огромная сумма фактов подтвердила принципиальную правильность построен­ного им эволюционного учения. Однако многие важные положения его ещё не разработа­ны. С эволюционно-генетической точки зрения популяция может считаться элементарной единицей эволюционного процесса, а устойчивое изменение её наследств, осо­бенностей — элементарным эволюционным явлением. Такой Подход позволяет выде­лить основной эволюционный факторы (мутацион­ный процесс, изоляция, волны численно­сти, естеств. отбор) и эволюционный материал (мутации). Ещё не ясно, действуют ли только эти факторы на макроэволюционном уровне, т. е. «выше» видообразова­ния, или в возникновении крупных групп организмов (родов, семейств, отрядов и т. д.) участвуют иные, пока неизвестные факторы и механизмы. Возможно, что все макроэволюционные явления сводимы к изменению на внутривидовом уровне. Решение проблемы специфических факторов макроэволюции связано со вскрытием механизмов наблю­даемого иногда как бы направленного развития групп, что, возможно, зави­сит от существования.«запретов», накла­дываемых строением и генетической конститу­цией организма. Так, первоначально не­принципиальное изменение, связанное с приобретением предками хордовых спинной струны — хорды, впоследствии определило разные пути развития круп­ных ветвей животного мира: 1) возникновение внутреннего скелета и центра­лизованной нервной системы, развитие головного мозга с преобладанием услов­ных рефлексов над безусловными у позвоночных; 2) возникновение наружного скелета и развитие нервной системы ино­го типа с преобладанием чрезвычайно сложных, безусловно-рефлекторных, реак­ций у беспозвоночных.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ. Одна из методологически важных проблем биологии, которую не снимает ни маловероят­ное предположение о занесении жизни на Землю из других миров: ни теории о постоянном возникновении жизни на нашей планете

во все периоды её истории. Научный подход здесь состоит в том, чтобы выяснить, в каких условиях зарождалась жизнь на Земле (это произошло несколько млрд. лет назад), и попытаться моделировать процессы, которые при этом могли происходить, реконструируя экс­периментально последовательные этапы возникновения жизни. Так, на основании данных о физическом и химическом состоянии атмосфе­ры и поверхности Земли в ту эпоху по­лучены теоретические и экспериментальные доказательства возможности синтеза простейших углеводородов и более сложных органических соединений — аминокислот и мононуклеотидов, что подтверждает принципиальную вероятность их полимеризации

выделяя их из разрушенных (гомогенизи­рованных) клеток осаждением в центри­фугах с различными скоростями враще­ния. Свойства клеток исследуют также в условиях длительного культивирования их вне организма', пользуясь микроманипуляторами и методами микрургии, производят обмен ядрами между клетками, слияние (гибри­дизацию) клеток и т. д.

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Быстрый рост населения земного

шара ставит вопрос о границах биологической производительности биосферы Земли. Через 100—200 лет при сохранении современных способов ведения земного хозяйства и тех же темпов роста численности человечества почти половине людей не хватило бы не только пищи и воды, но, и кислорода для дыхания. Вот почему в короткий срок, за время жизни 2—3 поколений людей признаётся необходимым, во-первых, ор­ганизовать строгую охрану, природы и ограничивать в разумных пределах мн. промыслы, и прежде всего истребление лесов; во-вторых, приступить к обшир­ным мероприятиям, направленным на , резкое повышение биологической производитель­ности земной биосферы и интенсифика­цию биологических круговоротов как в природ­ных, так и в культурных биогеоценозах. Нормально функционирующая биосфера Земли не только снабжает человечество пищей и ценнейшим органическим сырьём, но и поддерживает в равновесном состоя­нии газовый состав атмосферы, растворы природных вод и круговорот воды на Земле. Т. о., количественный и качест­венный ущерб, наносимый человеком ра­боте биосферы, не только снижает про­дукцию органического вещества на Земле, но и нарушает химическое равновесие в атмосфере и природных водах. При осознании людь­ми масштабов опасности и разумном отношении к среде своего обитания — био­сфере Земли — будущее выглядит иначе. Научная и промышленная мощь людей уже доста­точно велика для того, чтобы не только разрушать биосферу, но и производить мелиоративные, гидротехнические и иные работы любого масштаба. Первичная биол. продуктивность Земли связана с использованием солнечной энергии, пог­лощаемой в ходе фотосинтеза, и энергией, получаемой посредством хемосинтеза пер­вичными продуцентами. Если человече­ство перейдёт к повышению средней плотности зелёного покрова Земли (для чего имеются, технические возможности), то этим путём на энергетическом входе в биосфе­ру биол, производительность Земли мо­жет быть резко, в 2—3 раза, повышена. Этого можно достичь, если в процессе мелиорации и увеличения плотности зелёного покрова повысить участие, в нём видов зелёных растений с высоким «коэффициентом полезного действия» фотосинтеза. Для интродукции полезных видов в сообщества растений совершенно необходимо знание условий поддержания и нарушения биогеоценотических равновесия, иначе возможны биологические катастрофы: хозяйственно опасные «вспышки» числен­ности одних видов, катастрофические сниже­ние численности др. и т. д. Рационализи­руя биогеохимических работу природных и культурных биогеоценозов, поставив на разумную основу охотничьи, зверобойные, рыбные, лесные и другие промыслы, а также введя в культуру из огромного запаса диких видов новые группы микроорга­низмов, растений и животных, можно ещё в 2—3 раза повысить биологическую произво­дительность и полезную человеку биологическую продуктивность биосферы. Огромные возможности открывает и селекция окуль­туренных микроорганизмов и растений. В ближайшем будущем, когда селекцио­неры смогут использовать достижения быстро развивающихся современной молекуляр­ной генетики и феногенетики, успехи этих исследований будут стимулированы раз­витием и использованием «экспериментальной» эволюции культурных растений, основанной на отдалённой гибридизации, создании полиплоидных форм, получе­нии искусств, мутаций и т. п. Агротех­нике также предстоит переход на новые формы, резко повышающие урожай (одно из реальных направлений — переход от монокультур к поликультурам). На­конец, люди ближайшего будущего долж­ны будут научиться улавливать на вы­ходах из биологических круговоротов не мало­ценные, мелкомолекулярные продукты конечной минерализации органических остат­ков, а крупномолекулярное органические вещество (типа сапропелей). Все эти пути и методы увеличения производитель­ности биосферы лежат в пределах реаль­ного для науки и техники предвидимого будущего и наглядно иллюстрируют грандиозные потенциальные возможности развивающегося человеческого общества, с одной стороны, и значение биологических иссле­дований самых разных масштабов и направлений для жизни человечества на Земле — с другой. Все преобразователь­ные мероприятия, которые человек должен проводить в биосфере, невозможны без знания богатства главных форм и их взаимоотношений, что предполагает не­обходимость инвентаризации животных, растений и микроорганизмов в разных районах Земли, ещё далеко не завершён­ной. Во многих крупных группах организмов неизвестен даже качественный состав входящих в группу видов организмов. Развёртывание инвентаризации требует оживления и резкой интенсификации работ по систематике, полевой биологии (ботаника, зоология, микробиология) и биогеографии.


^ 6. ЗНАЧЕНИЕ БИОЛОГИИ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО И ПРОМЫСЛОВОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕДИЦИНЫ

Человек как гетеротрофный организм неспособен непосредственно усваивать солнечную энергию, поступающую на Землю. Необходимые для питания белки, жиры, углеводы, витамины человек полу­чает в основном от культурных растений и прирученных животных, используя в одних случаях длинные, в других корот­кие «цепи» от автотрофов до гетеротрофов (живот­ных). Знание законов генетики и селекции, а также физиологических особенностей культурных видов позволяет совершен­ствовать агротехнику и зоотехнию, вы­водить более продуктивные сорта расте­ний и породы животных. Уровень знаний в области биогеографии и экологии опре­деляет возможность и эффективность интродукции и акклиматизации полезных видов, борьбы с вредителями посевов и с паразитами. Биохимические исследования позволяют полнее исполь­зовать получаемые органические вещества растительного и животного происхождения. Разработка новых методов селекции, теории гетерозиса (обеспечивающего по­вышение продуктивности сельскохозяйственных животных и растений), получение организмов с за­ранее заданными свойствами, совершен­ствование методов биологической борьбы с вреди­телями, перевод лесного хозяйства, зверовод­ства, промыслов (охоты, рыболовства и т. д.) на плановые, научно-обоснованные рельсы (что связано с решением ряда проблем, например, динамики численности, оптимального размера, места и времени промыслового изъятия части популяции и т. д.) — эти и многие другие задачи могут быть решены только при активном сотрудни­честве биологов разных специальностей с практиками сельского хозяйства, лесного дела, охотоведами, звероводами и др.

Другой важнейший практический аспект биологии— использование её достижений в медицине. Успехи и открытия биологии определили современный уровень медицинской науки. Дальнейший прогресс медицины также основан на развитии биологии Представления о макро- и микроскопическом строении человеческого тела, о функциях его органов и клеток опираются главным образом на биологические исследования. Гистологию и физиологию человека, которые служат фундаментом медицинских дисциплин — патанатомии, патофизиологии и др., изучают как медики, так и биологи. Учение о причинах и распространении инфекционных болезней и принципах борьбы с ними ос­новано на микробиологии, и вирусологических исследованиях. Уже выделено, вероятно, большинство болезнетворных бактерий, изучены пути их переноса и попадания в человеческий организм, разработаны методы борьбы с ними путём асептики, антисептики и химиотерапии. Выделе­ны и исследованы мн. патогенные виру­сы, изучаются механизмы их размноже­ния, разрабатываются средства борьбы со многими из них.


7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прогресс биологического знания в 20 в., возрос­шая относительно и абсолютно роль биологии среди других наук и для существования чело­вечества в целом определяют и иной об­лик биологии сравнительно с тем, какой она была даже 30—40 лет назад. Накоплению знаний и в новых, и в классических областях биологии способствуют разработка и применение новых методов и приборов. Так, большой шаг вперёд обусловлен появлением электронной микроскопии, позволившей обна­ружить новые ультраструктуры на разных уровнях организации живого. Получили распространение новые методы прижиз­ненных исследований (культуры клеток, тканей и органов, маркировка эмбрионов, применение радиоактивных изотопов и др.), использование физических и химических прибо­ров, работающих на повышенных скоро­стях и частично или полностью автомати­зированных (ультрацентрифуги и ультра­микротомы, микроманипуляторы, элект­рокардиографы, электроэнцефалографы, полиграфы, спектрофотометры, масспектрографы и мн. др.). Растёт число биологических инсттитутов, биостанций, заповедни­ков и национальных парков (играющих важную роль и в качестве «природных лабораторий»); создаются лаборатории, в которых можно изучать действия любых комбинаций климатических и физико-химических факторов (биртроны, фитотроны), биологические учреждения оснащаются электронно-вычислительными маши­нами; создаются отрасли промышленности, свя­занные с биологическим приборостроением; во всё большем числе специальных биологических институтов и на биологических факультетах университетов готовятся кадры высококвалифицированных биоло­гов разных профилей. По уровню биоло­гических исследований, можно судить ныне о материально-техническом развитии общества, т. к.биология становится реальной производитёльной силой. Это залог расцвета биологии в будущем, что, несомненно, ознаменуется открытием новых фундаментальных закономерностей живой природы. Само существование человечества в биосфере Земли оказывается тесно связанным с успехами в решении многих биологических про­блем. биологии становится научной, рациональ­ной основой отношений между человеком и природой.


8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.М. Прохоров «Большая советская энциклопедия»

2. М.С Гиляров «Биологический энциклопедический словарь»

3. А.А Плешаков «Природоведение 5 класс»

4. В.Л Левин «Справочное пособие по библиографии для биологов»

- -

a-v-patrushev-metodicheskie-rekomendacii.html
a-v-petichenko-generalnij-direktor-ano-mezhdunarodnij-menedzhment-kachestvo-sertifikaciya.html
a-v-popov-k-p-n-docent-n-n-ustinova-gou-vpo-shadrinskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-institut-g-shadrinsk-sovremennie-audiovizualnie-sredstva-predstavlyaya-soboj-kompleks-ustrojstv-i-tehno.html
a-v-pshenicina-na-zasedanii-pravitelstva-oblasti-o-srednesrochnom-finansovom-plane-chelyabinskoj-oblasti-na-2010-god-i-planovij-period-2011-i-2012-godov.html
a-v-redkina-alexandraredkinagmailcom-sekciya-1-perspektivnie-tehnologii-v-razrabotke-informacionnih-sistem.html
a-v-reshetnikov-kandidat-himicheskih-nauk-bioorganicheskaya-himiya-i-himiya-fiziologicheski-aktivnih-i-prirodnih-veshestv-generalnij-direktor-firmi-issledovatelskie-laboratorii-rada-farma.html
  • control.bystrickaya.ru/d-semerichnost-v-ekzotericheskih-trudah-tajnaya-doktrina.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vneauditornoj-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-istoriya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/ego-pamyat-na-podrobnosti-svyazana-s-tem-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/habarovskij-torgovo-ekonomicheskij-tehnikum-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-tekushemu-kontrolyu-znanij-habarovsk-2014-vvedenie.html
  • bystrickaya.ru/zadachi-funkcionalno-planirovochnoj-organizacii-na-razlichnih-gradostroitelnih-urovnyah-40-4-goroda-41.html
  • letter.bystrickaya.ru/municipalnij-zadanie-dlya-byudzhetnih-uchrezhdenij-za-3-goda-analiz-socialnih-uslovij-deyatelnosti-kolichestvo-i-socialnij-sostav-mikrorajona-gde-raspolozheno-udod.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstaviteli-obshestvennosti-vnov-prizivayut-pereimenovat-sverdlovskuyu-oblast-gosduma-rf-monitoring-smi-23-maya-2008-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-po-specialnosti-270103-stroitelstvo-i-ekspluataciya-zdanij-i-sooruzhenij-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vitek-shiroko-ulibaetsya-obnazhaya-silno-prorezhennie-zhiznyu-korichnevatie-zubi-semenova-on-uvazhaet-i-lyubit-pri-sluchae-skazat-chto-mol-ti-sergeich-namekni-es-stranica-7.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-1-koncepciya-marketinga-obrazovatelnih-uslug-httpmou-marketologi-ruindex-html.html
  • lesson.bystrickaya.ru/storya-vjskovo-povtryanih-sil-ukrani-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/strategemi-voennie-hitrosti-strategemi-voennie-hitrosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezhim-tuner-ustrojstvo-radiopriemnoe-marantz-s-r50-04sr6004-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-14.html
  • report.bystrickaya.ru/ill-be-your-mirror-izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-konferencii-budet-rassilatsya-vsem-uchastnikam-po-elektronnoj-pochte-pechatnij-variant-budet-vislan-v-adres-rukovoditelej-vashih-organizacij-razmeshenie-inogorodnih-uchastnikov.html
  • student.bystrickaya.ru/10-00-11-30-pervaya-sekciya-analiticheskij-partner-analitika-treh-rinkov-ot-vedushih-analitikov-i-ekspertov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroenie-atoma-himicheskaya-svyaz.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-stranica-12.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-razvitiya-skorostno-silovih-kachestv-yunih-futbolistov-10-18-let.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-kulturnij-servis-i-turizm-gosi-2003g-chast-27.html
  • report.bystrickaya.ru/inna-petrovna-krutikova-hudozhestvennij-rukovoditel-i-dirizher-orkestra-russkih-narodnih-instrumentov-kadans-direktor-muzikalnoj-shkoli-kadans-tel-26043055.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vpishi-sam-stranica-13.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-naruzhnoj-reklami.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-raschet-ekonomicheskogo-effekta-diplomnij-proekt.html
  • student.bystrickaya.ru/32-professionalnie-kompetencii-po-napravleniyu-po-napravleniyu-podgotovki-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-distancionnogo-vipolneniya-raschetno-graficheskoj-raboti-po-razdelu-elektrotehniki-elektricheskie-mashini-peremennogo-toka.html
  • klass.bystrickaya.ru/astana-alasi-66-mektep-licej-aza-tl-men-debiet-pnn-malm-zhumabaeva-gulmira-zhantleuovna-tairibi-bayandauish-masati.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-konferenciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-struktura-pedagogicheskoj-psihologii-svyaz-pedagogicheskoj-psihologii-s-drugimi-naukami.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-istoki-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-kriminologicheskoj-nauki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-27-dekabrya-2010-g-stranica-22.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-po-viyavleniyu-i-sohraneniyu-biologicheski-cennih-lesov-zao-shuyales.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-m-tanaev-ponyatie-risk-v-grazhdanskom-kodekse-rossijskoj-federacii-stranica-14.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svobodnaya-oferta-metodicheskie-ukazaniya-po-samostoyatelnoj-rabote-studentov-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-disciplina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.