8. Теория социального развития. Социальная революция - Гофман А. Б. Г 57 Семь лекций по истории социологии: Учебное...
.RU

8. Теория социального развития. Социальная революция - Гофман А. Б. Г 57 Семь лекций по истории социологии: Учебное...


^ 8. Теория социального развития. Социальная революция
Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися про­изводительными силами, с одной стороны, и производственными отно­шениями - с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различны­ми формами осознания этого базиса в обществе. В целом развитие про­изводительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно самой жизни: «...Люди, развивая свои производительные силы, то есть живя (курсив мой. — А. Г.), развивают определенные отношения друг к другу, и... характер этих отношений неизбежно меняется вместе с преобразо­ванием и ростом этих производи-тельных сил» [9, 406].

Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа произ­водства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвер­гаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот про­цесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т. д. В результате происходит смена общественных фор­маций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Но и после соци­альной революции элементы прежних формаций продолжают частично со­храняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.

Для понимания марксова подхода к социальному развитию полезно сравнить его с контовским.
^ Что их объединяет?
1. Оба они верят в универсальную эволюцию человеческого рода. Оба они — исторические эволюционисты, так как считают, что все общества развиваются согласно одним и тем же законам и проходят в своем разви­тии одни и те же стадии. По Конту, это теологическая, метафизическая и позитивная стадии; по Марксу — сменяющие друг друга общественные формации.

2. Оба они верят в прогресс, т. е. считают, что социальная эволюция4 — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. По Конту, в основе прогресса лежит интеллектуальное и моральное совершенствование; по Марксу — развитие производитель­ных сил.

3. Из первых двух пунктов вытекает, что оба они верят в конечное совершенное состояние, в грядущий и уже наступающий золотой век. По Конту, это позитивное состояние человечества; по Марксу — коммунизм.

4. Из предыдущего пункта в свою очередь вытекает следующий: оба они занимаются предсказаниями, точнее, пророчествами относительно грядущего состояния.

5. Пророчествуя о грядущем золотом веке, они не могут просто ожи­дать его, но чувствуют себя призванными способствовать его наступле­нию. Конт это делает посредством проповеди Религии Человечества; Маркс — посредством политико-организационной и революционной де­ятельности.
^ В чем различия между контовским и марксовым подходами к соци­альному развитию?
1. Для Конта «нормальное» социальное развитие предполагает пре­емственность, опору на традицию, отсутствие резких скачков и сдви­гов. Для Маркса, наоборот, «нормальное» социальное развитие - это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги. По Конту, фундаментальные структуры общества в принципе неизменны, изменяется, в сущности, лишь социальная оболочка; развитие происхо­дит как бы согласно французской поговорке «Чем больше меняется, тем больше остается самим собой». У Маркса, наоборот, общество непре­рывно изменяется в самой своей основе, а неизменность характеризует лишь внешний, надстроечный слой социальной системы, который от­стает от глубинных, основополагающих изменений.

Правда, Маркс признает существование застойных исторических эпох и регионов и постепенных изменений, не приводящих к резким сдви-

4 Слово «эволюция» имеет два значения: во-первых, всякое развитие вообще, незави­симо от того, как оно понимается; во-вторых, постепенное, непрерывное, медленное раз­витие. Здесь слово используется в первом значении.

гам, смене социальных систем. Он даже признает роль традиций в жиз­ни общества. Но застой, постепенность, традиция — все это для него либо своего рода аномалии, либо более или менее длительные переры­вы в неуклонном процессе изменений, либо, наконец, идеологический камуфляж, за которым, опять-таки, скрываются бурные социальные сдви­ги. Конт рассматривал традиции как великую благотворную силу, фор­мирующую общество. Маркс же оценивал их роль совершенно иначе: «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» [10, 119]. В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» он анализирует идеологическую функцию традиции, рассматривая ее как своего рода язык, посредством которого осуществляются революци­онные преобразования. Таким образом, хотя Маркс не выделял, подоб­но Кошу, социальную динамику как особую отрасль социальной науки, именно он был подлинным создателем социальной динамики, понимае­мой как исследование социальных изменений, инноваций, революционных преобразований.

2. По Конту, социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер. Он, правда, признает критические фазы в социальном разви­тии, когда происходят революционные изменения и столкновение раз­личных социальных сил, но это для него все-таки скорее патология, чем норма. Для Маркса, наоборот, социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода - источник социального развития. Эти противоречия и конфликты, с его точки зрения, носят в принципе по­стоянный характер, то обостряясь, то несколько затухая, но никогда не прекращаясь. Они охватывают всю социальную систему и ее элементы; они присутствуют как внутри этих элементов, так и между ними. Будучи приверженцем диалектики, Маркс не только констатирует противоречи­вый и конфликтный характер социального развития, но и позитивно его оценивает. Подобно тому как Конт не только констатировал, но и воспе­вал согласие, Маркс не только исследовал, но и восхвалял конфликты.

3. Представление Маркса о характере и путях социальной эволюции, прогресса было более сложным и тонким, чем у Конта. Это было связа­но с тем, что Маркс был гораздо ближе Конта к фактам социально-исто­рической действительности. Будучи в принципе историческим эволю­ционистом и приверженцем идеи прогресса, он, тем не менее, понимал социальное развитие как многолинейный процесс и улавливал специ­фику отдельных обществ и культурно-исторических ареалов. Он отме­чал существование длительных регрессивных и застойных периодов, а так­же разной скорости социальной эволюции.

Проблематика революции занимает центральное место в теории со­циального изменения Маркса. ^ Социальная революция в его истолковании — это не просто переход от одной, менее прогрессивной обществен­ной формации к другой, более прогрессивной, не только глубокое каче­ственное преобразование общественных отношений, но и определен­ный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социаль­ного изменения Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс. Именно таков смысл его знаменитого тезиса: «Революции — локомотивы истории» [19, 86]. К этому тезису близок по смыслу другой, не менее знаменитый: «На­силие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» [20, 761].

Помимо социальной, Маркс рассматривал экономическую, промыш­ленную и политическую революции, сближая социальную революцию то с первой, то со второй, то с третьей. Но особенно тесно он связывает социальную революцию с политической, т. е. с завоеванием государ­ственной власти прогрессивным классом и установлением его револю­ционной диктатуры для подавления других, реакционных классов.

Маркс несомненно различал социальную и политическую революции. Но последняя незаметно приобрела в его сознании самодовлеющее значе­ние, превратившись из обязательного условия и элемента социальной ре­волюции в самоцель. Наоборот, социальная революция как объективно протекающий процесс стала интерпретироваться в его работах как усло­вие и средство для революции политической, основанной на волевых устремлениях определенных групп. Когда Маркс пишет просто о револю­ции, он имеет в виду именно революцию политическую.

Социальные и политические реформы представляются Марксу ис­кусственным тормозом в социальном развитии, результатом вынужден­ных уступок и (или) обмана со стороны господствующих классов или же слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал соци­ального развития в «предыстории» общества, которое построено на ча­стной собственности и эксплуатации человека человеком, - это «непре­рывная революция», постоянная революционизация общества для скорейшего наступления «подлинной» истории, коммунизма. В этом золотом веке, согласно одному из пророчеств Маркса, политических ре­волюций уже не будет. «Только при таком порядке вещей, когда не бу­дет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями. А до тех пор накануне каждого всеобщего переустройства общества последним словом соци­альной науки всегда будет: «Битва или смерть; кровавая борьба или не­бытие. Такова неумолимая постановка» (Жорж Санд)» [21, 185].

Очевидно, что в теории социальной революции темперамент поли­тического борца и пророка особенно сильно влиял на Маркса-ученого, и «последнее слово социальной науки» у него тесно переплеталось с мессианизмом и утопией. Но у Маркса была еще одна очень важная теория, в которой дело обстояло точно так же. Это его теория классов и классовой борьбы.

aa-kantorova-m-v-avdeenko-3-d-t-aribzhanov-7-o-n-asadchikova-11-e-v-belyaeva-16-o-a-beher-17.html
aa-kozyavin-vm-melnichuk-yu-s-stepanov-redakcionnaya-kollegiya.html
aa-muslimov-sm-rashidova-statistika-i-obshestvo-istoriya-sovremennost-razvitie.html
aa-personal-specializirovannaya-rekrutingovaya-kompaniya.html
aa-tihonov-hh-veka-o-poznanii-i-ego-aksiologicheskih-aspektah-materiali-vserossijskoj-nauchnoj-konferencii-ulyanovsk.html
aa-zajchenko-sbornik-dvenadcatoj-mezhregionalnoj-nauchnoj-studencheskoj-konferencii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/izuchenie-i-vospitanie-odarennih-detej.html
  • learn.bystrickaya.ru/goroda-moskvi-stranica-23.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-100-vedushih-zarubezhnih-nanotehnologicheskih-noc.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razreshenie-sporov-v-vto.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-ispolkoma-mir-2008-2010-gg.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-himiya-napravlenie-podgotovki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-k-uchebno-metodicheskim-kompleksam-anglijskij-yazik-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-serii-rainbow-english-2-4-klassi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/propagandistskie-kampanii-model-privratnika-24-struktura-novosti-24.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-12-analiz-muzikalno-tancevalnih-form-cel-i-zadachi-disciplini-cel-f.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-upravlencheskogo-i-finansovogo-ucheta-harakteristika-upravlencheskogo-ucheta.html
  • school.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-sistema-i-razvitie-mezhbyudzhetnih-otnoshenij-chast-5.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan1-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-fakulteta-inostrannih-yazikov-2-e-izdanie-ispravlennoe.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zajceva-yuliya-yurevna-motiv-zerkala-v-hudozhestvennoi-sisteme-v-nabokova-na-materiale-russkoj-prozi-dis-kand-filol-nauk-10-01-01-perm-2004-210.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-sportivnaya-rabota-v-ozdorovitelnih-i-sportivno-ozdorovitelnih-lageryah-po-mestu-zhitelstva-v-mestah-otdiha.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah-stranica-7.html
  • control.bystrickaya.ru/e-f-markin-gus-zheleznij-pogost.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-torgovogo-oborudovaniya-sibiri.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nekrasovskaya-biblioteka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-istorii-issledovaniya-dannogo-otkritiya-sostavlennaya-po-materialam-informacionnih-byulletenej-w-a-r-stranica-21.html
  • letter.bystrickaya.ru/obosnovanie-i-poryadok-prekrasheniya-trudovih-dogovorov-v-rb-chast-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-imperatorskoj-vlasti-posle-marka-kniga-i-stranica-9.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazochnij-konkurs-skazka-skazka-nebilica-slishish-muzika-kak-ptica-vvis-vzletela-kak-strela.html
  • universitet.bystrickaya.ru/ti-umeesh-horosho-uchitsya-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-po-predmetu-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-sankt-peterburga-na-yanvar-2007-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-k-t-ya-b-r-napravlenie-deyatelnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/napravlennij-otvetvitel.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-laboratorii-sektora-po-zashite-informacii-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obespechennost-obrazovatelnogo-processa-po-disciplinam-specializirovannim-i-laboratornim-oborudovaniem.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-33-mgu-im-m-v-lomonosova-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-po-specialnostyam-menedzhment-igosudarstvennoe.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot-zheleznodorozhnogo-vokzala-obshaya-programma-xvi-respublikanskogo-konkursa-issledovatelskih-rabot-konferencii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-k-fenomenologii-povsednevnih-form-i-t-kasavin-s-p-shavelev.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-komsomolec-moskva-137-2862008-non-stop-2-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rekomendaciipo-zapolneniyu-karti-attestacii-rabochego-mesta-po-usloviyam-truda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-kursa-yazik-reklami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.