.RU

А. А. Беляков гл. 13 (§ 1-4), гл. 29, 34; В. И. Брылев гл. 38 (в соав­торстве с Л. Л. Каневским); М. Х. Валеев гл. 36 (в соавторстве с Л. Л. Каневс­ким и В. Н. Карагодиным); И. Ф. Герасимов гл. 5 (в соавторстве с Л - страница 4



В понятие «диагностические исследования» входит: 1) определение свойств и состояния объекта; 2) выяснение обстоятельств происшед­шего; 3) установление причинной связи между известными фактами.

Диагностические исследования помогают выяснить фактическое состояние объекта (исправен ли механизм взрывателя, не подвергалась ли пломба повторному обжиму после вскрытия), установить его про­шлый вид (прочитать заводской номер, выбитый на пистолете и уда­ленный преступниками). Диагностические исследования нередко пред­шествуют идентификационным. Так, прежде чем отождествить объект по следу, эксперт определяет его пригодность для идентификации, вы­ясняя, какие признаки в нем отобразились, каково было фактическое состояние объекта в момент следообразования и др.

При диагностическом анализе следов, обнаруженных на месте про­исшествия, возможно установление обстоятельств преступного собы­тия. По следам можно восстановить механизм такого события или его отдельные элементы, выяснить очередность образования следов и на этой основе определить последовательность действий преступника. Например, по форме, состоянию и дислокации пятен крови удается оп­ределить: место причинения повреждений потерпевшему, в какой позе он был, где находилось его тело, в каком оно было положении и т.п. По следам выстрела устанавливают его направления и дистанцию.

41

К диагностическим относятся и те исследования, которые связаны с анализом взаимосвязей между произведенными действиями и насту­пившими вредными последствиями.

Определение причинной связи может осуществляться разноплано-во. Во-первых, это установление по следствию его причины: напри­мер, от чего произошло возгорание шерсти на складе? Во-вторых, вы­яснение причинной связи между известным действием и известным следствием. Например, находятся ли в причинной связи действия субъекта, неосторожно обращавшегося с токсичными либо радиоак­тивными веществами, с фактом поражения конкретных лиц. И, нако­нец, установление причинной связи целесообразно, когда действия произведены, но опасные последствия еще не наступили. Здесь необ­ходимо определить их характер, в частности, создавало ли опасность для окружающих хранение в тонкостенном металлическом пенале не­скольких ампул с радиоактивным цезием.

Процесс криминалистической диагностики состоит из нескольких стадий. Вначале изучаются признаки объекта (явления, события) по его отображениям или в натуре. Затем на основе вывода о характери­стиках (свойствах) объекта или условиях протекания события прово­дится сопоставление с типичными ситуациями (типовой моделью) по­добного преступного события. Это позволяет уяснить, какие законо­мерности проявились в данном случае, объяснить имеющиеся отклоне­ния от типового варианта. В итоге делается вывод о причинах явления, механизме события, свойствах объекта. Так, комплексный диагности­ческий анализ всей совокупности следов позволяет выяснить динамику дорожно-транспортного происшествия: скорость и направление движе­ния транспортных средств до момента их столкновения; место, линию, угол и динамику столкновения автомобилей, характер их последующе­го перемещения и др.

Криминалистические идентификация и диагностика активно ис­пользуются в раскрытии и расследовании преступлений в качестве эф­фективных методов установления истины по уголовным делам.

4. Процесс идентификационного исследования

В каждом идентификационном процессе, связан­ном с решением вопроса о тождестве, независимо от вида экспертизы можно выделить три стадии:

1) раздельное исследование;

2) сравнительное исследование;

3) оценка результатов сравнительного исследования.

В ряде случаев в процессе идентификации выделяется стадия пред­варительного исследования (экспертного осмотра), включающая подго­товительные работы: наличие необходимого для идентификационного

исследования материала; правильность процессуального оформления; оценка количества представленных материалов и пригодности их для проведения исследования.

Задача раздельного исследования - - выделить наибольшее количество идентификационных признаков каждого из сравниваемых объектов, изучить его идентификационное поле. Идентификационные признаки искомого и проверяемого объекта изучаются по его отобра­жениям, проверяемого объекта — непосредственно или по специально изготовленным отображениям (образцам), полученным в условиях, максимально приближенных к условиям образования следов искомого объекта.

Задача сравнительного исследования состоит в сопоставлении вы­явленных идентификационных признаков, присущих каждому объекту, и установлении совпадающих и различающихся из них. Как при нали­чии, так и при отсутствии тождества в любом сравнительном исследо­вании обнаруживаются как совпадающие, так и различающиеся при­знаки, так как тождество реальных объектов содержит некоторые несуще­ственные отличия, а разные объекты могут быть в чем-то и сходными.

Сравнение идентификационных признаков в обоих объектах долж­но вестись в направлении от общих признаков (в том числе группо­вых, классификационных) к частным. Это необходимо для того, чтобы при обнаружении существенных различий сразу исключить данный объект из проверяемых. Сравнительное исследование должно быть вы­полнено в полном объеме и с учетом всех выявленных признаков, так как именно их сопоставление позволяет сделать вывод о тождестве.

Завершающей и наиболее ответственной стадией идентификацион­ной экспертизы является оценка результатов сравнительного исследо­вания. Выявленные комплексы совпадающих и различающихся иден­тификационных признаков оцениваются с точки зрения их закономер­ности, значимости. Если закономерным, значимым является комплекс совпадающих признаков, есть основания сделать вывод о тождестве сопоставляемых объектов; если значителен и закономерен комплекс различающихся признаков, результат сопоставления будет отрицатель­ным. Особое внимание уделяется различающимся признакам. Необхо­димо установить идентификационную значимость, устойчивость, неза­висимость каждого признака в отдельности и определить, не обуслов­лено ли его происхождение изменениями самого идентифицируемого объекта, его состояния или результатом специально принятых преступ­ником маскировочных мер. Если различающиеся признаки незначи­тельны, то переходят к рассмотрению совпадающих признаков. Если комплекс совпадающих признаков не исключает их повторяемости, де­лается вывод о сходстве или однородности сопоставляемых объектов.

42

43

Вывод о тождестве объектов может быть сделан только на основании индивидуального (неповторяющегося) комплекса идентификационных признаков.

Так, например, в процессе исследования следов качения пневмати­ческой шины и рисунка беговой дорожки протектора проверяемого ко­леса выявляются не только совпадения элементов следов качения по ширине беговой дорожки, типу и виду рисунка, размерам и форме, но и по размерам'отдельных элементов рисунка (длине и ширине высту­пов, длине краев и величине углов, по радиусам закруглений) и дру­гим признакам.

Результат экспертного идентификационного исследования может быть категоричным (устанавливающим тождество или различие объекта) и вероятностным. Последний делается экспертом в том случае, если комплекс идентификационных признаков недостаточен для категоричного вывода. Вероятностный вывод экспертизы сам по себе, взятый изолированно, не имеет доказательственного значения, однако может широко использоваться в тактическом и оперативно-ро­зыскном отношениях. Вероятностный характер заключений экспертов часто обусловлен несовершенством существующих методов исследова­ния. В то же время вероятностное заключение эксперта будет иметь значение в совокупности с другими доказательствами (например, веро-ятностый вывод о причинении повреждений одежды представленным на экспертизу ножом будет иметь доказательственное значение в сово­купности с результатами исследования крови или волокон на его по­верхности).

Оценочные методы могут получить дальнейшее развитие при сис­темно-структурном подходе к результатам исследования сложных объ­ектов, к которым относятся и объекты идентификации. Каждый реаль­ный объект представляет собой сложное целое и имеет определенное строение. В идентификации в понятие сложного объекта входят следо-образующий и следовоспринимающий объекты, как два компонента системного следообразования. Механизм следообразования включает , не только механизм воздействия следообразующего объекта, но и ме­ханизм реакции следовоспринимающего объекта. Реакция последнего зависит от особенностей внешнего и внутреннего строения обоих ком­понентов системы следообразования, способа и интенсивности воздей­ствия следообразующего объекта.

Следообразование по природе воздействия факторов может быть не только результатом механического (контактного) взаимодействия объ­ектов, но и их химического и других видов взаимодействия. В этом случае при исследовании материалов и веществ важным источником информации являются их строение, состав и структура. Большинство материальных образований представляют собой сложную систему ком-

понентов разной природы и происхождения. Поэтому процесс их ис­следования носит комплексный характер. Например, исследование уча­стков местности носит многопрофильный характер, так как почва представляет собой сложный многокомпонентный объект, включаю­щий геологические, ботанические, химические и иные вещества. При исследовании почвенных зон с определенным типом почвы обычно выявляются морфологические свойства и признаки вещества, а имен­но: строение, состав, структура, содержание органических веществ, на­личие и природа разнообразных включений или новообразований. В каждом слое или срезе почвы имеется свой специфический набор эле­ментов, их композиция, а также связи и отношения между элементами на каждом уровне исследования. Именно такие комплексы различных видов почв, сплавов металлов, пищевых продуктов могут быть типич­ными по своему составу и соотношениям, а непосредственные связи между элементами и признаками каждого вещества и материала будут типовыми. На этой основе можно выявить закономерности формирова­ния свойств элементов и их признаков в процессе исследования ве­ществ и материалов.

Таким образом, для развития теории криминалистической иденти­фикации в настоящее время важен системно-структурный подход, подчеркивающий комплексный характер исследования криминалисти­ческих объектов. Отправной задачей экспертных исследований долж­но быть накопление и систематизация данных о типичных структурах идентификационного исследования материалов и веществ. Приведение идентификационных признаков в систему повысит категоричность выводов эксперта, ибо система будет соответствовать реальным отно­шениям объектов идентификационного исследования.

ГЛАВА 4

^ ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ

1. Виды следственных ситуаций и анализ классификационных разновидностей

Практической деятельности следователя, про­изводству им процессуальных, организационно-подготовительных, ро­зыскных и других действий, как правило, предшествуют анализ исход­ных данных и оценка конкретной ситуации по уголовному делу с по­следующим принятием соответствующих решений. Однако процессы принятия и практической реализации этих решений сопряжены с пре­одолением существенных трудностей, все многообразие которых мож­но свести к четырем разновидностям:

1) логико-познавательные барьеры, связанные с полным или частичным отсутствием данных о различных обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и об источниках полу­чения этой информации (проблемные трудности или барьеры);

44

45

2) препятствия тактико-психологического характера, выражающиеся в противодействии подозреваемых и обвиняемых, за­нимающих негативную позицию, а также недобросовестных свидете­лей и потерпевших планам и намерениям следователя, направленным на всестороннее, полное и объективное расследование преступлений (препятствия конфликтного характера);

3) тактико-управленческие трудности, обусловленные слож­ным вероятностным характером выбора следователем одного из воз­можных способов своих действий, каждый из которых не только не га­рантирует достижения намеченной цели, но даже и не исключает рис­ка наступления дополнительных негативных последствий (трудности тактического риска);

4) организационно-управленческие трудности, заключаю­щиеся в недостатке времени, сил, средств, неупорядоченности процес­са раскрытия преступлений, отсутствии системы взаимодействия сле­дователя и других участников расследования (организационная неупо­рядоченность).

В практической деятельности все перечисленные четыре группы трудностей чаще всего встречаются не изолированно друг от друга, а в виде различных сочетаний и комбинаций, составляя пятую комбини­рованную группу существенных трудностей. Для их преодо­ления в распоряжении следователя имеются определенные силы и средства: информационные, логико-психологические, тактико-методи­ческие, материально-технические, временные и другие, как уже нахо­дящиеся в его распоряжении, так и те, которые могут быть привлече­ны. Именно в зависимости от соотношения трудностей, противостоя­щих следователю, и совокупности ресурсов, находящихся или допол­нительно привлеченных в его распоряжение, возникают простые или сложные следственные ситуации.

Таким образом, в случаях отсутствия или несущественности ин­формационных, тактических, психологических и иных трудностей и наличия в распоряжении следователя достаточных возможностей по их быстрому и успешному преодолению создаются благоприятные усло­вия и обстановка расследования, возникают простые следственные си-* туации. Наиболее значительными чертами простых ситуаций являются непроблемность, бесконфликтность, отсутствие тактического риска и организационной неупорядоченности. Однако отсутствие этих сущест­венных трудностей не обусловливает простоту принятия и реализации решений. По любому уголовному делу следователю приходится пре­одолевать различные препятствия. Но они, в отличие от перечислен­ных выше существенных трудностей, как правило, преодолеваются на­личными ресурсами, уже находящимися в распоряжении следователя.

46

Так, логико-познавательные трудности непроблемного характера обыч­но преодолеваются путем простого и последовательного информаци­онного развертывания исходной информации; необъективность пози­ции, занимаемой подозреваемым (обвиняемым), устраняется либо пу­тем его убеждения, либо предъявлением имеющихся доказательств; ошибка в выборе оптимального способа действий сводится к миниму­му, поскольку среди возможных вариантов решения имеется хотя бы один, гарантирующий благоприятный исход. Что же касается органи­зационно-управленческих трудностей, то в простых ситуациях они обычно преодолеваются в силу своей незначительности без привлече­ния дополнительных сил и средств и без кардинального* изменения структуры расследования.

Но при неправильном производстве следственных или иных дейст­вий, а также под воздействием некоторых отрицательных факторов простая ситуация может трансформироваться в сложную. Особенно чувствительны к подобным негативным изменениям ситуации тактиче­ского риска и конфликтные. Так, при неумелом производстве очной ставки подозреваемый, узнав о негативном поведении сообщника, мо­жет отказаться от ранее данных правдивых показаний и избрать конф­ликтную позицию. Но в подавляющем большинстве простых ситуаций следователь находит правильное решение и, преодолевая несуществен­ные трудности, успешно его реализует.

Иное положение складывается, когда расследование существенно затруднено отсутствием надежных источников информации и доста­точных данных об элементах предмета доказывания, противодействи­ем следователю со стороны обвиняемых и других конфликтующих с ним лиц, отсутствием абсолютно надежных способов и средств дости­жения целей, нехваткой времени, сил и ресурсов или их неправильным распределением. Возникающая при этом неблагоприятная обстановка ведет к образованию сложных, следственных ситуаций.

В зависимости от количества, характера и содержания формирую­щих негативных 'факторов (трудностей, барьеров) все сложные следст­венные ситуации можно дифференцировать на пять классификацион­ных групп: проблемные, конфликтные, тактического риска, организа­ционно-неупорядоченные и комбинированные.

Лежащие в основе проблемных, конфликтных, тактического риска и организационно-неупорядоченных ситуаций комплексы существен­ных трудностей значительно отличаются друг от друга.

Проблемность в процессе расследования возникает при отсутствии достаточных сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению но делу, и прежде всего об элементах предмета доказывания. В про­блемных ситуациях у следователя нет надежного способа (программы)

47

поиска источников (носителей) информации и получения доказа­тельств. Наиболее острые проблемные ситуации чаще всего возникают при установлении личности виновных или самого преступного собы­тия. Независимо от категории уголовного дела и криминалистической характеристики преступления, образующиеся в процессе расследова­ния проблемные ситуации всегда имеют одну и ту же структуру: сово­купность неполных, недостаточных сведений и противостоящее им не­известное искомое, а также возникающее между этими двумя компо­нентами специфическое познавательное отношение логического проти­воречия, основанное на остром недостатке информации.

По делам об убийствах, разбойных нападениях, грабежах, кражах и многих других преступлениях, учитываемых и регистрируемых по ли­нии уголовного розыска, проблемные ситуации, как правило, возника­ют при установлении личности виновных. По делам о хищениях, со­вершенных руководителями, должностными и материально ответствен­ными лицами в предприятиях и организациях, большинству других преступлений в сфере экономики основную трудность составляет вы­явление самих фактов (событий) общественно опасных деяний, как правило, хорошо замаскированных и носящих латентный характер. При этом надо иметь в виду, что при раскрытии некоторых преступле­ний в сфере экономики, таких, например, как фальшивомонетничество, главная трудность возникает при установлении виновных лиц, тогда как по некоторым разновидностям убийств и изнасилований наиболь­шие сложности образуются при установлении события (факта) обще­ственно опасного деяния.

В связи с изложенным можно прийти к выводу о том, что проблем­ная ситуация — это противоречие между знанием и незнанием, свое­образное соотношение между известным и неизвестным по делу, при котором искомое (доказываемое обстоятельство) не дано и сведения о нем непосредственно не содержатся в исходных данных, однако уже установленные факты в какой-то мере ограничивают и направ­ляют nout.: возможного решения.

Если в проблемных ситуациях главную «зону неопределенности» составляют неизвестные элементы предмета доказывания, а также вспомогательные (промежуточные) факты, fTO в конфликтных ситуаци­ях эта зона охватывает иные обстоятельства — действительные планы и намерения, подлинную тактическую позицию соперничающей сторо­ны. Важнейшей особенностью конфликтных ситуаций является такти­ческое противодействие следователю со стороны обвиняемых, подо­зреваемых, свидетелей и потерпевших, занимающих негативные пози­ции, которое усугубляется незнанием намерений соперничающей сто­роны. Таким образом, сущность конфликтных ситуаций составляют

48

два конфликтогенных фактора: соперничество сторон, имеющих не­совпадающие интересы, и обстановка неопределенности в отношении планов и намерений хотя бы одной из этих сторон.

Конфликтную ситуацию в расследовании можно определить как особое состояние системы межличностных отношений двух или бо­лее участников уголовного процесса, имеющих несовпадающие интере­сы и стремящихся к достижению различных целей в условиях инфор­мационной неопределенности, возникающей в связи с планами и наме­рениями соперничающей стороны. При этом каждая из сторон для большей эффективности собственных действий должна замаскировать свою подлинную позицию и проникнуть в замыслы другой*

К конфликтным ситуациям по многим своим признакам близки г<-туации тактического риска. В практической деятельности они доволь­но часто встречаются в сочетании друг с другом. Однако и в «чистом» виде ситуации тактического риска возникают в процессе расследова­ния. Их самостоятельный характер объясняется воздействием еще од­ной разновидности информационной неопределенности, которая обус­ловливает множество возможных результатов избранного следовате­лем способа действий. Важнейшей характеристикой ситуации тактиче­ского риска является отсутствие среди множества решений абсолютно надежного, обязательно ведущего к намеченной цели. Поэтому даже в случае принятия наиболее оптимального решения всегда остается ве­роятность наступления неудачного исхода выбранного следователем способа действий. Ситуации тактического риска возникают, как прави­ло, лишь тогда, когда невозможно отказаться от решения конкретной задачи без реальной опасности причинения еще большего ущерба це­лям расследования, в то время как для их достижения отсутствуют га­рантированные способы действий. Решение следователя, принятое в условиях тактического риска, может оказаться не только недостаточно надежным, но даже и ошибочным и не только не приведет к намечен­ной цели, но и причинит определенный вред расследованию. Однако и отказ от принятия и реализации ненадежного решения может причи­нить еще больший вред.

Несмотря на известное сходство с конфликтными ситуациями, рас­сматриваемая классификационная группа имеет целый ряд отличитель­ных свойств. Во-первых, решения, принимаемые следователем, не за­висят от решений тактического соперника и формируются вне конф­ликтного взаимодействия сторон, а нередко и в условиях отсутствия этого соперника (например, при осмотре места происшествия). Во-вто­рых, при неудачном разрешении ситуации тактического риска може^ возникнуть конфликтная ситуация (так, в процессе предъявления для опознания свидетелю или потерпевшему неопознанный, но в действи-

49

тельности совершивший преступление подозреваемый переходит на негативную позицию, отказывается от ранее данных показаний и ока­зывает активное противодействие следователю). В-третьих, результат реализации правильного решения зависит от правильного выбора и действий самого следователя, а не от поведения другой стороны. В-четвертых, если в конфликтной ситуации стороны стремятся про­никнуть в скрываемые планы и намерения соперников, то в ситуации тактического риска позиция противостоящей стороны известна. В-пя­тых, в ситуации тактического риска важную роль играет случай.

Ситуацию тактического риска можно определить как специфиче­ское соотношение между возможными способами действий следова­теля, направленными на достижение цели и негарантированными ре­зультатами их реализации.

Четвертая разновидность сложных следственных ситуаций — орга­низационно-неупорядоченные ситуации. Они обусловлены целым ря­дом управленческих и организационных трудностей, таких, как чрез­мерная нагрузка следователя, отсутствие эффективного планирования и системы взаимодействия в процессе расследования, плохое обеспече­ние транспортом, связью, необходимыми помещениями и т.д. Большое значение имеет также и правильная, учитывающая конкретные усло­вия организационная структура и форма расследования — единолич­ное следствие, следственная и следственно-оперативная группы. Разу­меется, на возникновение организационно-неупорядоченных ситуаций значительное воздействие оказывают и субъективные качества следо­вателей и взаимодействующих с ним лиц. Прежде всего такие, как низкий профессиональный уровень, отсутствие организаторских дан­ных и должной коммуникабельности, недостатки в волевой и исполни­тельской сферах деятельности, другие негативные личностные свойства.

На возникновение организационно-неупорядоченных ситуаций вли­яют как позитивные, так и негативные факторы, находящиеся за рам­ками конкретных уголовных дел. Организационно-неупорядоченные ситуации чаще всего возникают (или степень их остроты существенно возрастает), когда расследование осуществляется в условиях проблем­ных, конфликтных и тактически рискованных ситуаций. При этом ор­ганизационные трудности особенно усиливаются на этапах раскрытия преступлений, когда следователям приходится преодолевать барьеры и препятствия проблемного характера.

Таким образом, организационно-неупорядоченная ситуация — это специфическое соотношение существенных организационно-управлен­ческих трудностей процесса расследования и недостаточных для их преодоления объективных ресурсов и субъективных возможностей следователя и взаимодействующих с ним лиц.

50

Следующая, пятая классификационная группа сложных следствен­ных ситуаций носит своеобразный «смешанный» характер. Им одно­временно или в различных сочетаниях могут быть присущи черты проблемное™, конфликтности, тактического риска и организационной неупорядоченности, поэтому данную разновидность можно опреде­лить как комбинированные ситуации.

Сочетание неблагоприятных факторов, комбинированный характер сложных ситуаций затрудняют раскрытие преступлений, создают до­полнительные препятствия в процессе расследования. Однако главную трудность составляют не количество неблагоприятных факторов в раз­личных сочетаниях, а их качественные, содержательные показатели: степень риска, уровни проблемности, конфликтности или организаци­онной неупорядоченности. Именно эти характеристики и определяют остроту сложной следственной ситуации. Поэтому нельзя считать, что преодоление комбинированных ситуаций обязательно связано с боль­шими трудностями, чем преодоление какой-нибудь одной разновидно­сти сложных следственных ситуаций, но характеризуемой повышен­ной степенью остроты, которая и является основным показателем си­туационной сложности. Разумеется, нередко и количественный фактор может существенно затруднить процесс разрешения комбинированных ситуаций. В этих случаях интеграция нескольких ситуаций дает новое качество — повышенную сложность процесса расследования.

2. Общее понятие следственной ситуации и ее логико-криминалистическое исследование

Аналитическое рассмотрение всех выделенных ра­нее классификационных разновидностей позволяет сформулировать и общее понятие следственной ситуации. В криминалистической литера­туре она характеризуется чаще всего как совокупность данных, сумма информации, как картина, отражающая процесс расследования. Эта не­сомненно перспективная позиция в той или иной степени связана с модельным, информационным подходом к исследуемому понятию. Раскрывая и расследуя преступления, воздействуя на реальные объек­ты, проводя практические действия и мероприятия, постоянно имея де­ло с носителями фактических данных, взаимодействуя с оперативными работниками, экспертами и специалистами, следователь тем не менее вынужден непосредственно руководствоваться в процессе своей дея­тельности информационными моделями, с большей или меньшей адек­ватностью отражающими реальную ситуацию по уголовному делу. Хо­тя следователь фактически действует в реальной обстановке, в окружа­ющей его объективной среде, это еще не дает основания называть именно эту обстановку следственной ситуацией. Не подлежит сомне-

51

нию, что, прежде чем приступить к любой рациональной деятельно­сти, следователь стремится получить хотя бы минимум информации о существенных чертах внешней среды, проанализировать эти данные и создать адекватную модель реального положения по делу. Именно по­этому в психологии, педагогике, теории принятия решений, других на­учных дисциплинах твердо считают, что под ситуацией, на базе кото­рой необходимо принять соответствующие решения, необходимо по­нимать не внешнюю ситуацию, а ситуацию для субъекта, т.е. инфор­мационную модель реальной ситуации. Видимо не случайно Гегель от­мечал, что доказывание — есть вообще опосредствованное познание.

Ретроспективная направленность расследования, его преимущест­венно информационный характер, постоянный поиск доказательств, особенность их формирования и использования, важная роль версион-ньгх и рефлексивных методов предопределили широкое применение информационных моделей объектов познания. При этом многие моде­ли реальных ситуаций, особенно те из них, которые создаются в усло­виях недостатка информации, не всегда адекватны действительности, что серьезно усложняет работу следователя, снижает ее эффектив­ность. Формируя различные решения по уголовным делам, выдвигая версии, проводя тактические операции и приемы, отдельные процессу­альные и розыскные действия, следователь непосредственно исходит не из реальной ситуации (хотя это и представлялось бы оптимальным), а из ее информационной модели, из того, что отражено в его сознании и стало базой для дальнейшей деятельности. Создание информацион­ных моделей реальных ситуаций расследования является объективной необходимостью процесса расследования, одной из закономерностей следственного (судебного) познания.

Что касается типовых следственных ситуаций, то модельно-инфор-мационный подход здесь не только очевиден, но и единственно возмо­жен. И действительно, типовые следственные ситуации являются ре­зультатами ситуационного обобщения определенной категории уголов­ных дел и построения типовых моделей, описывающих существенные признаки, общие для определенной классификационной группы конк­ретных ситуаций. В литературе по кибернетике и теории управления подчеркивается, что метод ситуационного моделирования наиболее эф­фективен для успешного нахождения надежных решений в конкрет­ных практических ситуациях. Этот метод становится ведущим в кри­миналистике, поскольку позволяет успешно решать наиболее сложные вопросы раскрытия преступлений.

Модельный подход не умаляет, а наоборот, подчеркивает первич­ность реальных ситуаций, необходимость их адекватного отражения, творческого исследования и оптимального преобразования. Поэтому

52

информационные модели реальных ситуаций (как простых, так и сложных) и будут называться в дальнейшем следственными ситуация­ми, в отличие от реальных ситуаций, процесса расследования, которые существуют в действительности и носят внешний по отношению к со­знанию следователя характер. Конечно, было бы крайне желательно, если бы реальные ситуации расследования и следственные ситуации были бы адекватны и полностью совпадали друг с другом. Но, к сожа­лению, это бывает далеко не всегда, и именно эта неадекватность, осо­бенно если она значительна, и составляет основную методологическую сложность процесса расследования преступлений.

Таким образом, следственная ситуация — это мысленная динами­ческая модель, отражающая информационно-логическое, такти­ко-психологическое, тактико-управленческое и организационно-струк­турное состояние, сложившееся по уголовному делу и характеризую­щее благоприятный или неблагоприятный характер процесса рассле­дования.

Наиболее важной характеристикой следственных ситуаций являет­ся их адекватность реальным ситуациям расследования, правильность отражения в мышлении действительной обстановки по уголовным де­лам. Соответствие информационных моделей оригиналу — важнейший аспект практической деятельности. Однако сложность и неоднознач­ность информационных процессов расследования, поступление проти­воречивых и ложных сведений предопределяют возможность образова­ния следственных ситуаций как достоверного, так jj^ вероятностного типа.. При возникновении второго типа ситуаций следователь может принять ошибочные решения. Поэтому в начале расследования при не­достатке информации приемлемым может быть адекватное отражение лишь таких основных свойств реального процесса расследования, как проблемность, конфликтность, тактический риск, организационная не­упорядоченность, или, наоборот, установление того, что указанные вы­ше черты отсутствуют. Лишь после правильного определения соответ­ствующей разновидности следственной ситуации можно перейти к ее более детальному исследованию, разработке и реализации оптималь­ных решений.

Возможны следующие основные варианты отношений между ре­альными ситуациями и их информационными моделями:

1) реальная сложная ситуация правильно отражена в сложной след­ственной ситуации и ее основных разновидностях;

baran-dedushka-anton-i-babushka-pelageya-8.html
baranov-a-m-shvarev-i-m-aviacionnaya-meteorologiya-m-transport-1985-262-s-atmosfera-standartnaya-parametri.html
baranov-filipp-grigorevich-v-s-krutov-glavnij-redaktor.html
baranovskij-egor-ivanovich-glavnoe-arhivnoe-upravlenie-pri-sovete-ministrov-sssr.html
barbara-vudhauz-trudnie-sobaki.html
bardiya-i-ego-ubijstvo-kambizom-2008-riza-shabani-kratkaya-istoriya-irana-sankt-peterburg.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/markus-volf-druzya-ne-umirayut-moskva-mezhdunarodnie-otnosheniya-2004-stranica-13.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizacionno-pravovaya-deyatelnost-tovarishestva-sobstvennikov-zhilya-kaskad.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-po-zaprosu-kotirovok-cen-na-postavku-izdanij-dlya-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-g-irkutska-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/podvodya-itogi-sekretar-pervij-s-kem-vstrechaetsya-posetitel-prihodya-v-firmu-uchrezhdenie-organizaciyu-predpriyatie.html
  • klass.bystrickaya.ru/645-proektirovanie-dialogovogo-okna-6-razrabotka-prilozhenij-v-microsoft-office.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-i-mandatnij-izbiratelnij-okrug-3-svedeniya-o-vidvinutih-i-zaregistrirovannih-kandidatah-v-deputati-predstavitelnogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-8-klassa-bazovij-uroven-kuchebniku-russkij-yazik-8-klass-avtori-s-g-barhudarov-s-s-kryuchkov-l-yu-maksimov-bazovij-uroven.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-uchastiya-v-olimpiadah-konferenciyah-konkursah-po-iniciative-vuzov-goroda-regionov-gorodov-rossii-olimpiadi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-povestvuet-ob.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-kniga-irvinga-gofmana-predstavlenie-sebya-drugim.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-tehnicheskih-voprosov-mini-lekciya-shou-pokaz-svinok-nachalo-blagotvoritelnoj-loterei-v-pomosh-zoosadu-feniks-10-30-stranica-12.html
  • writing.bystrickaya.ru/izbiratelnaya-sistema-v-altajskom-krae-chast-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/poezd-otpravlyaemij-so-stancii-obsluzhivaetsya-mashinistom-v-odno-lico-obespechte-bezopasnij-propusk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologo-pedagogicheskaya-priroda-aktivnoj-poznavatelnoj-pozicii-uchashihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalog-na-imushestvo-predpriyatij-chast-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-xiv-zaklyuchitelnie-polozheniya-statya-celi-i-zadachi-trudovogo-zakonodatelstva-celyami-trudovogo-zakonodatelstva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-idti-na-risk-stranica-11.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-diplomnayarabot-a-tema-dopros-podozrevaemogo-i-obvinyaemogo-.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-valyutno-kreditnie-otnosheniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poslushajte-nashu-kuricu-induistskaya-tradiciya.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-carstva-gruzinskogo-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neprerivnaya-zavisimost-resheniya-ot-nachalnih-uslovij.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursi-i-semestr-shimkent-2014.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-issledovanie-operacij-dlya-specialnosti-010502-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-programma-rassmotrena-na-zasedanii-kafedri-prikladnoj-matematiki-i-ekonomiko-matematicheskih-metodov.html
  • crib.bystrickaya.ru/ivsovmestnie-rekomendacii-vois-po-ohrane-znakov-v-internete-vsemirnaya-organizaciya-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-g-baranec-metamorfozi-etosa-stranica-20.html
  • studies.bystrickaya.ru/franchajzing.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/regionalnaya-programma-razvitiya-konkurencii-v-orenburgskoj-oblasti-soderzhanie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihoterapii-per-s-angl-spb-izdatelskij-dom-yuventa-m-ksp-2000-512-s-isvn-5-87399-097-2-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ochet-o-realizacii-programmi-v-dvuhletnem-periode-2000-2001-gg-dokument-podgotovlen-sekretariatom-stranica-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-zanyatij-fizkulturno-ozdrovitelnoj-gruppi-muzhchin-50-60-let.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vistuplenie-yulii-nikolaevni-berezinoj-koordinator-sao-ot-moskovskogo-doma-obshestvennih-organizacij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ivariacii-pri-domestikacii-a-a-boev-predsedatel.html
  • books.bystrickaya.ru/byudzhetirovanie-kak-instrument-finansovogo-planirovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-chislennie-metodi-modelirovaniya-processov-i-apparatov-promishlennoj-teploenergetiki-cikl.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.