.RU

А. Л. Журавлев директор Института психологии ран - страница 4


30. В лаборатории психологии и психофизиологии творчества подготовлена коллективная работа «Интеллект, творчество и формирование личности в современном обществе: Сборник тезисов Всероссийской Школы молодых ученых «Педагогические, психологические и культурологические принципы и методы воспитания молодых исследователей в условиях высокотехнологичной экономики, 29 сентября – 3 октября 2010 г., Москва» (научные редакторы - А.Л. Журавлев и Т.Н. Ушакова при активном участии Д.В.Ушакова).
Материалы Всероссийской Школы молодых ученых подготовлены при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры России на 2009-2013 годы», содержание которой было изложено в разделе II данного научного отчета. Проанализированы факторы и механизмы формирования интеллектуальной и творческой личности, способной развивать современные исследовательские технологии в условиях высокотехнологичной экономики.

31. На базе лаборатории психологии развития ИП РАН в издательской серии «Труды молодых ученых ИП РАН» подготовлен сборник научных трудов «Психологические исследования: Выпуск 5» (ответственные редакторы А.Л. Журавлев и Е.А. Сергиенко).

Пятый выпуск традиционно составили статьи выпускников факультета психологии ГАУГН, победившие в конкурсе дипломных работ за 2009 год, работы аспирантов, соискателей и молодых ученых ГАУГН и ИП РАН (8 статей). В книгу включены также работы, написанные по материалам научных докладов, признанных лучшими на 3-й международной конференции молодых ученых «Психология- наука будущего» (16 статей), проходившей в ИП РАН 5-7 ноября 2009 г.

В исследованиях молодых ученых нередко реализуются неожиданные, оригинальные подходы к решению традиционных вопросов психологии. Важно и то, что сборники научных трудов молодых ученых способствуют осуществлению межпоколенной научной преемственности.

32. На базе лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН под редакцией Т.И.Артемьевой и А.Л.Журавлева подготовлена книга «Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (11-12 февраля 2010 г.)», в которой отражены наиболее значимые результаты работы коллектива сотрудников ИП РАН по направлениям научно-исследовательской, научно-организационной и научно-издательской деятельности в 2009 г.


^ Редакционно-издательская деятельность Института психологии

РАН: Итоги и перспективы

В начале этой части научного отчета целесообразно представить фактологическое состояние редакционно-издательской деятельности ИП РАН в 2010 г.

За 2010 год издательством «Институт психологии РАН» подготовлено и издано 24 книги сотрудников ИП РАН общим объемом 572 печатных листа, из них 13 книг — в твердом переплете и 11 — в обложке. То есть общее число и объем отдельных изданий сотрудников ИП РАН в 2010 г. полностью соответствуют показателям трех последних лет (2007-2009 гг.). Если Институт уже четвертый год повторяет свои показатели – 24-25 научных изданий сотрудников, то это уже закономерность, причем достоверная и устойчивая.

В 2010 г. книги издавались по 14-ти сериям, а распределение числа книг по этим сериям свидетельствует о более-менее равномерном характере издательской деятельности ИП РАН.

В отчетном году основана одна новая серия «Фундаментальная психология — практике», однако, по двум из ранее практиковавшихся серий («Достижения в психологии» и «Выдающиеся ученые ИП РАН») не было ни одного издания. Все это в дальнейшем потребует организационных усилий со стороны руководства ИП РАН.

Таким образом, в 2010 г. сложилась принципиально новая ситуация: удалось опубликовать 24 книги без привлечения средств из госбюджета Института, а 12 из них были напечатаны с частичным привлечением средств, полученных в результате коммерческой деятельности по продаже книг, и две — полностью за счет прибыли ИП РАН. Вместе с тем, именно из-за недостатка средств не удалось издать две книги из серии «Достижения в психологии» и одну из серии «Труды ИП РАН», которые редакционно-издательским отделом Института были полностью подготовлены к печати.

Вопрос о финансировании книг, включенных в проект плана 2011 г., пока остается открытым. В этой связи предполагается следующее: 1) возможно резервировать в бюджетах исследовательских грантов финансы на издание книг по итогам научно-исследовательской работы; 2) при организации конференций, поддержанных российскими фондами, желательно планировать больший, по сравнению с традиционным, объем средств для издания научных трудов конференции; 3) в отдельных случаях привлекать для издания средства авторов или спонсоров; 4) предусмотреть возможность электронных публикаций как препринта бумажных изданий книг ИП РАН.

^ Сложности и недостатки редакционно-издательской деятельности ИП РАН. Наряду с финансовым, остается актуальным вопрос о рецензировании и научном редактировании представляемых в РИО ИП РАН материалов, особенно коллективных работ. Необходимо повысить ответственность научных редакторов за качество рукописей. Нередко приходится сталкиваться с недостаточно доработанными текстами, неприемлемым стилем изложения, неточностями в оформлении экспериментальных данных в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков и т.п. Сборники научных трудов могут иногда включать отдельные материалы (статьи или тезисы), выбивающиеся из основной совокупности по стилю, качеству материала, характеру изложения и оформления. В силу этого сотрудники РИО ИП РАН вынуждены заниматься несвойственной им деятельностью, направленной на исправление авторских недочетов, и выполнять работу, ответственность за которую несет автор.

В этой связи предлагается усилить контроль за готовностью рукописей на этапе их приемки в РИО, по меньшей мере, по формальным признакам (оформление рисунков, таблиц и т.п., библиографических ссылок, уровней заголовков и т.д.). Требования к представляемым рукописям были ранее разработаны, поэтому остается их только соблюдать. Составители и ответственные редакторы коллективных работ - сборников статей и тезисов докладов должны заранее информировать потенциальных авторов об этих правилах и открыто отказываться от неправильно оформленных материалов, что является самой обычной международной практикой.

К сожалению, РИО не удалось добиться более равномерного поступления рукописей, и это привело к тому, что 40% всех научных изданий 2010 г. пришлись на IV квартал, хотя для этого были и объективные причины - большая плотность конференций в III и IV кварталах. Для повышения ритмичности издательской деятельности необходимо спланировать такой график публикаций, который бы исключал сохраняющиеся пока авральные ситуации.

Целесообразно сформулировать и некоторые другие предложения по развитию редакционно-издательской деятельности ИП РАН.

1) Проводить специально организованный отбор научных публикаций, по результатам которого победители получили бы право на полное финансирование изданий за счет прибыли ИП РАН (3 книги в год).

2) Доработать правовое обоснование возможности широкой реализации оцифрованных книг ИП РАН. Спрос на такие книги есть и сами электронные версии книг уже подготовлены. Подобный канал реализации книг позволит добиться более широкого их распространения и получить дополнительные финансы для издания новых книг.

3) В течение 2011 г. крайне важно обновить материально-техническую базу (технику и программное обеспечение РИО) ИП РАН, что положительно скажется на качестве производимой издательской продукции.

В завершение данного раздела научного отчета ИП РАН за 2010 г. целесообразно высказать несколько суждений, оценивающих состояние монографических работ и других крупных отдельных изданий сотрудников нашего Института.

Во-первых, научные издания подготовлены по самым разным уставным научным направлениям ИП РАН, хотя распределение числа и объема отдельных изданий по направлениям явно неравномерное. Тремя ведущими для ИП РАН направлениями исследований являются «Методология, теория и история психологии», «Общая и экспериментальная психология. Психология развития» и «Междисциплинарные исследования». Они же являются и самыми объемными по своей научной проблематике. Четыре других уставных научных направления – фактически отраслевые, то есть более частные, в психологической науке. Интересно, что аналогичное распределение отдельных научных изданий по уставным направлениям ИП РАН было характерно и для предыдущего 2009 г.

Во-вторых, уставные научные направления исследований не концентрируются в каких-то отдельных научных подразделениях ИП РАН, а основаны на монографических и других крупных работах, выполненных в разных лабораториях. Такое явление в целом было характерно для НИР ИП РАН и предыдущих лет. Кстати, оно относится в том числе к отраслевым научным направлениям в психологии, если анализировать производство отдельных научных изданий по направлениям «Психология современной личности», «Социальная, экономическая и организационная психология» и т.д. В этом и состоит смысл выделения таких научных направлений, которые фактически являются надлабораторными.

В-третьих, как и в предыдущие годы, можно по-прежнему констатировать неравномерный вклад разных лабораторий ИП РАН в производство отдельных научных изданий в 2010 г. Явно хороший показатель состоит в том, что научные издания производились девятью из 12-ти лабораторий ИП РАН, что составляет 75%. За последние отчетные годы этот показатель всегда был ниже, а иногда и значительно.

После реорганизации штатной структуры Института осень 2009 г. и образования принципиально разных по размеру лабораторий стало невозможным сравнивать успешность деятельности научных подразделений по количеству произведенных ими научных изданий в течение года, что ранее вполне допускалось и практиковалось, так как размеры лабораторий были более сопоставимыми. Однако при сравнении крайне важно учитывать не только размеры научных подразделений, но и объемные и тем более качественные характеристики произведенной научной продукции. Все это в совокупности составляет практически непреодолимые сложности. Во многом именно по этим причинам в РАН для сравнения продуктивности работы разных научных учреждений используется, в частности, такой показатель как среднее число научных сотрудников, приходящихся на одно отдельное научное издание, подготовленное в течение года в конкретном учреждении.

Учитывая сказанное, в 2010 г. этот показатель сохранился на прежнем уровне – 5 сотрудников, что подтверждается, как говорилось выше, уже четвертый год, и это очень хорошо.

По такому (тоже условному) показателю лаборатории ИП РАН по итогам отчетного 2010 г. можно распределить следующим образом:

в лаборатории психофизиологии имени В.Б.Швыркова (2 книги) одно научное издание в среднем было произведено шестью научными сотрудниками;

в лаборатории психологии труда (2 книги) и лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н.Дружинина (2 книги) – четырьмя научными сотрудниками;

в лаборатории психологии познавательных процессов и математической психологии (5 книг), лаборатории социальной и экономической психологии (3 книги), лаборатории истории психологии и исторической психологии (3 книги), лаборатории психологии посттравматического стресса (2 книги) – тремя сотрудниками;

в лаборатории психологии развития (4 книги), лаборатории психологии и психофизиологии творчества (5 книг) – двумя научными сотрудниками.

Следовательно, с учетом размеров научного подразделения, но без учета объемных и содержательных характеристик произведенных научных изданий легко можно увидеть наиболее продуктивно работавшие лаборатории в 2010 г. по показателю, рассматриваемому в данном разделе научного отчета.

Поставленные здесь вопросы являются несопоставимо менее сложными и значимыми по сравнению с главной проблемой, с которой столкнулось руководство ИП РАН в 2010 г. в организации редакционно-издательской деятельности – это полное отсутствие такой статьи в смете расходов, в соответствии с которой бухгалтерия ИП РАН имела бы право непосредственно оплатить производство научных изданий. Контролирующие комиссии со стороны государственных финансовых органов наложили запрет на использование финансов с тех статей бюджета ИП РАН, которые применялись в предыдущие годы, включая арендную смету. Пока же остаются ничтожно малые возможности, причем которые могут быть использованы лишь при строгом учете и соблюдении непрогнозируемых условий, которые еще должны сложиться определенным образом в нашем Институте.

Подготовка научных изданий в лабораториях и редакционно-издательская деятельность ИП РАН, сложившиеся за последние примерно 5-7 лет, относятся к тем достижениям нашего Института, которыми можно было гордиться. В настоящее время все это находится под реальной угрозой! В текущем году нам предстоит использовать то немногое, что возможно, но это не решит наши проблемы, поэтому главное – активно искать законные способы их решения.


^ Раздел VI. Развитие материально-технической базы научных

исследований и сайта ИП РАН

1. В 2010 г. сотрудниками лаборатории психологии познавательных процессов и математической психологии А.Н.Харитоновым при участии А.В.Жегалло и лаборатории психофизиологии имени В.Б.Швыркова В.В.Гавриловым был разработан «Аппаратно-программный комплекс (АПК) для сравнительного исследования значимых акустических событий у человека и животных». Достоинство разработанного АПК состоит в том, что он может быть легко перенастроен и использован для выполнения разнообразных экспериментальных исследований. Предусмотрена также возможность расширения его функций за счет дополнительных программных и аппаратных модулей.

2. В лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова разработан «Экспериментальный комплекс (клетка) для психофизиологических экспериментов на животных», авторами которого являются А.А Созинов, Р.Г. Аверкин, С.А. Казымаев, Ю.В. Гринченко и Ю.И. Александров.

Аспирант ИП РАН С.А. Казымаев подготовил к подаче в РОСПАТЕНТ заявку на патент под названием «Экспериментальная клетка для психофизиологических экспериментов». В ней описывается новое устройство для обучения животных и регистрации активности нейронов в свободном поведении, разработанное в лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова.

3. В той же лаборатории психофизиологии им. В.Б.Швыркова в 2010 г. О.Е. Сварник разработан и апробирован «Экспериментальный комплекс для исследования процессов приобретения оперантного питьевого поведения у крыс». Установка дает возможность исследовать закономерности реорганизации поведения и индивидуального опыта в зависимости от разной истории поведения.

2010 год характеризуется развитием материально-технической базы научно-психологических исследований практически по двум научным направлениям – психофизиологическому (научный руководитель – профессор Ю.И.Александров) и изучению психологических механизмов познавательных, в частности перцептивных, процессов (научный руководитель – профессор В.А.Барабанщиков). Судя по состоянию на предыдущий 2009 год, третьим научным направлением такого развития выступала психология невербальной коммуникации (научный руководитель – профессор В.П.Морозов).

Таким образом, если оценивать состояние развития материально-технической базы НИР по ИП РАН в целом за 2010 г., то целесообразно воспроизвести вывод прошлого года: умеренными словами, состояние стабилизировалось, а более резкими – законсервировалось. Явной причиной тому стала изменившаяся ситуация с финансированием РАН, а именно его снижение в 2009 и 2010 гг., что не позволило нашему Институту приобретать оборудование на прежнем уровне. Что же касается заявок на гранты по развитию материально-технической базы (МТБ) и их получения в российских научных фондах, то такое важное дело для научных сотрудников и финансовой службы Института в целом стало неблагоприятным. Деньги по грантам МТБ обычно поступали лишь к 4-му кварталу, и при этом они не могли быть переходными на следующий год, а их трата, учитывая обязательные конкурсные процедуры, превращалась в скоростную «гонку», в процессе которой легко допускать ошибки, вскрывавшиеся позднее контролирующими органами, штрафовавшими руководство Института. Следствием накопленной практики стал тот факт, что в 2010 г. от лабораторий ИП РАН не было подано в фонды ни одной заявки на гранты МТБ, что также усложнило ситуацию с развитием такой базы научных исследований в ИП РАН.

Реальное сходство обстоятельств с приобретением техники и оборудования в ИП РАН в 2009 и 2010 гг. позволяет воспроизвести не только прошлую оценку этого состояния, но и основную задачу на ближайший год – это оперативное поддержание сложившейся материально-технической базы научных исследований в продуктивно работающем состоянии.

В лабораториях ИП РАН формируются также конкретные предложения по расширению кооперации с другими научно-образовательными учреждениями (прежде всего университетами) по организации совместных экспериментально-психологических исследований с использованием имеющегося у них оборудования. Несмотря на очевидные сложности, такой путь развития исследований является одним из возможных и вполне заслуживающих того, чтобы пытаться расширить его практику.

Конечно, следует реалистично смотреть на перспективы развития российской науки в ближайшие годы, когда государственное финансирование направляется на создание сети российских исследовательских университетов, которая будет наращиваться, и на формирование так называемых авангардов отечественной науки типа «Курчатовский научный центр», «Сколково» и др., которые защищены законами РФ и ряд которых также будет возрастать. В этой связи, может быть, и целесообразно использовать возрастающие ресурсы университетов, которые, судя по тому, как это реально происходит, не смогут быть полностью использованы, прежде всего, из-за отсутствия подготовленных специалистов.

Однако следует осознавать, что путь интеграции исследований на материально-технической базе университетов не может стать для ИП РАН единственным, особенно в отношении стратегического развития МТБ его экспериментально-психологических исследований.

^ Развитие сайта ИП РАН. В 2010 г. сайт ИП РАН развивался в нескольких конкретных направлениях: 1) реорганизация структуры сайта; 2) отражение на сайте новых структурных блоков информации о научной жизни Института; 3) размещение информации о научных конференциях и крупных научных событиях в России и за рубежом; 4) поддержание диалога с аудиторией пользователей в блоге; 5) проведение с помощью сайта исследований на актуальные темы; 6) информационная поддержка англоязычной версии сайта; 7) создание нового Интернет-портала «Академическая психология – практике».

Огромный объем работы по текущему обновлению информации на сайте ИП РАН выполняется заведующей лабораторией психологии личности, профессором М.И.Воловиковой.

Информационная поддержка англоязычной версии сайта осуществлялась путем размещения новой информации об изменениях в организационно-управленческой структуре ИП РАН, о планируемых научных конференциях, регулярно размещались аннотации новых научных изданий, обновлялись сведения о российских ученых. Содержательная работа данной версии сайта обеспечивается ведущим научным сотрудником А.А.Гостевым, а техническая сторона – старшим лаборантом А.М.Борисовой.

В 2010 г.создан портал «Академическая психология – практике» (PORTAL-PSYCHOLOGY.RU) и размещен на сайте ИП РАН: разработан дизайн, модульная структура портала, а также проведена работа по его информационному наполнению. Ведущая роль в разработке Интернет-портала принадлежит научному сотруднику лаборатории психологии личности ИП РАН С.В. Тихомировой.

Ввиду высоких технических характеристик нового портала, простоты и хорошо отлаженной системы управления содержанием он открывает широкие возможности для своевременного размещения новой и разнородной информации о достижениях психологической науки.

^ Раздел VII. Новые методические разработки сотрудников ИП РАН

В данном разделе будут представлены относительно завершенные и наиболее значительные научно-методические разработки, выполненные сотрудниками ИП РАН в 2010 г.

1. В лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н.Дружинина разработана компьютерная методика диагностики химических способностей «GreatChemist (Великий химик)», состоящая из 16 субтестов. Авторы технологии оценки GreatChemist следующие: методология и материалы для создания комплекса тестирования разработаны Е.В. Волковой, а программное обеспечение комплекса – А.А. Расковаловым.

2. В той же лаборатории В.А.Толочком ведется разработка методики «Стили делового общения» (СДО). Методика основана на положении о том, что экспертные оценки (и самооценки) профессионалами основных параметров деятельности являются надежным источником психологической информации о ней.

3. В 2010 г. в лаборатории психологии и психофизиологии творчества Т.Н. Тихомировой выполнена разработка и апробация теста «Модели поведения в проблемных ситуациях». Тест направлен на определение степени выраженности характеристик моделей поведения в проблемных ситуациях с целью изучения психологических механизмов социальной детерминации способностей.

5-bogosluzhebnie-teksti-mariya-sergeevna-krasovickaya.html
5-borba-s-mezhdunarodnim-terrorizmom-i-ekstremizmom-nikulichev-yu-v-sodruzhestvo-nezavisimih-gosudarstv-ocherk.html
5-ceh-komplektacii-i-upakovki-katalog-nezadejstvovannih-proizvodstvennih-moshnostej-i-vipuskaemoj-v-krasnoyarskom-krae-produkcii.html
5-celi-i-principi-raboti-s-personalom-kniga-izdaetsya-pri-finansovoj-podderzhke.html
5-cena-dogovora-popyadok-pacchetob-otkritij-konkurs-po-viboru-podryadnoj-organizacii-na-vipolnenie-rabot-po-osvidetelstvovaniyu.html
5-cerkov-bog-ee-bog-mars-v-i-pyanov-otkritoe-pismo-a-gordonu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tetradi-v-e-karpov-klassicheskaya-teoriya-kompilyatorov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/malij-biznes-yaponii-v-sravnenii-s-malim-biznesom-ssha-i-rf.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-na-ekzamen-po-mezhdunarodnim-otnosheniyam-i-vneshnej-politike-chast-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-shkola-uchebnoe-posobie-utverzhdeno-i-rekomendovano-k-publikacii-redakcionno-izdatelskoj-komissiej-ums-tgpu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-080507.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadornov-mm-reshenie-kvorum-est.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-nejrosetevie-tehnologii-v-finansah-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-pravilah-ispolzovaniya-lesov-dlya-vedeniya-ohotnichego-hozyajstva-na-territorii-respubliki-ingushetiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-merah-po-realizacii-zakona-goroda-moskvi-stranica-10.html
  • college.bystrickaya.ru/-programmirovanie-zon-programma-upravleniya-centralyami-omn.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mudreci-i-car-irod-128matf21-18-uroki-na-vsyu-zhizn.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yumor-kak-sredstvo-formirovaniya-socialnoj-avtonomnosti-podrostkov.html
  • control.bystrickaya.ru/d-serkbaev-atindai-vkgtu-shmtu-im-d.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azbuka-russkogo-yazika-i-kulturi-rechi-hronika-mapryal.html
  • student.bystrickaya.ru/24-vvedenie-v-sysinstall-rukovodstvo-freebsd.html
  • crib.bystrickaya.ru/ianaliz-sostoyaniya-territorii-problem-i-napravlenij-eyo-kompleksnogo-razvitiya-generalnij-plan-naselennogo-punkta-selo-volkovskoe.html
  • credit.bystrickaya.ru/personalnie-svedeniya-o-evreyah-mestechka-zhejmeli-18161853-godov-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konvenciyaorganizacii-obedinennih-nacij-protiv-korrupciiprinyata-generalnoj-assambleej-oon-31-oktyabrya-2003g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kultura-epohi-vozrozhdeniya-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sinibi-10-a-tairibi-orta-asirlardai-aza-zhernen-shian-danalar-sabati-masati.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-kachestvo-podgotovki-specialistov-1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/0451-sociologiya-sfer-socialnoj-zhizni-socialnih-yavlenij-i-institutov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-radiaciya-i-eyo-vozdejstvie-na-cheloveka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-civilskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-reshenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnij-konsultant-hudozhnik-korrektori-m-dizajn-verstka-v-usmanov-m-churakov-a-zajcev-v-popov-v-loskutov-v-koroleva-roshal-e-shnitnikova-n-migalovskaya-a-rapoport-bbk-88-352-1-stranica-14.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-regionalnaya-politika-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • education.bystrickaya.ru/1-pnn-mazmni-zhne-mseleler-tabiat-bajliin-pajdalanu-tsng-oamdi-damudai-tabii-zhadaj-men-resurstardi-teoriyali-zhne-praktikali-mn.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnoe-posobie-dlya-studentov-magistrantov-i-aspirantov-ekonomicheskih-specialnostej-stranica-8.html
  • bukva.bystrickaya.ru/saga-ob-egile.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-6-klasse-2-chasa-grammaticheskaya-tema.html
  • studies.bystrickaya.ru/doklad-s-prezentaciej-kurskoj-oblasti-soprovozhdayushejsya-slajdami.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologicheskoe-obespechenie-professionalnoj-deyatelnosti-dlya-specialnostej.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-missiya-uchitelya-v-sovremennom-mire.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-pensioneru-rabotat-moskovskaya-regionalnaya-pressa-internet-smi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-olimpiadi-po-biologii-dlya-9-klassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.