.RU

А. В. Суворов философия процесса - страница 7



Пилить - это было самое доступное для меня, и я просил ежедневно, чтобы эта работа всегда была. У бездельников сразу пропала охота со мной "дежурить": я тут же тащил их пилить... Тем более, что эта работа была не только педагогически необходима, но и очень мне нравилась. Я соединял приятное с полезным... А один из злостных бездельников - моих "дежурных" - в первый же мой "дровяной" день, немного со мной попилив, прямо заявил:

- Не буду пилить!

На Тропе запрещено принуждать к труду. Вот запрещать работать - другое дело. Поскучаешь - поневоле обрадуешься любой работе. То есть эпиграфом к педагогике Тропы можно было бы поставить поговорку: "От скуки на все руки". Поэтому, когда мальчик отказался пилить и подсунул мне в напарницы свою младшую девятилетнюю сестру, я кротко попросил Оленя:

- Дай ножовку... - и стал терпеливо грызть одноручной пилой то, что следовало распиливать двуручной.

А вечером на разборе объяснился начистоту:

- Я не лежачий больной, на фиг мне сиделки?! Прошу отменить "дежурства"! Во-первых, они сразу превратились в способ отлынивания от работы. Во-вторых, я же с семнадцатого июня бью в набат, что не работает или сильно пробуксовывает главный закон Тропы - закон Крика! То есть как услышите зов на помощь - бросайте все дела, бегите на помощь! А вместо этого вы устроили "дежурства". Чтоб кто-то всё время около меня торчал, так что и звать на помощь не нужно: тут как тут помощник. А мне на самом деле нужно помощи совсем немного: следить за рукомойником, чтобы в нём всегда была вода, изредка кого-то позвать, куда-то проводить рядом, - а далеко, кроме Оленя, никто не проводит. Не сможет. Вот и давайте договоримся: вместо "дежурств" - лучше прислушивайтесь, зову ли кого. Заодно и проверка, работает Закон Крика или нет...

запустить закон Крика на полную мощность было главной моей заботой. Я прямо говорил ребятам на разборах, что пока этот закон не работает, они не могут быть в безопасности. Горы - дело такое: только сразу бросаясь на помощь, даже если она не нужна, а кричали просто так, можно обеспечить безопасность всех.

...Главный итог _МОЕЙ_ Тропы-2003 - _Я НАБЛЮДАЛ ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ_, то есть коллектива, _И ПРИНИМАЛ ПОСИЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ_. Редкая удача для любого психолога-теоретика. Шутка ли - потрогать руками святая святых: _ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА_! В брайлевском дневнике я выделил для себя _ШЕСТЬ_ факторов этого процесса, - их _ИЕРАРХИЮ_:

1. Личность руководителя.

2. Фронт работ, задаваемый руководителем.

3. _ОТБОР_ ребят по критерию их отношения к этому фронту работ: хотят - не хотят работать.

Особо подчёркиваю: это - вместо обычной педагогической абстрактной уравниловки. Мол, всех любим одинаково, все одинаково хорошие. И боязнь, как огня, "любимчиков".

Нет! Отбор - расслаивание группы, или её "переструктурирование", как это называет Ю.М.Устинов, - способ создать _ПЕРСПЕКТИВУ РОСТА_. В условиях уравниловки расти некуда. И незачем. Уравниловка - средство обезличивания. Оболванивания. Я - категорически за отбор как эффективное воспитательное средство.

К тому же, хотим мы того или нет, отбор неизбежен, осознаётся нами это или трусливо затушёвывается. Вот только, если не осознаётся, отбор может пойти по нежелательному критерию... По какому-нибудь не очень нравственному... Например, высосут из пальца "программу", кто участвует - тот активный, кто нет - пассивный. Тоже отбор. И ни проблеска мысли о том, стоит ли того "программа", чтобы в ней участвовать. Может, на самом-то деле в "элиту" попадают ("выпадают"!) именно "пассивные"? Сам я, честно говоря, всегда таким "пассивным" был... Плевал на пионерскую, комсомольскую "активность", зато книжки активно читал, потом и писать их ретиво начал...

4. Закон Крика (он же закон взаимопомощи).

5. _ГРУППА_, формирующаяся под воздействием всех предыдущих факторов: под влиянием (не давлением!) личности руководителя; _ПО ПОВОДУ_ фронта работ; _ВСЛЕДСТВИЕ ОТБОРА (ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА)_; вследствие неукоснительного соблюдения закона Крика.

6. _ПЕДОКРАТИЯ_, то есть власть детей, _КАЖДОГО_ ребёнка, но не _ОХЛОКРАТИЯ_ - власть толпы, черни, в данном случае - детской. Педократия может впервые возникнуть как результат сопротивления охлократии.

Это не всё. Одновременно действующих факторов, формирующих группу, очень много, - справедливо заметил в беседе со мной на Тропе Юрий Михайлович. Он их перечислил, но я не смог запомнить. Я выделил для себя и расположил в порядке значимости, то есть в иерархическом порядке, _НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ_. В этой иерархии надо ещё найти место, например, упоминавшейся Устиновым в беседе со мной _ИГРЕ_. В письмах ко мне Юрий Михайлович писал это слово с большой буквы. На одном из этапов становления нашего коллектива группа была разделена на три "государства" - "две монархии и одну республику". Это, разумеется, была ролевая игра. Королём "трёх мушкетёров" был Лётный, а королём "МЧС - Маленького Человечества Спасателей" - Олень. Республика - РПС: Работа, Помощь, Спасение (С, как специально пояснил мне Юрий Михайлович, можно прочитать и как "скромность"). Постепенно РПС вбирала в себя население "монархий", пока в каждой из них не осталось по одному человеку вместе с королём. Я был гостем и в монархиях, и в республике - представителем какого-то другого, б'ольшего мира. В это поиграли с недельку...

^ ..._ТРОПА НЕИСЧЕРПАЕМА_.

21 - 23 июля 2003


IX. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ТРОПА


Работая над докторской диссертацией, я выделил четырнадцать принципов совместной педагогики - теории и практики совместного воспитания здоровых и больных, вплоть до инвалидности, детей. Многовато, конечно, принципов, - большинство является производным от немногих основных, но этим производным аспектам я придавал такое значение, что решил подчеркнуть их приданием "статуса принципа".

Где бы я ни работал с детьми, я не мог не оценивать эту практику с позиций принципов совместной педагогики. И смирился с тем, что в любой практике они работают не все. Какие-то работают, какие-то - нет. Ну что ж, идеал, как известно, недостижим... В какой практике заработает больше принципов, та и лучше.

Однако на Тропе я почувствовал, что её практика близка к идеалу, как ещё нигде и никогда на моей памяти. Предварительно, без тщательного анализа, выходило, что в этой психолого-педагогической практике работают, задействованы все четырнадцать принципов совместной педагогики. Ниже я специально отследил задействованность на Тропе каждого принципа - и предварительный вывод полностью подтвердился.


^ 1. ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

На Тропе это прежде всего разнообразная взаимопомощь (в том числе и Закон Крика), без которой сколько-нибудь безопасная жизнь в горах невозможна. Большинство следующих принципов эту взаимопомощь конкретизирует.

Взаимная человечность предполагает и защиту от носителей бесчеловечного, агрессивного, охлократического начала, противостоящих педократии - власти детей. Защита эта бывает по необходимости весьма жёсткой, - как это особенно видно из материалов моего второго дневника, - но ведь иначе - гибельный хаос. Педократия пытается ассимилировать, подчинить законам тропяного созидательного общежития носителей анархо-охлократического разрушительного начала, или хотя бы по возможности обезвредить, нейтрализовать их. Педократия защищается, обсуждая разрушителей на ежевечерних разборах и подвергая их разгрузке - лишению права на труд, а тем самым - наказанию скукой. (Вот бы подвергнуть пожизненной разгрузке всех тех наших политиков и чиновников, которые - инвалиды совести!) Так что человечность получается поистине взаимной: не хочешь по-хорошему - не посетуй, если придётся поскучать...

По-хорошему будущий состав тропяной группы должен отбираться заранее, что и делает руководитель Тропы, Юрий Михайлович Устинов, в течение учебного года. Если бы с его отбором всегда считались на местах, то и педократия с самого начала возникала бы без особых пробуксовок, и защищаться от разрушителей не приходилось бы, поскольку эти разрушители на Тропу бы просто не попадали. Олень ещё застал эти благоприятные условия, а в те два года, что я был на Тропе, за её счёт на местах решали свои проблемы, сплавляя на Тропу не тех, кого просил прислать Устинов, а тех, без кого хотели "отдохнуть". Устинова же ставили перед фактом, и ему приходилось работать с наличным составом. Это создавало весьма сложные условия для возникновения педократии, но она всё-таки рождалась, хоть и в муках, которых при нормальном составе могло бы не быть...

Тропа - это не только прокладывание троп в горных лесах, но и, прежде всего, школа юных спасателей. По-человечески она бы должна быть одним из кадровых резервов МЧС - Министерства Чрезвычайных Ситуаций. В качестве такого резерва Тропа рассчитана, вообще-то, на элитный ребячий состав. Этот-то элитный состав и отбирал Устинов в течение учебного года. А получал - особенно в 2003 году - социальных инвалидов...

Но ведь недаром Устинов назвал свою педагогику "социо-культуро-природной терапией". И поскольку наличный социально-инвалидный состав был всё-таки не совсем безнадёжным, терапия срабатывала - и возникала в конце концов более-менее жизнеспособная педократия *).

--------------------

*)В переписке Юрий Михайлович пояснил свой принцип отбора детей на Тропу:

"Состав всегда условно можно разделить на тех, кому нужна помощь, и тех ребят, которые могут её оказывать. Дети помогают детям - главный принцип Тропы. Потому за год отбирались и те, и эти. Я старался найти не только юных спасателей, но и тех, кому, по моим понятиям, может помочь только Тропа".

Вот именно - "условно". Нуждающимся в помощи и помогающим мог быть в разное время, а иногда одновременно, один и тот же человек. Например, Олень первоклассником попал под машину, Перенёс тяжёлую операцию, после которой долго восстанавливался, в том числе на Тропе; постепенно он стал на Тропе одним из самых помогающих. Ну, а я, будучи инвалидом, одновременно нуждался в помощи - и оказывал её.

----------------------------------------

Ребята попадали в условия, властно требующие от каждого "быть человеком" здесь и сейчас, а не когда-то в будущем "становиться". А на Тропе, как и везде в нормальном человеческом обществе, быть человеком - значит прежде всего быть тружеником, не понарошку, а взаправду. Словом, подтверждается известная истина, что труд создал человека *).

--------------------

*)Юрий Михайлович улыбнулся по электронной почте: "Вечный, десятилетиями разговор на разборах: работа формирует отношения, или отношения формируют "рабочесть". Так и не успели разгадать эту загадку".

Жаль, что меня не спросили об этом на Тропе в порядке "Трёх вопросов". Я бы ответил: и то, и другое. Работа предполагает определённые отношения, при которых она только и может быть успешной, а эти отношения порождают "рабочесть".

----------------------------------------


^ 2. ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ НАДЁЖНОСТИ

Психолого-педагогический процесс Тропы возникает по поводу общей работы - прежде всего, прокладки тропы в горном лесу. Успех всякого общего дела предполагает взаимную надёжность участников. Надо, чтобы рядом с тобой работали люди, на которых ты можешь положиться. Дефицит взаимной надёжности сразу же сказывается на результативности общего труда. Опять-таки - будь человеком!

Я лично обрёл на Тропе одного из самых надёжных людей в своей жизни - Оленя. Сначала он за руку привёл меня в горы, а теперь, как говорится, покоит мою старость - живёт со мной. И сам, опираясь на мою посильную поддержку, продолжает личностно расти. Так что надёжность у нас с Оленем действительно взаимная.


^ 3. ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Непосредственно я имел в виду взаимную интеграцию здоровых и инвалидов. Со времён Перестройки модной стала интеграция инвалидов среди здоровых. Ну, а я, не без едкой иронии, пригласил здоровых интегрироваться среди инвалидов. В порядке взаимности. Чтобы мы, инвалиды, могли успешнее влиться в общество здоровых, пусть и здоровые дадут себе труд вникнуть в наши сложности, понять нас - и помочь нам войти в общество, убрав те препятствия, которые для нас непреодолимы, но могут быть устранены здоровыми.

Фактически, речь идёт о создании того, что называется безбарьерной средой. Об устранении барьеров между инвалидами и здоровыми. Барьеров, которых могло бы не быть, если бы здоровые помнили о нас и наших сложностях.

Но этот принцип, разумеется, можно истолковать и шире - как принцип устранения межличностных барьеров, как принцип взаимопонимания. В непростых условиях Тропы без взаимопонимания никак не обойтись. Недоразумения возможны всегда, по самому ничтожному поводу, и надо уметь культурно эти недоразумения прояснять.

Ещё в мае 2002 года я с удивлением заметил. что эти тропейные мастерски умеют молчать. Они очень доброжелательно поддерживают разговор на приемлемые для себя темы, а чуть допустишь какую-нибудь бестактность - и натыкаешься на стену молчания. На бестактный вопрос тебе просто не ответят, как будто ты его и не задавал. Вот зд'орово! А я-то мучился и, увы, мучаюсь до сих пор, сплошь да рядом не зная, как прекратить неприятный разговор. Хочется оставить за собой последнее слово, а надо просто промолчать. И как ни в чём не бывало продолжить общение по другому, более-менее комфортному поводу.

Но это нужны, что называется, железные нервы - вместо скандала, перебранки вовремя замолчать и отмолчаться. И таким образом в конце концов приучить к уважению к моим любимым мозолям. Я всегда мечтал о таком умении защищать своё человеческое достоинство молчанием - и никогда у меня это не получалось. Неумение молчать - одна из сквозных тем моих стихов... Вплоть до зависти покойникам, которые - вот чудеса - никак не реагируют на бабий вой над гробом... (Серьёзно, впервые меня это поразило, когда в июне 1974 года я приехал на похороны маминого родного брата.)

Многие взрослые привыкли снисходительно посмеиваться над детскими драками, считая их само собой разумеющимся свойством, атрибутом детства. Мол, это же дети, вы же понимаете, как у детей - сейчас играют как ни в чём не бывало, а минуту назад подрались...

На Тропе ребятам прививается культура ненасилия. Если чего-то не поделили - не деритесь, а дождитесь вечернего разбора у костра и спокойно, при всех, выскажите свои претензии. Если правы - и поддержку пол/учите, и совет, как лучше разрулить ситуацию. А не правы - пол'учите урок: придётся научиться признавать свою неправоту, считаясь не только со своим "ндравом", но и с окружающими.

Словом, будь человеком в общении, учись понимать не только себя, осознай, что на самом деле невозможно понять себя, не понимая других.


^ 4. ПРИНЦИП СОВМЕСТНО-РАЗДЕЛЁННОЙ ДОЗИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В тифлосурдопедагогике (в педагогике слепоглухих) имеется в виду дозировка взрослой активности в пользу собственной детской активности. АИ.Мещеряков подчёркивал, что в ходе обучения взрослая активность должна стремиться от единицы к нулю, а детская - наоборот - от нуля к единице.

Взрослый берёт ручонки слепоглухонемого ребёнка в свои руки, вкладывает в детскую ручонку ложку, и детской ручонкой осторожно пытается произвести ложкой нужное движение. Решающий момент - когда первоначально вялая или сопротивляющаяся детская ручонка пытается "помочь" взрослому, выполнив часть действия ложкой самостоятельно. Этот момент ни в коем случае нельзя пропустить: взрослый должен немедленно ослабить своё, по выражению Ильенкова, "руководящее усилие". Если взрослого угораздит подавить первоначальный импульс детской активности, он рискует больше никогда этого импульса не дождаться, воспитав из ребёнка вместо человека, как говорит Ильенков, "удоборуководимого робота".

Философски осмысливая тифлосурдопедагогический опыт, Э.В.Ильенков считает совместно-разделённую дозированную деятельность всеобщим законом всякого возможного обучения. Его друг и единомышленник Ф.Т.Михайлов идёт ещё дальше, считая совместно-разделённую дозированную деятельность всеобщим законом всякого возможного человеческого взаимодействия, всякого возможного разделения труда. Взаимодействуя, мы должны приспосабливаться друг к другу, "подлаживаться" друг под друга, и тем самым - соразмерять, дозировать свою активность по отношению к активности партнёра, коллеги, сотрудника.

Этот принцип заложен уже в самом фундаменте педократии Тропы, когда Устинов предупреждает: "Тут Их власть. Мы с тобой люди маленькие. Они - ведущие, а мы - ведомые".

На Тропе это проявляется не столь элементарно, конечно, как обучение слепоглухонемого ребёнка обращению с ложкой. Олег Гуров в работе "Игра в жизни Тропы" приводит великолепный пример слаженной работы на нитке тропы бригады, состоящей из семи человек.

В общении в корне порочная установка - выпячивать "своЁ", навязывать его, подавляя волю партнёра. "Задериха и Неуступиха", - шутила моя мама по поводу наших с сестрой военных действий: сестра меня задирала, я не уступал... А надо, наоборот, уметь быть взаимно уступчивыми. Вся обстановка Тропы этому учит. Учит человеческому взаимодействию.

Спиноза, а вслед за ним Ильенков, определяет мышление как способность мыслящего тела действовать по форме и по логике любого другого тела. О том же пишет и Маркс - о человеческой способности к каждой вещи прилагать её собственную, ей присущую мерку, а не коверкать её сообразно со своим капризом. Учась человеческому взаимодействию, на Тропе тем самым учатся мыслить, учатся видеть собственную меру предмета, по поводу которого взаимодействуют, и сообразовываться с этой мерой, не навязывая свой нетерпеливый, капризный "ндрав". Чтобы сломать, не надо много ума; а вот попробуй _ПРЕОБРАЗОВАТЬ_...

Я в этой диалектике коверкания и преобразования разбирался ещё в юности, изучая прежде всего работы Ильенкова. И я высоко оценил потенциал Тропы как школы мышления. Тропа и тут учит быть человеком, то есть мыслящим существом. И тем самым - ответственным. А ответственность - главное, сущностное, проявление человечности.


^ 5. ПРИНЦИП ПРЕОБЛАДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НАД МАССОВЫМИ ДЕЙСТВАМИ

Это я сформулировал применительно к обычным детским лагерям, к обычной пионерской педагогике. Как мне возражали, индивидуальный подход "дорого стоит" не только в смысле денег, но и в смысле затрат времени и сил. Когда ребят много, проще иметь дело не с отдельными ребятами, а с их массой. Дискотеки, КТД (коллективные творческие дела), и прочее, и тому подобное... С точки зрения Тропы, главный порок такой массовой педагогики - упор на развлечения, а не на какую-либо общую работу, действительно кому-то нужную. Отсюда и "стань человеком" когда-то в светлом будущем, вместо "будь человеком" здесь и сейчас, немедленно.

Меня, впрочем, заботило участие в массовых развлечениях инвалидов. Если тебе сложно двигаться (а то и вовсе на коляске), или не видишь, или не слышишь, или всё это вместе, как в моём случае, - из массовки в той или иной степени обязательно "выпадешь". Я и настаивал, что если уж пригласили в лагерь инвалидов, надо помнить об их присутствии, специально к их участию что-то приспосабливать, максимально индивидуализировать работу. А это значит - больше всяких рукодельных кружков, меньше массовок. То есть акцент неизбежно переносится с массовых развлечений на индивидуальное творчество.

На Тропе главная забота - "масштабирование" группы и отдельного члена в группе. И группа не должна быть слишком многочисленной, чтобы ни один отдельный ребёнок не мог в ней потеряться, как неизбежно теряешься в толпе. И то, что ребята живут не в одном лагере, а в нескольких, цепочкой нанизанных на нитку строящейся тропы, - объясняется не только интересами строительства, но прежде всего психолого-педагогической необходимостью максимального раскрытия индивидуальности каждого. Такое раскрытие индивидуальности Устинов и называет масштабированием личности. Он даже вывел математическую зависимость, удивительно напоминающую... гегелевскую триаду: тезис - антитезис - снятие. Один - тезис, второй - антитезис, а третий снимает, уравновешивает первых двух. Получаем тройку. Теперь тезис - тройка, другая тройка - антитезис, а седьмой член группы - диалектическое снятие, уравновешивание троек. Теперь семёрка - тезис, другая семёрка - антитезис, и пятнадцатый член группы - диалектическое снятие, уравновешивание двух семёрок. И всё, больше не должно быть, иначе получится чересчур много, и индивидуальность потеряется в массе, не сможет масштабироваться. (Для меня, слепоглухого с опорными проблемами, и пятнадцать, и семь - слишком много; спасибо, если получится масштабироваться в пределах тройки *).)

--------------------

*)Юрий Михайлович уточнил: "На самом деле никто не объявляется седьмым, или пятнадцатым, поскольку в уже состоявшейся группе просто таковым - любым - является. Каждый - всегда Третий, тот, кто снимает противоречия синтезом. Каждый".

Для меня это само собой понятно, однако уточнение крайне важное. С благодарностью принимаю.

----------------------------------------

Ежевечерние разборы дня у костра на Тропе - прежде всего инструмент масштабирования, а не просто способ угомонить неугомонных перед отбоем. После трудового дня ребята и так устали, угомонятся вполне естественно - спать хотят.

А на работе - общий результат зависит от каждого. Какая уж тут массовка.


^ 6. ПРИНЦИП ПОСТОЯННОГО ПОИСКА ТОЧНОГО СОЧЕТАНИЯ ЗАБОТЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Психолого-педагогический процесс вообще очень динамичен, так как его содержание - содействие человеческому росту юного существа. Ситуация быстро меняется, чего не умели раньше, то умеем сейчас, чего не понимали раньше, понимаем теперь. И если это не учитывать, мы обречены на хронический конфликт из-за отставания отношения взрослых к ребёнку от его возросших возможностей. Может отставать и отношение _ЧАСТИ_ взрослых (обычно родителей) _К НОВОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТАТУСУ_ ребёнка: _ДРУГИЕ_ (взрослые, ровесники) могут относиться более адекватно - и ребёнок, естественно, предпочитает ориентироваться на них, "потому что они его лучше понимают".

На Тропе всегда есть перспектива роста: ничего не умеющий и не понимающий "суслик" превращается в опытного "старичка", носителя и передатчика традиций Тропы; "старичок" становится надёжным помощником взрослых руководителей. Идеал - полное самообслуживание каждого и группы в целом. Но все на виду, о каждом известно, какой он путь прошёл, и никого не опекают излишне, а при затруднениях всегда готовы помочь.


^ 7. ПРИНЦИП ПОСТОЯННОГО ПОИСКА ОБХОДНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Термин "обходные пути" заимствован мною у Л.С.Выготского. Он имел в виду решение тех или иных проблем _В ОБХОД_ той или иной инвалидности. Например, рельефно-точечная система Луи Брайля - решение проблемы грамотности _В ОБХОД_ слепоты. Дактильный (пальцевый) алфавит - решение проблемы общения на национальном словесном (а не жестовом) языке _В ОБХОД_ глухоты.

Я для себя разработал альтернативную систему жизнеобеспечения _В ОБХОД_ чрезмерной зависимости инвалида от родственников и других лиц, по тем или иным причинам вынужденных его постоянно обслуживать. Речь идёт о том, чтобы не стесняться обращаться за помощью к незнакомым людям, как бы подчас ни было сложно. Подробно это описано в моей книге "Слепоглухой в мире зрячеслышащих".

Мне, например, нужно доехать до Загорского детского дома для слепоглухонемых. Можно с кем-то договориться, чтобы меня туда отвезли, а затем привезли обратно домой. Человек потратит на это весь день. А можно заранее подготовить записки с определёнными просьбами: посадить на нужный автобус, высадить на нужной остановке, проводить до платформы Лосино-Островская, там посадить на нужную электричку, высадить в Загорске, проводить от станции до детдома... Так, используя "конвейер доброты", я ездил в Загорск в первой половине восьмидесятых годов. Остаточное светоощущение мне позволяло довольно уверенно ходить, подстраховываясь ориентировочной тростью слепых, - я только не решался один переходить через дорогу с большим движением транспорта; на этот случай у меня опять же была для прохожих записка с просьбой перевести.

За четверть века, правда, и зрение, и слух стали значительно хуже, всё труднее ходить, поэтому система записок, выручавшая меня в первой половине восьмидесятых, давно уже не срабатывает. Но всё равно, принцип решения своих проблем остаётся прежний: распределять свои трудности между несколькими друзьями, не валить всё на кого-то одного. Это, с одной стороны, делает помощь мне наименее обременительной для моих друзей; с другой стороны, делает меня максимально самостоятельным, наименее зависимым от каждого отдельного помощника. Как сказал мне американский слепоглухой поэт Роберт Смитдас, - позже я узнал, что это американская поговорка: "Не надо класть все яйца в одну корзину".

В общем, речь идёт об одной из форм взаимопомощи, которая, конечно же, работает и на Тропе. Там вообще работают все мыслимые такие формы. Закон Тишины - не галдеть по-пустому, дабы услышать, не заглушить крик о помощи. Закон Крика - услышав крик, всем бросать все дела и бежать на крик. Если это был крик о помощи - помочь, а нет - вернуться к своим делам, _НЕ УПРЕКАЯ_ крикуна за ложную тревогу. Ну, а обращение за небольшой повседневной помощью то к одному, то к другому члену группы - это уж течёт само. Поводы для обращения за такой текущей помощью возникают постоянно - и на нитке тропы, и в лагерном самообслуживании, и в ходках в город за продуктами, или дальше в горы - на разведку, как дальше тянуть нитку тропы. Я в этой текущей взаимопомощи тоже посильно участвовал, особенно в качестве "ходячей энциклопедии": я всегда был готов с удовольствием ответить на любые ребячьи вопросы. И они ко мне обращались - и/или их отсылали ко мне за ответами, если спрашивали других *).

--------------------

*)Юрий Михайлович дополнил: "Тропяным старикам присуще угадывание - кому и в какой момент нужна помощь. Поэтому "просить" её можно только в группе новичков. В нормальной уже группе помощь приходит раньше просьбы о ней".

Да, я заметил, и благодарно поразился этой особенности у Оленя. Поскольку, прося о помощи, всегда хоть немного, да стесняешься, - приход помощи раньше просьбы воспринимается как высшая деликатность.

----------------------------------------


^ 8. ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

На Тропе самоопределяются прежде всего по отношению к работе - по строительству тропы, по обслуживанию и снабжению лагеря. Либо участвуешь в работах, либо нет. Либо труженик, либо... "пионер" - то есть развлекающийся бездельник.

"Чтохочуйский" выпендрёж - "что хочу, то и ворочу" - тут не выживет. Тут не всеобщий анархический хаос - охлократия, власть толпы, ещё точнее - власть черни, демагогически оправдываемая болтовнёй о "самоопределении личности" (я имел несчастье о такое абсурдное "самоопределение" обжечься в начале девяностых годов прошлого века, в лагерях пионерского штаба "Звёздный"). На Тропе культивируется взаимная ответственность, а следовательно - педократия, власть детей, власть основного, наиболее ответственного, самого работящего, круга, постепенно вбирающего в себя всех ребят. В итоге мы имеем дело действительно с личностями, а не самоутверждающимися на какой-нибудь ерунде павлинами. То есть и тут реализуется принцип: _БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС_.


^ 9. ПРИНЦИП ПОЛНОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОСТИ

Я бы сказал: Тропе все возрасты покорны. Взрослые не стоят над ребячьей массой, а являются членами ребячьей группы, причём, по возможности, ведомыми, а не ведущими. Ведущая роль предоставляется ребятам. Лагерная группа включает в себя возрасты от самого младшего до самого старшего, от какого-нибудь девятилетнего Галчонка до Устинова. И это совершенно естественно - как в семье *).

--------------------

*)Юрий Михайлович оговаривает исключение из правила: "Кроме экстремальных ситуаций, например - сильной непогоды. В этом случае группа автоматически переключается на авторитарную модель (добровольно и моментально), и руководит ею в это трудное время опытный взрослый человек. Потом, когда "непогода" ушла, его работа за этот период пристально обсуждается детьми в круге. И - часто - оценивается.

В экстремальной ситуации дети не должны руководить группой, у них для этого ещё мало опыта".

Однажды вечером на Тропе-2002 Олень сказал, что по радио получено предупреждение о смерче. "Если ночью смерч придёт сюда и сорвёт палатку, ориентируйся на меня", - распорядился он. "А как на тебя ориентироваться?" - "Не знаю!" Я тоже не знал - и по-детски возмечтал о полёте в палатке вдвоём с Оленем.

Ночью была сильная гроза, я трогал вибрирующую под ливнем ткань палатки, и даже видел молнии сквозь ткань, слышал гром. Однако проснулись мы в той же сказке, а не в новой, - нас никуда не унесло.

----------------------------------------


^ 10. ПРИНЦИП САМОСОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТИ

Я различаю и противопоставляю "воспитание примером" и "воспитание образом жизни".

"Ставить в пример" - это психологическое насилие. Я настрадался от него в собственном детстве.

Вместо того, чтобы терпеливо учить премудростям столярного дела, учитель труда вопрошал, почему другие умеют обращаться с инструментами, а я нет. Ну что же делать, если "других" учили отцы, а меня нет? И для чего учитель труда, если желает получать учеников готовыми, умелыми, подготовленными отцами?

Вместо того, чтобы учить меня любить собственное тело и тренировать различными движениями, учительница физкультуры точно так же вопрошала, почему "другие" такие ловкие, а я такой неуклюжий. В итоге я возненавидел своё тело и всякую физкультуру, за что расплачиваюсь теперь, когда гиподинамия почти приковала меня к постели. Мне приходится заставлять себя выходить во двор, чтобы немного побродить там по замкнутой кривой; заставлять себя упражняться на шведской стенке. Скучно, видите ли. Слава Богу, водные процедуры всегда доставляли мне удовольствие - общие и ножные ванны, баня, плавание при случае... Такое же удовольствие должно доставлять и всякое движение, к этому все мы должны привыкать с детства, но увы... За солдафонское тыкание в нос "примером" более удачливых (более здоровых) ребят многие из нас расплачиваются всю жизнь, уклоняясь от самого элементарного. И не могут пересилить воспитанное в детстве отвращение к этому элементарному.

Не "пример для подражания", а _ДИАЛОГ ОБРАЗОВ ЖИЗНИ_ - вот что должно быть нормой. Не соревнование с "другими", а соревнование с самим собой. Вчера я чего-то не умел, а сейчас умею. Завтра ещё чему-то научусь, и/или в чём-то усовершенствуюсь. То есть на первом месте должны быть _МОИ_ достижения, а не чьи бы то ни было ещё. Превзойти надо стараться прежде всего себя самого, и лишь во вторую и десятую очередь - ещё кого-то. Чрезмерный азарт, чрезмерная озабоченность тем, что у кого-то лучше получается, может серьёзно искалечить, деформировать личность. Сделать её завистливой, закомплексованной на собственной неполноценности.

Соревнование - от слова "ревность". "Ревновать", в смысле - ревностно относиться, надо не к чужим успехам, а прежде всего к своим. Нормально "ревновать" не к другим, а к себе. Тогда за других научишься радоваться, а не завидовать им.

На Тропе нет места взаимной зависти. Там совершенствуются не потому, что кто-то кого-то в чём-то превзошёл, а потому, что _ХОЧЕТСЯ_ научиться. В "Тропе-2003" Олег Гуров рассказывает, как с нижнего лагеря на верхний приходит челнок, и ребята с нижнего лагеря включаются в текущие работы на верхнем. Вот несут бревно, айда-ка я помогу. Зовут уже назад, на нижний лагерь, а тут начинают делать настил под палатку, а я так хочу научиться это делать... _ПОМОЧЬ, НАУЧИТЬСЯ_ - вот основа тропяной мотивации. Занесённая из прежней, не тропейной, жизни завистливость, желание верховодить, превосходить, утверждаться за чужой счёт - всё это на Тропе постепенно отмирает, для всего этого на Тропе нет благоприятных условий, нет почвы. _ПОМОЧЬ, НАУЧИТЬСЯ И НАУЧИТЬ_, а не кого-то там в чём-то переплюнуть, обскакать, превзойти, ткнуть носом в собственную неумелость по сравнению с кем-то.

669-metallurgiya-metallar-m-eretmlr-00-fn-m-mdniyatne-gomumi-msllre-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
66proceduri-soglasovaniya-proektnih-otchetov-ot-zakazchika-utverzhdayu.html
66samovospitanie-podrostkov-shpargalka-po-pedagogicheskoj-psihologii-nataliya-aleksandrovna-bogachkina.html
66vklyuchenie-kontrollera-v-lokalnuyu-upravlyayushuyu-set-magistr-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
67-68-zastupnik-direktora-z-navchalno-vihovno-roboti.html
67-ekspertnie-ocenki-v-marketingovih-issledovaniyah-sbit.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2009-goda-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ob-ispolnenii-prikaza-mz-rt-ot-07072008-g-602-prikaz-684-ot-29-maya-2009g-ob-organizacii-medicinskoj-pomoshi.html
  • literature.bystrickaya.ru/boevoe-kreshenie-ili-isa-rom-modul-v-ekzoticheskie-obekti-dlya-vnedreniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/the-life-and-works-of-charles-dickens.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-sudovih-dokumentov.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-ortodonticheskoj-pomoshi-naseleniyu-vrachebnaya-etika-i-deontologiya.html
  • school.bystrickaya.ru/integraciya-endogennih-faktorov-v-sistemu-obrabotki-eksteroceptivnih-signalov-03-00-02-biofizika-03-00-13-fiziologiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-bankovskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-avtor-professor-kafedri-finansovogo-prava.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-povesti-nevskij-prospekt.html
  • write.bystrickaya.ru/fajl-soderzhit-programmi-attestacionnih-ispitanij-po-specialnostyam-fakulteta-vozdushnih-soobshenij-kommerciya-kommerciya-torgovoe-delo-str-2-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-obshestvoznaniyu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-modelnie-selskie-biblioteki.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo-poslednij-god-pyatiletki-vipolnenie-reshenij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vibiraetsya-iz-spiska-tem-kotorij-imeetsya-v-metodicheskih-rekomendaciyah-po-vipolneniyu-referatov-kursovih-i-diplomnih-rabot-oni-razmesheni-v-pakete.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-mezhdunarodnaya-migraciya-rabochej-sili-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-perechen-ribopromislovih-uchastkov-na-territorii-kamchatskogo-kraya-utverzhdennij-postanovleniem-pravitelstva-kamchatskogo-kraya-ot-03-12-2009-464-p.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pozitivizm-i-estestvennoe-pravo.html
  • writing.bystrickaya.ru/7224-budushee-dlitelnoe-s-tochki-zreniya-proshedshego-the-future-continuous-in-the-past-tense.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-12-dom-na-bolote-kalugin.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delovoj-etiket-i-ego-principi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prigaro-n-a-informacionnoe-obespechenie-regionalnih-bibliotechnih-programm-v-sahalinskoj-oblasti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-administracii-municipalnogo-rajona-zapolyarnij-rajon.html
  • shkola.bystrickaya.ru/merkurij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-specialnie-glavi-matematiki-issledovanie-operacij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/usadba-pokrovskoe-rubcovo.html
  • writing.bystrickaya.ru/b-gavrilov-a-borovikov-mezhdunarodnaya-yubilejnaya-alpiniada-na-pik-lenina-v-chest-50-letiya-sovetskogo-gosudarstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/modeli-argumentiruyushej-kommunikacii-aya-kommunikaciya-i-ne-bilo-nuzhdi-v-ritoricheskih-uhishreniyah-kak-i-v-srednie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-pervij-kanal-novosti-18-01-2006-kriskevich-vyacheslav-15-00-15.html
  • essay.bystrickaya.ru/blazhennaya-starica-ekaterina-sostaviteli-svetlana-devyatova-olga-tulskaya-tambovskie-duhovnie-svetilniki.html
  • studies.bystrickaya.ru/harakteristika-grazhdansko-pravovoj-otvetstvennosti-v-sisteme-prava.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-tendencii-izmeneniya-ekosistem-programma-razvitiya-oon-v-kirgizskoj-respublike-chetvertij-nacionalnij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-s-uchyotom-primernoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-i-skorrektirovana-na-eyo-osnove-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sozdanie-mini-igri-magicheskij-kvadrat.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-7-klass-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-ustojchivim-razvitiem-regiona-v-usloviyah-modernizacii-na-materialah-karachaevo-cherkesskoj-respubliki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.