.RU

Акустика студий - часть 2


Защита студий от звуковых помех

Можно выделить три основных механизма, приводящих к образованию звукового фона в студиях. Первый из них - это вентиляционные шумы, обусловленные работой моторов вентиляторов и процессами распространения звука в воздуховодах. Второй - это так называемый воздушный шум. Данный механизм связан с проникновением звука через студийные ограждения. Источниками воздушного шума могут являться транспортные шумы (если ограждение студии является наружной стеной здания), звук работающих в смежной аппаратной контрольных агрегатов, разговоры в смежных со студией коридорах и помещениях и т.п. Наконец, третий механизм, структурный звук, связан с распространением звуковых волн по перекрытиям и ограждениям здания при возбуждении их в форме вибрационных нагрузок. Типичными примерами источников структурного звука являются шаги в смежных со студией коридорах и расположенных над студией помещениях, а также хлопки при закрытии дверей. Структурные шумы могут также возникать при работе лифтов и другого технологического оборудования.

Борьба со всеми указанными источниками шумов должна проводиться в комплексе. Опыт показывает, что принципиально важно правильно выбрать объемно-планировочное решение аппаратно-студийных помещений в зданиях. Поэтому в случае строительства нового аппаратно-студийного комплекса целесообразно специалиста-акустика привлекать к проектированию на самой ранней его стадии, когда составляются поэтажные планы будущего здания. Только в этом случае удается выбрать оптимальное размещение студий, обеспечивающее их защиту от шума при минимальных капитальных затратах.

Методика расчета вентиляционных шумов в настоящее время достаточно хорошо разработана. Для каждой конкретной студии с учетом числа исполнителей и типов выделяющего тепло технологического оборудования определяется требуемый воздухообмен. На основе этих данных выбираются параметры вентсистемы и типы вентиляторов. После этого с учетом конкретной конфигурации системы выбираются глушители шума, обеспечивающие снижение шума вентсистем до требуемого уровня. Обычно для студий требуется минимально две группы глушителей: магистральные - на выходе патрубков моторов вентиляторов и секционные - перед входами воздуховодов в студию. Расчеты по методике хотя и достаточно громоздки, но позволяют достаточно точно определить требования к типу и конструкции глушителей, обеспечивающих требуемое снижение шума. Весьма важно, чтобы при производстве работ не проводились произвольные изменения параметров системы. Известны примеры, когда принятое при строительстве занижение сечения коробов вентсистемы приводило к столь большому уровню шума, что студии совсем не могли эксплуатироваться при включенной вентиляции. В целом же при корректном проектировании борьба с вентиляционными шумами может проводиться вполне успешно и представляет собой чисто инженерную задачу.

Задача снижения воздушного звука в своей постановке достаточно проста. После выбора объемно-планировочного решения студии становятся известны возможные источники шума в смежных помещениях. Обычно среди них наибольший УЗД создают работающие в смежной аппаратной контрольные агрегаты. Зная этот УЗД (он определен в Рекомендации ТК ОИРТ 86/3) и допустимый уровень шума, можно определить требования к звукоизоляции (ЗИ) ограждения. Довольно распространенной является ошибка, при которой требуемую ЗИ определяют как простую разность уровней между шумным и изолируемым помещениями. Реально же следует при определении ЗИ учитывать также площадь ограждения и время реверберации в изолируемом помещении.

Наиболее сложной является проблема борьбы со структурным звуком. Связано это с тем, что требуется обеспечить полную акустическую развязку между внутренними ограждениями студии и конструкциями здания. Ситуация усугубляется и отсутствием инженерной методики расчета распространения структурных шумов по реальным конструкциям здания. На практике для эффективного ослабления структурного звука широкое распространение получил принцип коробка в коробке. При этом внутренняя коробка студии (стены, пол и перекрытие) являются независимыми и не имеют жесткой связи с другими конструкциями здания. Последнее достигается либо устройством внутренней коробки на отдельном фундаменте (что, естественно возможно только при размещении студии на нижнем этаже), либо опиранием пола внутренней коробки на несущее перекрытие не непосредственно, а через упругий слой. В качестве него могут использоваться пружинные амортизаторы, резиновые кубики или иные упругие прокладки. При тщательном качестве выполнения строительных работ подобное решение обеспечивает вполне достаточную ЗИ.

Отметим, что в отечественной практике (за редким исключением) получил распространение лишь один конструктивный подход к реализации принципа коробка в коробке. Он заключается в том, что двойные ограждения студии, образующие внутреннюю и внешнюю коробку, выполняются в виде кирпичных стен, каждая из которых опирается на собственный фундамент. Такой подход является очень трудоемким и дорогостоящим. Кроме того, его эффективность очень критична к качеству строительных работ. Например, наличие забытого строительного мусора в промежутке между ограждениями внешней и внутренней коробок или плохо выполненная расшивка акустического шва во входном тамбуре приводят к резкому снижению ЗИ структурного звука и сводят на нет все дорогостоящие затраты на сооружение подобной конструкции.

В зарубежной практике для ЗИ студий почти повсеместно используются легкие многослойные ограждающие конструкции. При этом широко применяются укрепляемые по металлическому каркасу в несколько слоев гипсовые обшивочные листы. Наличие упругих прокладок между этими листами обеспечивает эффективное ослабление структурного звука. В последние годы стал широко рекламироваться модульный принцип устройства студий. Он исходит из применения упомянутых многослойных ограждений, конструкция которых очень тщательно отработана. Подобная студия может быть вписана в любое помещение достаточно больших размеров. Известно несколько конструктивных подходов. Достаточно часто на ограждение исходного помещения кладут резиновые кубики, выполняющие роль амортизаторов и ослабляющих передачу вибраций на ограждения будущей студии. На эти кубики кладут панели пола, крепят металлический каркас, а затем обшивают его панелями, образующими стены и перекрытие студии. Предусмотрены стеновые панели с заранее встроенными смотровым окном и входными студийными дверями. Все необходимые для сооружения такой студии материалы достаточно легкие и могут транспортироваться в обычном грузовике. Ряд изготовителей с гордостью сообщает, что подобная студия может быть полностью смонтирована и сдана в эксплуатацию за несколько часов.

Обеспечение оптимальных акустических характеристик

Основным этапом проектирования является подбор фонда звукопоглощения помещения, который обеспечивал бы требуемые значения времени реверберации при оптимальной структуре ранних звуковых отражений. Подобные расчеты обычно производятся по формуле Эйринга. Исходными данными для их проведения являются объем помещения, общая площадь его внутренних поверхностей и требуемый оптимум реверберации. Расчеты проводят для отдельных октавных полос, используя обычно частотный диапазон от 125 до 4000 Гц. В справочных руководствах приводятся значения КЗП различных звукопоглощающих материалов и конструкций, а также данные о звукопоглощении исполнителей, кресел и других предметов.

Прежде всего, необходимо отобрать те звукопоглощающие материалы и конструкции, которые будут намечены к использованию в проектируемой студии. Эта задача является наиболее сложной и ответственной, так как при этом приходится учитывать одновременно целый ряд факторов: стоимость материалов, их внешний вид, возможность поставки, требования пожарной безопасности и т.п. На этой же предварительной стадии следует решить вопрос и о способе монтажа материалов на поверхностях студии. Дело в том, что значения КЗП материалов зависят от способа их крепления. Например, наличие воздушного относа между задней поверхностью звукопоглощающей плитки и плоскостью стены (при креплении плитки по несущему каркасу) приводит к увеличению КЗП в низкочастотной области. Игнорирование этого факта при акустическом проектировании может привести к существенному "переглушению" студии на низких частотах, причем исправление этого дефекта в построенной студии обычно весьма сложно и требует больших дополнительных затрат. Помимо этого, следует принимать во внимание и ряд дополнительных чисто акустических требований. В частности, для музыкальных студий оказывается полезным размещать на потолке достаточно большое количество звукорассеивающих конструкций, в дикторских студиях следует избегать поступления первых интенсивных отражений в область размещения дикторского стола. Некоторые эти вопросы ниже рассмотрены подробнее.

После решения указанных проблем приступают к непосредственным расчетам. Суть их сводится к тому, чтобы путем варьирования площадей занимаемых выбранными материалами подобрать такой общий фонд звукопоглощения студии, при котором в ней будет обеспечен оптимум реверберации. В настоящее время подобные расчеты повсеместно производятся на ЭВМ по специально разработанным программам, позволяющим найти оптимальное решение. При расчете, как показывает опыт, обычно необходимо учитывать некоторые поправочные параметры, к которым относится так называемый коэффициент добавочного звукопоглощения. Этот коэффициент учитывает добавочное поглощение, обусловленное наличием осветительной арматуры, щелей и ряда других факторов. Его значения были определены на основании исследования большого числа студий разного назначения. После завершения расчетов приступают к заключительному этапу, на котором подготавливаются необходимые чертежи для проведения строительных работ.


avtor-andrushenko-natalya.html
avtor-boldakov-a-programma-trenazher-dlya-raboti-s-teodolitom-i-nivelirom-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-sibirskij.html
avtor-dokumenta-fizicheskoe-ili-yuridicheskoe-lico-sozdavshee-dokument-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2005.html
avtor-etoj-knigi-ne-prinadlezhit-k-tomu-ryadu-kanonizirovannih-avtoritetov-imena-kotorih-na-sluhu-u-psihologov-i-ne-tolko-u-nih-eshe-so-studencheskoj-skami-vi-stranica-12.html
avtor-etoj-knigi-ne-prinadlezhit-k-tomu-ryadu-kanonizirovannih-avtoritetov-imena-kotorih-na-sluhu-u-psihologov-i-ne-tolko-u-nih-eshe-so-studencheskoj-skami-vi-stranica-7.html
avtor-etoj-knigi-vidnij-sovetskij-geograf-mnogie-godi-rabotal-v-sostave-nauchnih-ekspedicij-v-sredneaziatskih-respublikah-sssr-v-mongolii-i-zapadnom-kitae.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-pr-kak-dvustoronnij-process-napravlennij-rezultat-i-ocenka-effektivnosti-pr-istoricheskaya-perspektiva.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vcp-112-kontrol-za-soblyudeniem-pravil-registracii-i-snyatiya-grazhdan-rossijskoj-federacii-s-registracionnogo-ucheta-po-mestu-prebivaniya-i-po-mestu-zhitelstva-v-predelah-rossijskoj-federacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/r-o-lirmyan-redakciya-literaturi-po-medicine-i-fizicheskoj-kulture.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-referata-sost-g-a-mashenceva-l-l-savello-volgograd-gos-tehn-un-t-volgograd-2006-15-s.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samoproverki-zharkov-a-d-organizaciya-kulturno-prosvetitelnoj-raboti-ucheb-posobie-dlya-studentov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-teplosnabzheniya-rajona-chistie-prudi-g-kirova-s-ispolzovaniem.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ustanovki-dlya-ionoobmennoj-ochistki-stochnih-vod-spravochnoe-posobie-k-sn-i-p-04-03-85-proektirovanie-sooruzhenij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-dogovori-komissii-a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-aspirantov-dlya-sdachi-kandidatskogo-ekzamena-po-discipline-istoriya-i-filosofiya-nauki.html
  • student.bystrickaya.ru/28-indikaciya-dati-instrukciya-polzovatelya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polnaya-kollektivnaya-brigadnaya-materialnaya-otvetstvennost.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-municipalnoe-byudzhetnoe-uchrezhdenie-zdravoohraneniya-detskij-sanatorij-raduga.html
  • school.bystrickaya.ru/kak-rasschitat-svoj-sutochnij-racion.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tomskaya-oblast-tomskij-rajon.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uslugi-okazivaemie-komitetom-imama-homejni-po-okazaniyu-pomoshi-v-millionah-rialov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-perevozke-krupnogabaritnih-i-tyazhelovesnih-gruzov-avtomobilnim-transportom-po-dorogam-rossijskoj-federacii-v-red-prikaza-mintransa-rf-ot-22-01-2004-n-8.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-tehnicheskimi-sistemami-dlya-studentov-4-kursa-specialnosti-190205-podemno-transportnie-stroitelnie-dorozhnie-mashini-i-oborudovanie-sm.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskij-centr-obucheniya-izbiratelnim-tehnologiyam-pri-centralnoj-izbiratelnoj-komissii-rossijskoj-federacii-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-zatratami-v-potrebitelskoj-kooperacii-teoriya-metodologiya-praktika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-upravlenie-obnovleniyami-innovaciyami-v-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-ekonomicheskih-nauk.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-sessii-stranica-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-271200-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya-vseh-form-obucheniya-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-men-i-chelovek-estestvennie-prava-cheloveka.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnij-doklad-o-kadastre-stranica-9.html
  • klass.bystrickaya.ru/53raschet-cepnoj-peredachi-poyasnitelnaya-zapiska-k-kursovomu-proektu-po-discipline-osnovi-konstruirovaniya-mehanizmov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/komplektaciya-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/asker-zade-n-za-malenkogo-brokera1-.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prizyor-vserossijskoj-olimpiadi-obuchayushihsya-po-fizike-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrabotka-rezultatov-etot-spravochnik-v-pervuyu-ochered-sbornik-tehnik-tochnee-uprazhne-nij-kotorie-psiholog.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obraz-peterburga-v-romane-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-tema-revolyucii-i-ee-voploshenie-v-poeme-a-bloka-dvenadcat.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnashyonnost-bibliotechno-informacionnimi-resursami-or-ganizacionno-pravovoe-obespechenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respubliki-belarus-uchrezhdenie-obrazovaniya-belorusskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-imeni-maksima-tanka-dnevnik-zdorovya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-plenuma-verhovnogo-suda-rf-ot-12-noyabrya-2001-g-n-17-tema-sudebnaya-vlast-v-rf.html
  • credit.bystrickaya.ru/patologicheskaya-anatomiya-e-n-amosova-kardiomiopatii-kiev-kniga-plyus.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-tablica-cenovih-predlozhenij-postavshikov-po-gosudarstvennim-zakupkam.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.