.RU

Альтерация


Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГОУВПО Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра патологической анатомии


"Утверждаю"

Зав. кафедрой, д.м.н.

профессор__________ Боташева В.С.

«___»____________ 2010 г.


Методическая разработка для студентов
по проведению практического занятия по учебной дисциплине

патологическая анатомия со студентами 3 курса по специальности

“Врач общей практики”


Тема № 1. Альтерация

Занятие № 1. Некроз. Общая смерть.


^ Обсуждена на заседании кафедры
«_____» _____________ 2010 г.

Протокол №______


Ставрополь, 2010 г.


Занятие №1.


Тема 1. Введение. Некроз. Общая смерть (признаки смерти, посмертные изменения)

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Ознакомиться с предметом – патологическая анатомия (ее содержание, задачи, объекты, методы и уровни исследования). Изучить определения причин смерти: естественная, насильственная и смерть от болезней. Изучить определение некроза как местной смерти, знать причины, механизм развития и морфологическую характеристику некроза.

ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. В результате изучения темы занятия Вы должны:

Знать: Методы исследования патологической анатомии;

- признаки биологической смерти и посмертные изменения;

- классификация некроза и его клинико-морфологические формы;

- морфологические признаки и исходы некроза.

Уметь:

- определять по макро – и микроскопической картине органов разные виды некроза и давать заключение об их нозологической принадлежности;

- определять по макро – и микроскопической картине морфологическую динамику процесса;

- определять по макро – и микроскопической картине клинико-морфологическую форму некроза;

- определять по микроскопической картине комплекс морфологических изменений, характеризующих некроз.

^ Иметь представления:

- о значимости следующих терминов и словосочетаний:

Гангрена, инфаркт, некроз, некробиоз, мумификация, нома, секвестр.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ. Овладение материалом темы является необходимой предпосылкой для познания закономерностей морфологических реакций и их клинических проявлений при развитии ряда патологических процессов и болезней. В практической деятельности врача это необходимо для клинико-морфологического анализа. Уметь давать определения клинической и биологической смерти, а так же механизмы умирания и признаки смерти. Интерпретировать посмертные изменения и их морфологическую характеристику. Иметь понятия о этике патологоанатомического вскрытия, а так же о тонатогенезе и реанимации. Изучить следующие определения:

^ Инфаркт-некроз ткани, возникающий при нарушении кровообращения (ишемия);

Гангрена – некроз тканей, соприкасающихся с внешней средой;

Марантический некроз – пролежни у истощенных больных с явлениями кахексии;

Мумификация – высыхание, уплотнение мертвой ткани;

Нома – влажная гангрена мягких тканей щек у детей;

Некроз- омертвение, гибель клеток и тканей в живом организме.


^ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Макропрепараты.

  1. Геморрагический инфаркт головного мозга.

  2. Ишемический инфаркт селезенки.

  3. Инфаркт миокарда.

  4. Гангрена кишки.

  5. Гангрена стопы.

  6. Инфаркт почки.


Микропрепараты.

А) для зарисовки.

1. Казеозный некроз лимфоузла при туберкулезе (окраска г-э).

2. Инфаркт почки (окраска г-э).

Б) для демонстрации

Инфаркт миокарда (окраска г-э).

Таблицы.

1.Ишемичесий некроз селезенки.

2. Ишемический некроз почки.

3. Инфаркт миокарда.

4. Туберкулезный лимфаденит, казеозный некроз.

5. Восковидный (ценкеровский) некроз мышцы.

6. Некротический нефроз.

7. Геморрагический инфаркт легкого.

8. Геморрагический инфаркт головного мозга.

9. Ишемический инфаркт головного мозга.

^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия. Учебник.

В 2 т., Т.2.-Медицина, 2000.

2.Серов В.В., Пальцев М.А., Ганзен Т.Н. Руководство к практическим

занятиям по патологической анатомии. – М.: Медицина , 1998

3. Серов В.В., Ярыгин Н.Е, Пауков В.С. Патологическая анатомия.

Атлас. М.: Медицина, 1986.

4. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. Изд. 3-е, 4-е.

М: Медицина, 1993

ПЛАН

Практического занятия по патологической анатомии для студентов

лечебного факультета.

( 3 академических часа: 135 минут учебного времени)


Ваши действия при подготовке к данному занятию:

А) Восполните знания базовых дисциплин, используя литературу:

- по нормальной анатомии человека (ангиология миокарда, почек, головного мозга)

-по гистологии человека раздел (микроскопическое строение легких, почек, миокарда)

Б) Воспользуйтесь основной литературой по теме занятия

- при работе с литературой обратите внимание на этио- пато- и морфогенез

изучаемых явлений некроза и вытекающих осложнений с исходом.


В) Соблюдайте правила и меры безопасности на занятии: бережное отношение к учебной и методической литературе; макро и микропрепаратам, микроскопам; самостоятельно не включайте видеосистему; запрещается вскрывать герметически закрытые в стеклянной таре макропрепараты.


Г) Ваши действия при выполнении программы занятия:

-будьте готовы ответить на тесты № 1-14.

- при отработке 1 вопроса воспользуйтесь музейными макропрепаратами с описанием по схеме и зарисовкой микропрепарата;

- доложите преподавателю о выполнении задания;

- будьте готовы ответить на следующие вопросы:

  1. Дайте общую характеристику некрозу и биологической смерти.

  2. Дайте определение некроза, перечислите клинико-морфологические формы.

  3. Оцените значение осложнений и исходов некроза.

- при отработке 2 вопроса воспользуйтесь музейными макропрепаратами с описанием по схеме и зарисовкой микропрепарата;

- доложите преподавателю о выполнении задания;

- будьте готовы ответить на следующие вопросы:

  1. Дайте определение понятия смерть, охарактеризуйте механизмы умирания и признаки смерти.

  2. Перечислите посмертные изменения и дайте морфологическую характеристику.

Д) Заполните графологическую структуру по характеристике клинико-

морфологических форм некроза:


^ Вид некроза

Морфологическая характеристика







Ишемический




Инфекционный




Трофоневротический





физический




Химический






Е) Будьте готовы ответить на тесты итогового (выходного) контроля знаний (№ 1-14 вопросы 1-4) с решением ситуационных задач (№ 1-14 вопрос 5);

Ж) К следующему занятию воспользоваться методической разработкой к занятию № 2 повторить из курса гистологии-микроскопическое строение почек, печени, легких.

Методическую разработку составил к.м.н., доцент Косторная И.В.


Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГОУВПО Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра патологической анатомии


"Утверждаю"

Зав. кафедрой, д.м.н.

профессор__________ Боташева В.С.

«___»____________ 2010 г.



44-osobennosti-razvitiya-poznavatelnoj-sferi-osnovi-specialnoj-psihologii-ucheb-posobie-dlya-stud-sred-ped-ucheb.html
44-paroturbinnie-ustanovki-prikaz-minenergo-rf-ot-19-iyunya-2003-g-n-229-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii.html
44-pervonachalnoe-priznanie-finansovih-instrumentov-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-5.html
44-pofaktornie-rascheti-kolichestva-vozduha-neobhodimogo-dlya-provetrivaniya-severnij.html
44-politika-obedinyayushaya-eti-dva-podhoda-doklad-ocenka-kachestva.html
44-poryadok-nachisleniya-i-ucheta-amortizacii-osnovnih-sredstv-uchebnoe-posobie-vladimir-2011-udk-657-1-69-bbk-65-052-253-1.html
  • student.bystrickaya.ru/221-russkij-yazik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/magicheskie-risunki-formuli-zaklinaniya-predislovie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16-trevalon-materialovedenie-v-ortopedicheskoj-stomatologii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-avtor-god-izdaniya-firma-uchebnik-avtor-god-izdatelstvo-1-suslova-o-v.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-elementi-ns1-2-metodicheskie-ukazaniya-programma-reshenie-tipovih-zadach-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-proizvodstvo-po-materialam-o-pomeshenii-federalnij-zakon.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mishel-fuko-nadzirat-i-nakazivat-rozhdenie-tyurmi-stranica-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/poisk-i-identifikaciya-inovremyan-lovlya-prishelcev-na-nazhivku-kniga-iii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/planirovanie-i-prognozirovanie-na-predpriyatiyah-obshestvennogo-pitaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-polozheniya-predlagaemij-konspekt-opornih-lekcij-otrazhaet-tradicionnij-nabor-tem-i-problem-kursa.html
  • books.bystrickaya.ru/den-pyatij-aurora-borealis-sbornik-stihov-i-prozi-minsk.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravovedenie-annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-istoriya-obshaya-trudoemkost-izucheniya-disciplini-sostavlyaet.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-2-razrabotka-programmno-metodicheskogo-obespecheniya-prepodavaniya-dannoj-temi-v-shkolnom-kurse-informatiki.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-chastnogo-prava.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-razrabotana-uchitelem-geografii-galutvo-t-v-dlya-7-a-7-b-7-v-7-g-7-d-klassov-na-osnove-programmi-po-geografii-6-9-klass-umk-polyarnaya-zvezda.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorcheskie-pravila-vizhivaniya-julia-cameron-the-vein-of-gold-a-journey-to-your-creative-heart.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-interdiskursivnoe-nasilie-zhmurov-d-v.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zoloto-mozhet-podorozhat-dvenadcatij-god-kryadu-rbk-05-07-12.html
  • studies.bystrickaya.ru/literatura-akusherstvo-zabolevaniya-pochek-i-beremennost.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-razmernostej-i-edinstvo-chislovih-znachenij-fundamentalnih-fizicheskih-konstant-v-sisteme-razmernostej-lt.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-osobie-prava-menshinstv-sovmestnij-otchet-mezhdunarodnaya-helsinkskaya-federaciya-po-pravam-cheloveka-mhf-moskovskaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-primeri-bibliograficheskih-opisanij-knigi-pravila-sostavleniya-bibliograficheskih-ssilok-i-bibliograficheskih.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-tlegen-ajbergenov-a-is-3-sinip-almati-oblisi-panfilov-audani.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rani-ukusi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-igor-guberman-aleksandr-okun.html
  • literature.bystrickaya.ru/drske-dajindalu-shn-tapsirmalar-tmendeg-tairiptar-bojinsha-materialdarmen-tanistiru.html
  • writing.bystrickaya.ru/kultura-italyanskogo-vozrozhdeniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/21-proporcionalnaya-izbiratelnaya-sistema-na-viborah-vserossijskogo-uchreditelnogo-sobraniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-v-navigaciyu-2011-g-na-teplohode-aleksej-tolstoj.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-180-km-ot-rajonnogo-centra-p-cherskij-transportnaya-set-zimoj-avtozimnik-po-reke-kolimaletom-rechnoj-transport.html
  • crib.bystrickaya.ru/gruppovogo-dolgosrochnogo-proekta-obuchayushihsya-moya-professiya-cvetovod-kotoraya-vklyuchaet-v-sebya-neskolko-napravlenij-cvetnik-dlya-nashego-liceya-sozdanie-proekta-fragmentalnogo-ozeleneniya-uchebnogo-k.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-40-atmosferali-isim-torrichelli-tzhribes-barometr-masati.html
  • literature.bystrickaya.ru/belousov-valerij-ivanovich-tam-vdali-za-rekoj-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/morozhenoe-analiz-rossijskogo-rinka-i-tehnologiya-proizvodstva-morozhenogo.html
  • turn.bystrickaya.ru/pasport-programmi-informacionnaya-spravka-problemno-orientirovannij-analiz-deyatelnosti-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-za-2010-2011-uchebnij-god-razdel-2-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.