.RU

Базовая учебная программа дисциплины «Основные направления современной философии» для студентов специальности 1- 21 02 01 «Философия» Минск 2008




Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Факультет философии и социальных наук

Кафедра философии культуры


Утверждаю


Проректор по учебной работе

В. Л. Клюня ______________­_


Рег. № ____________________


Базовая учебная программа дисциплины


«Основные направления современной философии»

для студентов специальности 1- 21 02 01 «Философия»


Минск 2008


Автор: Т. Г. Румянцева, д.филос.н., профессор кафедры философии культуры, П. В. Барковский, к.филос.н., доцент кафедры философии культуры


Рецензент: А. П. Ждановский, к.филос.н., доцент кафедры философии и методологии науки


Утверждена на заседании кафедры

протокол № 6 от 9 февраля 2007 г.


Утверждена на заседании Ученого совета факультета философии и

социальных наук

протокол № 3 от 13 февраля 2007 г.


Ответственный за редакцию: Т. Г. Румянцева, д.филос.н., профессор кафедры философии культуры


Введение

Учебный курс «Основные направления современной философии» предназначен для студентов отделения философии факультета философии и социальных наук. В рамках данного курса студенты должны ознакомиться с основными парадигмальными установками и направлениями современной философии – неокантианством, неогегельянством, философией жизни, феноменологией, экзистенциализмом, прагматизмом, аналитической философией, структурализмом, постмодернизмом и т.п. Преимущественное внимание при этом уделяется не детализированному историко-философскому анализу каждой из выше упомянутых концепций, а анализу основных проблем, принципов и методов, которые определяют «смысловое ядро» современных направлений философии в XX столетии.

Данный курс является органическим элементом профессиональной историко-философской подготовки студентов-философов и находится в прямой взаимосвязи с базовыми философскими курсами: «Философская антропология», «Социальная философия», «Метафизика и онтология», «Теория познания и философия науки», «Этика», «Эстетика», «Религиоведение», «Культурология».

Цель курса:

Задачи курса:

В результате изучения курса студенты должны знать:

В результате изучения курса студенты должны уметь:

^ 2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование темы


Лекции

Сем.

Самост.

работа

Всего

1.

Классическая и современная западная философия: проблемы преемственности и развития


4

2

4

10

2.

Неокантианство


12

8

2

22

3.

Философия жизни


14

10

6

30

4.

Неогегельянство


4




2

6

5.

Феноменология Э. Гуссерля

Феноменологические стратегии в современной философии














6.

Философская герменевтика














7.

Философская антропология.














8.

Философия экзистенциализма и персонализма














9.

Философия неотомизма и диалектическая теология













10.

Философия прагматизма













11.

Аналитическая философия













12.

Постпозитивизм как современная философия науки














13.

Структуралистская парадигма и постструктурализм













14.

Постмодернистские направления

в современной философии














15.

Неомарксизм и постмарксизм













16.

Социально-критическая теория




















































Всего:

34

20

14

68



Тема 1. Классическая и современная западная философия: проблемы преемственности и развития

К вопросу о легитимности термина «Современная западная философия». Основные парадигмальные установки философской классики и их переоценка в неклассической философии: отрицание метафизики; переосмысление проблемного поля классической философии и понятийно-категориального аппарата, используемого для его осмысления; отказ от априоризма и трансцендентализма; переосмысление классических онтологий и субъект-объектной схемы познавательного процесса; специфика моделирования социальных процессов и антропологической проблематики.

Социальные, идейно-теоретические и теоретико-познавательные предпосылки формирования и развития основных направлений в философии конца ХIХ – начала ХХ в.

Основные характеристики и центральные темы современного философского мышления.


Тема 2. Неокантианство

Исторические, естественнонаучные и идейно-теоретические предпосылки «кантианского возрождения» в западноевропейской философии в последней трети ХIХ в.

Основные направления неокантианства: физиологическое (^ Г. Гельмгольц, Ф. Ланге), реалистическое (А. Риль, О. Кюльпе), психологическое (Л. Нельсон), трансцендентально-логическое, (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), трансцендентально-психологическое (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер). Отношение представителей Марбургской школы к идейному наследию Канта. Понятие трансцендентального метода у Канта и в философии Марбургской школы.

Проблема предмета философии. Понятие о чистом познании и задачи построения логики чистого познания. Принципы «систематического единства» и «изначального происхождения» знания.

Проблема «вещи в себе» и «данности» в философии Марбургской школы неокантианства.

Трактовка ощущения как формы чистой мысли. Познание как построение предмета чистой мыслью. Этика «чистой воли» и «этический социализм».

Анализ основных идей П. Наторпа. «Философия символических форм» Э. Кассирера.

«Фикционализм» Х. Файхингера.

Баденская (Фрейбургская) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Понятие о предмете философии. Критика объективирующего и субъективирующего мировоззрений. Соотношение действительности и мира: понятие «ценности» в философии Виндельбанда и Риккерта. Риккерт о типах связи ценности с действительностью: блага и оценки. Конкретизация предмета философии как проблемы единства ценности и действительности.

Гносеология Баденской школы. Анализ проблемы трансцендентного объекта. Три типа данности объекта субъекту. Проблема объективности суждения, его ценностный характер. «Долженствование» как предмет и критерий познания. Представители Баденской школы о познании как преобразовании действительности.

Методология Баденской школы. «Науки о природе» и «науки о культуре». Генерализирующий и индивидуализирующий методы. Теория культуры Баденской школы. История как процесс кристаллизации ценностей. Значение Баденской школы неокантианства в истории философии и культуры ХХ столетия.


Тема 3. Философия жизни

Социально-исторические, естественнонаучные и идейно-теоретические предпосылки возникновения философии жизни в Германии. Понятие «жизнь» как первичная реальность, целостный органический процесс. Основные разновидности трактовки понятия «жизнь». Философия жизни как пролог нового типа философствования, ее место и роль в истории философии и культуры ХХ столетия. Основные представители философии жизни в Германии: Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер.

Ф. Ницше – родоначальник философии жизни. Его место и роль в философии и культуре ХХ в. Исторические судьбы ницшеанства.

Романтизм молодого Ницше. Влияние А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. «Рождение трагедии» – ключ к расшифровке последующего творчества философа.

«Сверхчеловек» – культурно-этический идеал Ницше. Работа Ницше «Так говорил Заратустра». Зарождение идеи о сверхчеловеке. Исторический сверхчеловек. Сверхчеловек как биологический тип, высший по сравнению с Homo sapiens. Основные черты сверхчеловека в трактовке Ницше. Идея о вечном возвращении и ее современные интерпретации.

«Переоценка всех ценностей» – учение Ф. Ницше о культурно-историческом процессе и морали. Работа Ницше «По ту сторону добра и зла». Учение о морали. Мораль господ и мораль рабов. Генеалогический метод Ницше и его современные интерпретации («К генеалогии морали»).

Воля к власти как основополагающий принцип учения Ницше. Разум (интеллект) и аффекты (инстинкты) как проявления воли к власти. Понятие о перспективизме. Ницше и современная философская антропология. Преодоление метафизики в философии Ницше. Интерпретация идей Ницше в философии ХХ века (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Деррида, Ж. Делез, Р. Рорти).

^ Философия жизни В. Дильтея. Проблема предмета философии в творчестве раннего Дильтея. Философия как мировоззрение и методология «наук о духе». Работа Дильтея «Введение в науки о духи». «Науки о природе» и «науки о духе». Понятие герменевтики и герменевтического метода Дильтея. Влияние Дильтея на последующую герменевтическую традицию в философии ХХ в. Исторические судьбы учения Дильтея.

^ Философия жизни О. Шпенглера. «Закат Европы» ­­– центральное произведение Шпенглера. Главные предпосылки становления философских взглядов мыслителя. Шпенглер и русская философия. Морфология истории Шпенглера и ее основные понятия: «становление» и «ставшее», «душа», «судьба», «жизнь», «мир». Метод исторического познания Шпенглера и его основные составляющие: «глубинное переживание», «физиогномический такт», релятивизм. Критика Шпенглером классической концепции истории. Основные принципы его циклической модели истории. Учение о цивилизации.

Идея Шпенглера о «закате Европы» в контексте современной философской глобалистики (С. Хантингтон, П. Бьюкенен, Ф. Фукуяма и др.)

^ А. Бергсон – представитель философии жизни во Франции. Бергсон о процессе развития и познания. Инстинкт, интеллект и интуиция как разветвления «потока жизни». Методология познания Бергсона и его концепция интуиции. Иррационализм Бергсона. Социальная философия: мораль и религия; понятия «закрытого» и «открытого общества. Бергсон и литература «потока сознания» (Ф. Кафка, М. Пруст, Д. Джойс).


^ Тема 4. Неогегельянство

Возникновение неогегельянства в Германии в первой половине ХХ века. Р. Кронер о смысле и предмете философии.

«Актуальный идеализм» ^ Дж. Джентиле. Философия истории Джентиле. Неогегельянский «атеизм» Б. Кроче.

Историцизм Р. Дж. Коллингвуда. Экзистенциалистская реконструкция гегелевской системы философии в учениях Ж. Валя, А. Кожева и Ж. Ипполита. Система «критической онтологии» Н. Гартмана. Абсолютный идеализм Ф. Г. Брэдли. Учение об абсолюте. Негативная диалектика Брэдли. Историческое значение неогегельянства.


Тема 5. Феноменология Э. Гуссерля

Феноменологические стратегии в современной философии

Понятие и история формирования феноменологической философии. Жизнь и творчество Э. Гуссерля. Идея философии как строгой науки. Основные принципы феноменологического метода: понятие редукции, идеации, концепция установок сознания. Феноменологическая теория значения. Структура интенционального акта, горизонтность и феноменологический анализ сознания: ego – cogito – cogitatum. Феноменологический анализ временности сознания. Теория интерсубъективности: понятие интермонадологии, экспликация опыта чуждости, аппрезентация, аналогизирующая апперцепция как факторы конституирования другого и интерсубъективного мира. Концепция жизненного мира как проект тематизации допредикативного опыта восприятия.

Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Жизнь и творчество М. Хайдеггера. Предпосылки экзистенциальной аналитики в лекциях по герменевтике фактичности. Трансформация феноменологического метода в философии раннего М. Хайдеггера. Основания онтологии и герменевтика Dasein: понятие присутствия, его основоустройство и модусы. Основы экзистенциальной аналитики: расположение, понимание и речь, разомкнутость присутствия, страх и бытие к смерти как экзистенциалы и условия подлиннгости человеческого существования.

Феноменология искусства в «Истоке художественного творения» М. Хайдеггера: поставление мира и разомкнутость земли как сущность произведения искусства.

Критика метафизики, техники и поэтизация философии в творчестве М. Хайдеггера «после поворота»: сущность европейского нигилизма, антигуманизм и установка постава, взаимосвязь онтологии и поэзии, поэтизация философского дискурса, язык как «дом бытия».

Современные концепции феноменологии. Феноменология восприятия М. Мерло-Понти: анализ перцептивного сознания, инкорпорированность субъекта, конституирование Другого и мира в опыте телесности. Проблема «процессуального бытия» в контексте феноменологии «видимого и невидимого» М. Мерло-Понти.

Основные перспективы развития и применения современной феноменологии. Респонзивная феноменология Б. Вальденфельса: топология Чужого и основные формы чуждости. Экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвангера: понятие и метод Daseinsanalyse, видение и его горизонт в структуре трансцендентальной категории. Теория «конечных смысловых областей» А. Шюца: повседневное мышление в структуре жизненного мира.


Тема 6. Философская герменевтика

Основные предпосылки современной философской герменевтики. Две традиции философской герменевтики: реконструктивная и интегративная.

Герменевтическая онтология Х.-Г. Гадамера: феноменальная природа произведения искусства и его бытие в качестве игры. Концепция предрассудков понимания, основные черты герменевтического опыта и традиция. Язык как универсальная среда понимания.

Общая теория истолкования Э. Бетти: теория вчувствования, герменевтика ценностей и теория смысловых форм, герменевтический канон.

Современные тенденции развития герменевтики. Экзистенциально-феноменологическая герменевтика символа П. Рикера: «глубинное время» символического и герменевтика субъекта. Трансцендентально-прагматическая герменевтика К.-О. Апеля: понимание языковых выражений и герменевтическая аналитика. Герменевтика как дискурс анормального знания в контексте критики теории репрезентации в концепции Р. Рорти. Герменевтика как нигилистическая онтология Дж. Ваттимо: опыт понимания и истины в постметафизическую эпоху. Временность герменевтического опыта и концепция вневременного присутствия Г. Фигаля. «Негативная герменевтика» Ф. Джеймисона: диалектика формы и содержания, реактуализация потенциальной истории.


Тема 7. Философская антропология

Идейные предпосылки становления философской антропологии: романтизм, философия жизни, феноменология. Философская антропология М. Шелера: феноменологический анализ духа и критика концепции психофизического дуализма. Система ценностей и «материальное априори». Метафизика любви и сферы ее проявления. Материалистическая этика, аксиология и праксиология. Социология культуры и этос человека. Трактовка человека как живого существа в философии А. Гелена. Человек как «недостаточное» существо и понятие мирооткрытости. Деятельностная природа человека и формирование культуры. Плюралистическая этика: взаимодействие основных этосов. Космологизация антропологии в учении Г. Плеснера. Человек как природное и культурное существо. Ступени органического и «позициональность» человека; проблема самосозидания. Основные антропологические законы. Обоснование культурной антропологии Э. Ротхакером. «Жизненные стили» как формы самовыражения человека. Фундаментальное положение «между» как ситуация человека; уровни личностной организации. Конституирование системы культуры. Феноменология человеческого бытия Э. Финка: игра, смерть, воспитание.



b-a-astafev-strategicheskoe-prognozirovanie-i-upravlenie-na-osnove-genoma-i-zakonov-mira-teoriya-i-praktika-stranica-9.html
b-a-kobrinskij-moskovskij-nii-pediatrii-i-detskoj-hirurgii-roszdrava.html
b-a-kononenko-tel-498-602-11-93-stranica-7.html
b-a-kuchmenko-e-n-kuchmenko-stranica-2.html
b-a-kugan-rektor-gaou-dpo-irost-d-p-n-professor.html
b-a-raev-novocherkasskij-muzej-istorii-donskogo-kazachestva-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-18-pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem-proizvodstvah-i-pri-provedenii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-33-sillabicheskaya-sistema-stihoslozheniya-osnovnie-razmeri-russkoj-sillabiki-i-ih-virazitelnie-svojstva.html
  • writing.bystrickaya.ru/etika-utilitarizma.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-podrastayushego-pokoleniya-na-urokah-istorii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-avtorskaya-razrabotka-98-s-15-ris-12-tabl-53-istochnika-1-pril.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-2-2-lekcii-17-6-chasov-semestr-3-4-lab-zanyatiya-17-4-chasov-chasov-v-nedelyu-2-prakt-zanyatiya-ne-predusmotreni-kursovaya-rabota-ne-predusmotrena-srs-17-chasov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zashitniki-pokidayut-libavu-bezhenci-zhejmyalisa-gonka-na-vizhivanie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/astahova-ls-religioznij-opit-v-globalnoj-istorii-sbornik-statej-kazan-2007-redakcionnaya-kollegiya-kandidat.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-moskvi-postanovlenie-ot-14-marta-2006-g-n-176-pp-o-razvitii-sistem-vodosnabzheniya-i-kanalizacii-goroda-moskvi-na-period-do-2020-goda-stranica-8.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/znak.html
  • shkola.bystrickaya.ru/opredelenie-naibolee-effektivnih-form-i-metodov-organizovannoj-prestupnosti-chast-11.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-sistemi-upravleniya-tehnologicheskimi-processami-i-informacionnie-tehnologii-dlya-specialnostej-271200-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zheleznodorozhnie-i-avia-bileti.html
  • bystrickaya.ru/yuridicheskaya-priroda-otvetstvennosti-predusmotrennaya-nalogovim-kodeksom-rf.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-1organizaciya-uchebnogo-processa-po-kursu-politologiya-na-osnove-modulnogo-principa-i-rejtingovoj-ocenki-znanij-i-umenij-studentov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igor-kalinauskas-zhit-nado-stranica-11.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nominaciya-luchshaya-nauchnaya-rabota-o-sovershenstvovanii-mehanizma-realizacii-molodezhnoj-politiki-respubliki-kazahstan.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kollektivnij-dogovor-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-forsajt-stranica-8.html
  • abstract.bystrickaya.ru/210-uchet-obema-dokumentooborota-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-upravlenii-sudebnogo-departamenta.html
  • letter.bystrickaya.ru/obzor-rinka-torgovo-ofisnoj-nedvizhimosti-goroda-nizhnego-novgoroda.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-hozyajstvennij-i-ekonomicheskij-effekt-ot-defoliacii-hlopchatnika.html
  • grade.bystrickaya.ru/my-school-2-bao-press.html
  • college.bystrickaya.ru/1-blm-beru-menedzher-izmetn-principne-zhatpajdi-a-oamdi-pkr-arili-ser-etu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakazi-i-prodazhi-instrukciya-uchastnika-sorevnovaniya-20.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-priruchi-svoih-drakonov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-predpolagaemie-obstoyatelstva-dramaturgicheskogo-materiala-roli-i-rezhisserkoj-praktiki.html
  • college.bystrickaya.ru/24-analiz-fonda-zarabotnoj-plati-doklad-razdatochnij-material.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-1-23-dopolnitelnaya-3-12-18-20-29-49-52-85-190-228.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-oblasti-kulturi-i-iskusstva-specialnost-051000-vokalnoe-iskusstvo-po-vidam-vokalnogo-iskusstva-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-za-pervoe-polugodie-2010-2011-uchebnogo-goda.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administraciya-goroda-permi.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-obsherossijskaya-predstavitelstvo-gbou-spo-rossijskij-kolledzh-obsherossijskaya-federaciya-cid-unesco-v-rossii-tradicionnoj-kulturi-tancevalnaya-iskusstv-organizaciya.html
  • studies.bystrickaya.ru/geopolitika-nefti-afrika-chast-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gasparov-m-l-zanimatelnaya-greciya-novoe-literaturnoe-obozrenie-m-2004-stranica-15.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.