.RU

Базовая учебная программа дисциплины «Основные направления современной философии» для студентов специальности 1- 21 02 01 «Философия» Минск 2008




Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Факультет философии и социальных наук

Кафедра философии культуры


Утверждаю


Проректор по учебной работе

В. Л. Клюня ______________­_


Рег. № ____________________


Базовая учебная программа дисциплины


«Основные направления современной философии»

для студентов специальности 1- 21 02 01 «Философия»


Минск 2008


Автор: Т. Г. Румянцева, д.филос.н., профессор кафедры философии культуры, П. В. Барковский, к.филос.н., доцент кафедры философии культуры


Рецензент: А. П. Ждановский, к.филос.н., доцент кафедры философии и методологии науки


Утверждена на заседании кафедры

протокол № 6 от 9 февраля 2007 г.


Утверждена на заседании Ученого совета факультета философии и

социальных наук

протокол № 3 от 13 февраля 2007 г.


Ответственный за редакцию: Т. Г. Румянцева, д.филос.н., профессор кафедры философии культуры


Введение

Учебный курс «Основные направления современной философии» предназначен для студентов отделения философии факультета философии и социальных наук. В рамках данного курса студенты должны ознакомиться с основными парадигмальными установками и направлениями современной философии – неокантианством, неогегельянством, философией жизни, феноменологией, экзистенциализмом, прагматизмом, аналитической философией, структурализмом, постмодернизмом и т.п. Преимущественное внимание при этом уделяется не детализированному историко-философскому анализу каждой из выше упомянутых концепций, а анализу основных проблем, принципов и методов, которые определяют «смысловое ядро» современных направлений философии в XX столетии.

Данный курс является органическим элементом профессиональной историко-философской подготовки студентов-философов и находится в прямой взаимосвязи с базовыми философскими курсами: «Философская антропология», «Социальная философия», «Метафизика и онтология», «Теория познания и философия науки», «Этика», «Эстетика», «Религиоведение», «Культурология».

Цель курса:

Задачи курса:

В результате изучения курса студенты должны знать:

В результате изучения курса студенты должны уметь:

^ 2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование темы


Лекции

Сем.

Самост.

работа

Всего

1.

Классическая и современная западная философия: проблемы преемственности и развития


4

2

4

10

2.

Неокантианство


12

8

2

22

3.

Философия жизни


14

10

6

30

4.

Неогегельянство


4




2

6

5.

Феноменология Э. Гуссерля

Феноменологические стратегии в современной философии














6.

Философская герменевтика














7.

Философская антропология.














8.

Философия экзистенциализма и персонализма














9.

Философия неотомизма и диалектическая теология













10.

Философия прагматизма













11.

Аналитическая философия













12.

Постпозитивизм как современная философия науки














13.

Структуралистская парадигма и постструктурализм













14.

Постмодернистские направления

в современной философии














15.

Неомарксизм и постмарксизм













16.

Социально-критическая теория




















































Всего:

34

20

14

68



Тема 1. Классическая и современная западная философия: проблемы преемственности и развития

К вопросу о легитимности термина «Современная западная философия». Основные парадигмальные установки философской классики и их переоценка в неклассической философии: отрицание метафизики; переосмысление проблемного поля классической философии и понятийно-категориального аппарата, используемого для его осмысления; отказ от априоризма и трансцендентализма; переосмысление классических онтологий и субъект-объектной схемы познавательного процесса; специфика моделирования социальных процессов и антропологической проблематики.

Социальные, идейно-теоретические и теоретико-познавательные предпосылки формирования и развития основных направлений в философии конца ХIХ – начала ХХ в.

Основные характеристики и центральные темы современного философского мышления.


Тема 2. Неокантианство

Исторические, естественнонаучные и идейно-теоретические предпосылки «кантианского возрождения» в западноевропейской философии в последней трети ХIХ в.

Основные направления неокантианства: физиологическое (^ Г. Гельмгольц, Ф. Ланге), реалистическое (А. Риль, О. Кюльпе), психологическое (Л. Нельсон), трансцендентально-логическое, (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), трансцендентально-психологическое (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер). Отношение представителей Марбургской школы к идейному наследию Канта. Понятие трансцендентального метода у Канта и в философии Марбургской школы.

Проблема предмета философии. Понятие о чистом познании и задачи построения логики чистого познания. Принципы «систематического единства» и «изначального происхождения» знания.

Проблема «вещи в себе» и «данности» в философии Марбургской школы неокантианства.

Трактовка ощущения как формы чистой мысли. Познание как построение предмета чистой мыслью. Этика «чистой воли» и «этический социализм».

Анализ основных идей П. Наторпа. «Философия символических форм» Э. Кассирера.

«Фикционализм» Х. Файхингера.

Баденская (Фрейбургская) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Понятие о предмете философии. Критика объективирующего и субъективирующего мировоззрений. Соотношение действительности и мира: понятие «ценности» в философии Виндельбанда и Риккерта. Риккерт о типах связи ценности с действительностью: блага и оценки. Конкретизация предмета философии как проблемы единства ценности и действительности.

Гносеология Баденской школы. Анализ проблемы трансцендентного объекта. Три типа данности объекта субъекту. Проблема объективности суждения, его ценностный характер. «Долженствование» как предмет и критерий познания. Представители Баденской школы о познании как преобразовании действительности.

Методология Баденской школы. «Науки о природе» и «науки о культуре». Генерализирующий и индивидуализирующий методы. Теория культуры Баденской школы. История как процесс кристаллизации ценностей. Значение Баденской школы неокантианства в истории философии и культуры ХХ столетия.


Тема 3. Философия жизни

Социально-исторические, естественнонаучные и идейно-теоретические предпосылки возникновения философии жизни в Германии. Понятие «жизнь» как первичная реальность, целостный органический процесс. Основные разновидности трактовки понятия «жизнь». Философия жизни как пролог нового типа философствования, ее место и роль в истории философии и культуры ХХ столетия. Основные представители философии жизни в Германии: Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер.

Ф. Ницше – родоначальник философии жизни. Его место и роль в философии и культуре ХХ в. Исторические судьбы ницшеанства.

Романтизм молодого Ницше. Влияние А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. «Рождение трагедии» – ключ к расшифровке последующего творчества философа.

«Сверхчеловек» – культурно-этический идеал Ницше. Работа Ницше «Так говорил Заратустра». Зарождение идеи о сверхчеловеке. Исторический сверхчеловек. Сверхчеловек как биологический тип, высший по сравнению с Homo sapiens. Основные черты сверхчеловека в трактовке Ницше. Идея о вечном возвращении и ее современные интерпретации.

«Переоценка всех ценностей» – учение Ф. Ницше о культурно-историческом процессе и морали. Работа Ницше «По ту сторону добра и зла». Учение о морали. Мораль господ и мораль рабов. Генеалогический метод Ницше и его современные интерпретации («К генеалогии морали»).

Воля к власти как основополагающий принцип учения Ницше. Разум (интеллект) и аффекты (инстинкты) как проявления воли к власти. Понятие о перспективизме. Ницше и современная философская антропология. Преодоление метафизики в философии Ницше. Интерпретация идей Ницше в философии ХХ века (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Деррида, Ж. Делез, Р. Рорти).

^ Философия жизни В. Дильтея. Проблема предмета философии в творчестве раннего Дильтея. Философия как мировоззрение и методология «наук о духе». Работа Дильтея «Введение в науки о духи». «Науки о природе» и «науки о духе». Понятие герменевтики и герменевтического метода Дильтея. Влияние Дильтея на последующую герменевтическую традицию в философии ХХ в. Исторические судьбы учения Дильтея.

^ Философия жизни О. Шпенглера. «Закат Европы» ­­– центральное произведение Шпенглера. Главные предпосылки становления философских взглядов мыслителя. Шпенглер и русская философия. Морфология истории Шпенглера и ее основные понятия: «становление» и «ставшее», «душа», «судьба», «жизнь», «мир». Метод исторического познания Шпенглера и его основные составляющие: «глубинное переживание», «физиогномический такт», релятивизм. Критика Шпенглером классической концепции истории. Основные принципы его циклической модели истории. Учение о цивилизации.

Идея Шпенглера о «закате Европы» в контексте современной философской глобалистики (С. Хантингтон, П. Бьюкенен, Ф. Фукуяма и др.)

^ А. Бергсон – представитель философии жизни во Франции. Бергсон о процессе развития и познания. Инстинкт, интеллект и интуиция как разветвления «потока жизни». Методология познания Бергсона и его концепция интуиции. Иррационализм Бергсона. Социальная философия: мораль и религия; понятия «закрытого» и «открытого общества. Бергсон и литература «потока сознания» (Ф. Кафка, М. Пруст, Д. Джойс).


^ Тема 4. Неогегельянство

Возникновение неогегельянства в Германии в первой половине ХХ века. Р. Кронер о смысле и предмете философии.

«Актуальный идеализм» ^ Дж. Джентиле. Философия истории Джентиле. Неогегельянский «атеизм» Б. Кроче.

Историцизм Р. Дж. Коллингвуда. Экзистенциалистская реконструкция гегелевской системы философии в учениях Ж. Валя, А. Кожева и Ж. Ипполита. Система «критической онтологии» Н. Гартмана. Абсолютный идеализм Ф. Г. Брэдли. Учение об абсолюте. Негативная диалектика Брэдли. Историческое значение неогегельянства.


Тема 5. Феноменология Э. Гуссерля

Феноменологические стратегии в современной философии

Понятие и история формирования феноменологической философии. Жизнь и творчество Э. Гуссерля. Идея философии как строгой науки. Основные принципы феноменологического метода: понятие редукции, идеации, концепция установок сознания. Феноменологическая теория значения. Структура интенционального акта, горизонтность и феноменологический анализ сознания: ego – cogito – cogitatum. Феноменологический анализ временности сознания. Теория интерсубъективности: понятие интермонадологии, экспликация опыта чуждости, аппрезентация, аналогизирующая апперцепция как факторы конституирования другого и интерсубъективного мира. Концепция жизненного мира как проект тематизации допредикативного опыта восприятия.

Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Жизнь и творчество М. Хайдеггера. Предпосылки экзистенциальной аналитики в лекциях по герменевтике фактичности. Трансформация феноменологического метода в философии раннего М. Хайдеггера. Основания онтологии и герменевтика Dasein: понятие присутствия, его основоустройство и модусы. Основы экзистенциальной аналитики: расположение, понимание и речь, разомкнутость присутствия, страх и бытие к смерти как экзистенциалы и условия подлиннгости человеческого существования.

Феноменология искусства в «Истоке художественного творения» М. Хайдеггера: поставление мира и разомкнутость земли как сущность произведения искусства.

Критика метафизики, техники и поэтизация философии в творчестве М. Хайдеггера «после поворота»: сущность европейского нигилизма, антигуманизм и установка постава, взаимосвязь онтологии и поэзии, поэтизация философского дискурса, язык как «дом бытия».

Современные концепции феноменологии. Феноменология восприятия М. Мерло-Понти: анализ перцептивного сознания, инкорпорированность субъекта, конституирование Другого и мира в опыте телесности. Проблема «процессуального бытия» в контексте феноменологии «видимого и невидимого» М. Мерло-Понти.

Основные перспективы развития и применения современной феноменологии. Респонзивная феноменология Б. Вальденфельса: топология Чужого и основные формы чуждости. Экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвангера: понятие и метод Daseinsanalyse, видение и его горизонт в структуре трансцендентальной категории. Теория «конечных смысловых областей» А. Шюца: повседневное мышление в структуре жизненного мира.


Тема 6. Философская герменевтика

Основные предпосылки современной философской герменевтики. Две традиции философской герменевтики: реконструктивная и интегративная.

Герменевтическая онтология Х.-Г. Гадамера: феноменальная природа произведения искусства и его бытие в качестве игры. Концепция предрассудков понимания, основные черты герменевтического опыта и традиция. Язык как универсальная среда понимания.

Общая теория истолкования Э. Бетти: теория вчувствования, герменевтика ценностей и теория смысловых форм, герменевтический канон.

Современные тенденции развития герменевтики. Экзистенциально-феноменологическая герменевтика символа П. Рикера: «глубинное время» символического и герменевтика субъекта. Трансцендентально-прагматическая герменевтика К.-О. Апеля: понимание языковых выражений и герменевтическая аналитика. Герменевтика как дискурс анормального знания в контексте критики теории репрезентации в концепции Р. Рорти. Герменевтика как нигилистическая онтология Дж. Ваттимо: опыт понимания и истины в постметафизическую эпоху. Временность герменевтического опыта и концепция вневременного присутствия Г. Фигаля. «Негативная герменевтика» Ф. Джеймисона: диалектика формы и содержания, реактуализация потенциальной истории.


Тема 7. Философская антропология

Идейные предпосылки становления философской антропологии: романтизм, философия жизни, феноменология. Философская антропология М. Шелера: феноменологический анализ духа и критика концепции психофизического дуализма. Система ценностей и «материальное априори». Метафизика любви и сферы ее проявления. Материалистическая этика, аксиология и праксиология. Социология культуры и этос человека. Трактовка человека как живого существа в философии А. Гелена. Человек как «недостаточное» существо и понятие мирооткрытости. Деятельностная природа человека и формирование культуры. Плюралистическая этика: взаимодействие основных этосов. Космологизация антропологии в учении Г. Плеснера. Человек как природное и культурное существо. Ступени органического и «позициональность» человека; проблема самосозидания. Основные антропологические законы. Обоснование культурной антропологии Э. Ротхакером. «Жизненные стили» как формы самовыражения человека. Фундаментальное положение «между» как ситуация человека; уровни личностной организации. Конституирование системы культуры. Феноменология человеческого бытия Э. Финка: игра, смерть, воспитание.



b-a-astafev-strategicheskoe-prognozirovanie-i-upravlenie-na-osnove-genoma-i-zakonov-mira-teoriya-i-praktika-stranica-9.html
b-a-kobrinskij-moskovskij-nii-pediatrii-i-detskoj-hirurgii-roszdrava.html
b-a-kononenko-tel-498-602-11-93-stranica-7.html
b-a-kuchmenko-e-n-kuchmenko-stranica-2.html
b-a-kugan-rektor-gaou-dpo-irost-d-p-n-professor.html
b-a-raev-novocherkasskij-muzej-istorii-donskogo-kazachestva-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/mashinazhasaudai-tehnikali-normalau.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rossijskij-rinok-truda-mesto-molodezhi-na-rinke-truda.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-smyatenie-umov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-o-poryadke-rassledovaniya-i-ucheta-narushenij-bezopasnosti-dvizheniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmetnie-olimpiadi-podgotovka-i-uchastie-otchyot-metodicheskogo-obedineniya-uchitelej-istorii-i-geografii-za-2009.html
  • esse.bystrickaya.ru/prokonsultirujte-grazhdan-rabochaya-programma-disciplini-opd-f-15-ekologicheskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-10-velikih-trenerov-kniga-budet-interesna-dlya-kazhdogo-kto-uvlechen-futbolom-i-istoriej-sporta-v-celom.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sud-kadirov-protiv-orlova-byulleten-pravozashitnogo-centra-memorial.html
  • credit.bystrickaya.ru/pajdalanushi-nsaulii-zhjede-zhmis-steud-bastau-shn-zhmis-ornin-retteu-klient.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-vsemirnaya-pautina-koncepciya-giperteksta-2-vsemirnaya-pautina-3-navigator-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leksika-religiozno-mifologicheskih-i-islamo-hristianskih-obryadov-i-verovanij-v-govorah-prichepeckih-tatar-udmurtii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pri-izdanii-akta-o-naznachenii-zadachi-reformirovaniya-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-rossijskoj-federacii-pravovoe-regulirovanie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-sredoj-otkritij-konkurs-naimenovanie-otkritogo-konkursa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-intonaciya-i-ee-rol-v-obshenii-kratkij-konspekt-lekcij-po-chitaemim-disciplinam-mezhkulturnaya-i-mezhyazikovaya-kommunikaciya.html
  • school.bystrickaya.ru/1-pravovaya-baza-dlya-ocenki-torgovih-marok-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-3sozdanie-i-redaktirovanie-tablic-praktikum-razbit-na-sem-tem-v-kazhdoj-iz-kotorih-soderzhitsya-postanovka.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-aza-filologiyasi-kafedrasi-oral-2014.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-4-specialnie-vidi-ekologicheskih-prestuplenij-l-l-kruglikov-rekomendovan-ministerstvom-obrazovaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-slova-bez-okonchaniya-zakonchennij.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-programmi-primireniya-programma.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernoe-uchebno-tematicheskoe-planirovanie-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-uchebnih-predmetov-izobrazitelnoe-iskusstvo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-ulan-ude-na-2008-2010-godi-i-na-period-do-2017-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obespechenie-ustojchivosti-raboti-agropromishlennogo-obekta-v-usloviyah-chrezvichajnih-situacij.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pulmonologiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2006-g.html
  • books.bystrickaya.ru/direktor-mu-cbs-g-fryazino-vasilenko-l-n.html
  • letter.bystrickaya.ru/napravlenie-kurs-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-filiala-negosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/podsekciya-nemeckogo-yazika-61-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-posvyashennaya-50-letiyu-pervogo-polyota-cheloveka-v-kosmos-programma.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-po-fizike-dlya-predprofilnoj-podgotovki-uchenikov-9-h-klassov-fizik-issledovatel.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-tridcat-vtoraya-kniga-pervaya-iz-serii-zhizn-na-lyubvi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/russkie-narodnie-skazki-pir-voobrazhenya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-sostavleniyu-rabochih-programm-uchebnih-disciplin.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnij-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-kontrolnih-rabot-po-osobennoj-chasti-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-studentam.html
  • learn.bystrickaya.ru/gde-i-kto-dolzhen-vstrechat-posetitelya-stranica-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/olimpiadnie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-dlya-uchashihsya-nachalnoj-shkoli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.